-->
Суббота, 20 Апреля 2024
RUNYweb.com > > >

Оценить материал


Вставить в блог

Bookmark and Share

Интервью с Эдуардом Лозанским, президентом организации «Русский Дом «Континент» (США)

21 Февраля, 2011, Беседовал Геннадий Кацов

Президентом организации «Русский Дом «Континент» (США) Эдуард Лозанский.

Президентом организации «Русский Дом «Континент» (США) Эдуард Лозанский. Фото с сайта daylife.com

В этом году исполняется 30 лет "Русскому Дому "Континент" (Вашингтон). В конце марта 2011 года очередной Всемирный Российский Форум организации будет посвящен празднованию 50-летия полета Юрия Гагарина в Космос. Специально для RUNYweb.com дал интервью президент организации Эдуард Лозанский.

Эдуард, ваша организация была создана в 1989 году. Основные аспекты ее работы? Какова идеологическая направленность, если таковая имеется?
На самом деле, она была образована в 1981 году, и называлась тогда Сахаровский Международный Комитет. Ее целью было добиваться освобождения Сахарова из ссылки в Горький, а также других политических заключенных из советских тюрем и психбольниц.  Кстати, наш первый Форум в Вашингтоне состоялся 21-го мая 1981 г., и был посвящен 60-летнему юбилею академика Сахарова. К 1989 году все эти проблемы, к счастью, были решены и мы изменили как название организации, так и направление ее деятельности. Теперь наша главная цель – поиски путей сближения России и США, и превращения их в стратегических партнеров и союзников. 

Что есть "Русский Дом "Континент" по структуре, количеству работников, отделениям в других штатах и странах?
“Русский Дом” – это название нашей штаб-квартиры в Вашингтоне, и одноименного бизнеса, позволяющего финансировать некоммерческие проекты (“Континент USA” и “Американский Университет в Москве”) без грантов и пожертвований. Бизнес “Русский Дом” – это известный в Вашингтоне клуб и ресторан, пользующийся большой популярностью, особенно после того, как его облюбовали русские хоккеисты, играющие за местную команду. Я имею в виду конечно Овечкина, Федорова, Семина и др.
“Континент USA” занимается издательской деятельностью, также как и его знаменитый прародитель - журнал “Континент”, а “Американский Университет в Москве” – образовательными программами для российских студентов с участием американских профессоров. Кстати, самая первая частная бизнес-школа, еще при жизни СССР, была создана нами в 1990 году на базе МГУ. Постоянных, штатных работников у нас нет. Все проекты осуществляются волонтерами или по краткосрочным договорам. Представительство есть в Вашингтоне и Москве.        

Почему в Вашингтоне нет русского лобби? Могли бы вы взять на себя такую функцию, то есть насколько это было бы по силам вашей организации?
Это очень сложный вопрос, и ответить на него невозможно в рамках интервью. Если совсем коротко, то главная причина – разобщенность российской диаспоры, не только по принадлежности к одной из ее пяти волн, но и внутри каждой волны.   Взять на себя такую функцию мы не можем, так как для этого у нас нет необходимых ресурсов, но я считаю создание такого лобби необходимым, о чем неоднократно говорил в различных американских и российских СМИ, а также в своей монографии “Этнический Лоббизм в США”, изданной в Москве. Мне очень приятно, что эта книга используется в качестве учебника в некоторых российских вузах, и по ней даже защищают диссертации.  

Интересно, что в интернете большая часть статей – не столько о "Русском Доме "Континент", сколько о вас лично, Эдуарде Лозанском. Комментарии по вашей части как хвалебные, так и резко ругательные. Вас называют агентом ЦРУ (российский историк Олег Платонов) и агентом КГБ (Елена Боннер и журналист Юлия Латынина), вы публикуетесь в крупнейших американских и российских СМИ, организуете форумы в Москве и Вашингтоне. В них принимают участие высокопоставленные правительственные чиновники. Кто же вы, мистер Лозанский?
Это печальный факт, но в России и среди российской эмиграции очень часто твои политические оппоненты, вместо цивилизованной дискуссии, предпочитают вешать на тебя ярлыки, Понятно, что есть люди, которым наша деятельность по сближению России и США не нравится. Некоторым российским оппозиционерам мы явно мешаем продвигать свои идеи в Вашингтоне, поэтому им проще всего назвать нас агентами КГБ. Впрочем, никто иной, как Егор Гайдар, светлая ему память, был уверен в моих связях с ЦРУ. По крайней мере, об этом мне доверительно сообщил его близкий друг и соратник Аркадий Мурашев. Все это ерунда, и мы с Татьяной относимся к этим заявлениям с юмором. Пока у нас, слава богу, нет никаких проблем с американскими или российскими властями и, как вы сказали, высокопоставленные чиновники обеих стран участвуют в наших Форумах. Я думаю, они это делают не из любви ко мне, а из чисто прагматических соображений, так как понимают, что обе страны нужны друг другу для решения множества общих проблем. 

Судя по вашим статьям и комментариям, вы придерживаетесь идеи американо-российского альянса, что вполне сегодня в русле так называемой «перезагрузки» отношений между США и Россией. В дискуссии в Конгрессе США с Гарри Каспаровым, ваш оппонент призывал к изоляции России, ислючения ее из Большой Восьмерки, возвращения к Рейгановскому определению СССР, как «Империи Зла». Ваше отношение к российской оппозиции, и к позиции Каспарова и его единомышленников?
Каспаров личность, несомненно, известная, и его охотно цитируют в западных СМИ, забывая при этом, что когда мы боролись с коммунизмом, Гарри был лояльным членом КПСС и его эта система тогда вполне устраивала. Но дело не в этом, оппортунизм и мимикрия в политике вещь обычная. Я бы подошел к этому вопросу несколько шире.
В Америке можно различить две основные школы, предлагающие выбор политики по отношению к России. Первая выступает за последовательное сближение с Россией и эволюционное развитие в ней демократических институтов посредством взаимовыгодного сотрудничества и обмена идеями. Вторая, которую, в основном, продвигают так называемые нео-консерваторы, но не только они, предлагает достаточно жесткий подход к России, отказ от сотрудничества с ней, ее ослабление и изоляцию под лозунгами продвижения демократии и цветных революций на всем постсоветском пространстве. 
Я сторонник идей первой школы, а Каспаров, Немцов, Илларионов и другие представители российской демократической оппозиции разделяют взгляды второй, влияние которой преобладало во времена Буша. Однако, с приходом Обамы наши идеи о сближении с Россией посредством «перезагрузки» отношений становятся все более популярными.
В целом не скрою, что нынешняя, как ее часто называют, либеральная российская оппозиция не вызывает у меня больших симпатий. В конце восьмидесятых и в начале девяностых годов мы старались ей помочь, чем могли, привозили из Америки компьютеры, ксероксы, факсы, что тогда было большой редкостью. Моя супруга Татьяна была даже доверенным лицом Хакамады на выборах в Госдуму. Однако потом наступило разочарование. Те, кого мы считаем демократами, никак не могут договориться между собой, привлекают к сотрудничеству даже нацболов и коммунистов. Создается впечатление, что у них нет позитивной программы, и их объединяет лишь ненависть к Кремлю. Вместо грамотной политической борьбы за голоса избирателей, они заняты разборками между собой и аппеляциями к Вашингтону и Брюсселю. 
Что касается тех, кто мне симпатичен, то могу назвать, пожалуй, Анатолия Чубайса и Никиту Белых. Эти двое занимаются конкретными делами, а не пустопорожней болтовней. 

Считаете ли вы, что политический тандем Путин –Медведев оптимально привлекателен и перспективен для развития взаимоотношений с США, и является благом для самих россиян – с политической, идеологической, социальной, экономической точек зрения?
Что бы ни говорилось о печальном состоянии российской демократии, страна, существующая уже более тысячи лет, никогда не была столь свободна, как сейчас. Разумеется, у нее множество проблем, но все убедительные опросы общественного мнения говорят о том, что подавляющее большинство населения России поддерживают правящий режим. Объективно, несмотря на все недостатки, «тандемократия» Путина и Медведева — далеко не худший возможный сценарий для России в данный исторический период. Это несравненно лучше, чем на волне всеобщего недовольства власть захватили бы красно-коричневые коммунисты и националисты и завели страну в очередной безвыходный тупик. Нужно честно признать, что в настоящее время у демократической оппозиции нет ни одного убедительного лидера, который смог бы победить даже на самых честных и самых демократичных выборах.

В известном споре «Российская диаспора: Пятая колонна России или русское лобби в США?», какой точки зрения придерживаетесь вы? Должна ли диаспора отстаивать интересы Америки, или интересы России?
Мне кажется, что такая постановка вопроса неправомерна и нелогична. Как я уже сказал выше, в решении многих основных мировых проблем интересы США и России совпадают, поэтому здесь у диаспоры не может быть никаких патриотических, моральных или этических противоречий. Америка - страна иммигрантов, и каждая этническая община здесь играет роль моста со своей исторической родиной. В этом и заключается одно из значительных преимуществ США перед другими странами, и в этом и есть сила американской демократии.   Чем больше российская диаспора в США будет вовлекаться в совместные с Россией бизнес, культурные, научные, образовательные и другие проекты, тем лучше и для России, и для Америки.

Ежегодно в Вашингтоне проводятся ваши Форумы. Каково их отличие от, к примеру, Форумов, организованных Координационным Советом Российских Соотечественников?
Наш Форум - это инициатива американских и российских неправительственных, общественных организаций. Он всегда проходит в Сенате США, и среди участников находятся как американские, так и российские известные политики, бизнесмены, деятели науки, культуры и образования. Повестка дня включает также наиболее острые политические проблемы. 
Что касается Форумов Координационного Совета, то, насколько я понимаю, они проводятся по инициативе российского МИДа. В них участвуют, в основном, представители диаспоры, которые обсуждают свои культурные и гуманитарные проблемы, такие как сохранение русского языка, жизнь российских общин, музыкальные фестивали, спорт и др. В принципе, одно другому не мешает, и пусть расцветают сто цветов. Главное, чтобы в результате этих Форумов усиливались процессы сплочения российской диаспоры и укрепления сотрудничества России и США по различным направлениям.  

В конце марта 2011 года очередной Всемирный Российский Форум организации будет посвящен празднованию 50-летия полета Юрия Гагарина в Космос. В своем ежегодном обращении к нации 25 января 2011 года, президент США Барак Обама использовал слово «спутник», как некий символ, давший толчок мощному развитию американской науки и техники в 1960-х. То есть, тема вашего Форума настолько в русле идей американского президента, что создается впечатление, будто вы созванились с ним заранее. Устраивает ли вас нынешняя политика Администрации Обамы, как внешняя, так и внутренняя? Этот вопрос к вам, гражданину США, да и ваша организация участвует в налаживании американо-российских отношений, то есть вы – по обе стороны барьера.
Скажу честно, что свое ежегодное обращение к нации Обама готовил без моего участия, однако не скрою, что слушать его мне было приятно, так как он, сам того не подозревая, здорово помог пропиарить наш Форум. Сразу после выступления Обамы мне посыпались звонки и новые интересные предложения, в том числе, от бывших участников космических полетов. Космос является превосходным примером взаимовыгодного сотрудничества России и США. Не скрою также: несмотря на то, что я являюсь активным членом республиканской партии и никогда не скрывал своего восхищения Рональдом Рейганом, внешняя политика Обамы, по крайней мере, по отношению к России мне более близка, чем политика моего однопартийца Джорджа Буша младшего.   

Несмотря на «перезагрузку», в России отношение к Америке и к американцам в последнее десятилетие, как известно, подозрительное и недружелюбное. Планирует ли вы какой-либо проект, который бы способствовал ослаблению антиамериканских настроений в России?
Здесь я должен отметить, что несмотря на то, что большинство российских СМИ “болеют” антиамериканизмом, многие опросы общественного мнения, которым вполне можно доверять, часто показывают довольно высокий процент россиян, относящихся к Америке вполне дружелюбно. Конечно, негатив преобладает, и это нужно как-то исправлять. Я неоднократно обращался в американскую администрацию с просьбой вести более активную работу в России, разъясняющую политику Вашингтона, и показывающую примеры взаимовыгодного сотрудничества. К сожалению, особых успехов на этом направлении пока не видно.
Что касается меня лично, то я пытаюсь это делать в меру своих сил во время  довольно частых выступлений в российских СМИ и на лекциях в МГУ, где я читаю курс “Американо-Российские Отношения”, с привлечением ведущих американских экспертов. Этого, конечно, мало, но я делаю все от меня зависящее, чтобы антиамериканский накал в России и, кстати сказать, не менее порочный  антироссийский накал в Америке, - оба шли на убыль. 

© RUNYweb.com

Просмотров: 12282

Вставить в блог

Оценить материал

Отправить другу



Добавить комментарий

Введите символы, изображенные на картинке в поле слева.
 

0 комментариев

И Н Т Е Р В Ь Ю

НАЙТИ ДОКТОРА