С днем рождения, мистеры Президенты!
21 Февраля, 2011, Автор: Геннадий Кацов
С днем рождения, мистеры Президенты!
Февраль в США, как известно, месяц людей уважаемых и государственных. Фривольный День Валентина с двух сторон подпирают дни рождения Авраама Линкольна (02.12) и Джорджа Вашингтона (02.22). Трудно найти в американской истории пару Водолеев с такой безупречной репутацией, оттого никто и не удивляется, обнаружив День Президентов именно в феврале.
Кого еще из первых джентльменов государства мы назовем, резко проснувшись в три часа ночи? Скорее всего, Кеннеди и Клинтона. Допустим, Вильсона, Трумэна и Рейгана. Вряд ли кто вспомнит Милларда Филлмора, хотя мне он симпатичней всех остальных: какое надо иметь мужество, чтобы войти в историю президентом, тринадцатым по счету.
Но вернемся к равновеликим. В патриотическом сознании нации Вашингтон и Линкольн - близнецы-братья, как в ином государстве душевно близкими родственниками были Ленин и Партия.
Насколько это верно?
Не стоит в этом месте прибегать к формальной логике, сравнивая долларового Вашингтона и пятидолларового Линкольна. Хотя, почему Авраам выше Джорджа, пусть и на уровне купюр Федерального Резерва?
Ответ на этот вопрос можно поискать, не выходя за пределы Манхэттена. Просто побывав в расслабленном Джордж Вашингтон Сквере и культовом Авраам Линкольн Центре. Популярнейшие в Нью-Йорке места, эрогенные зоны любого туриста, заглянувшего на недельку-другую в город Большого Яблока.
Любопытно, насколько оба центра досуга и развлечений соответствуют своим названиям и характерам обоих президентов.
В 1826 году на месте бывшего кладбища, на лобном месте, где до 1822 года проходили экзекуции и казни через повешение, было решено разбить парк. Он был назван именем первого президента США.
В 1892 году в парке установили Триумфальную арку в честь столетия президентства Вашингтона. Арочный свод выходит к началу 5-й авеню, задником упираясь в небольшой сквер. Вот, собственно, и все: в изначальной идее - помпезность и имперское величие. Не назови этот сквер именем Вашингтона, так бы оно и было.
В 1916 году дадаист Марсель Дюшамп в компании актеров, писателей и художников взбирается по ста двум внутренним ступеням арки. Оттуда, сверху, они провозглашают Вашингтон сквер и Гринвич независимой Республикой Богемы.
Шумно хлопают бутылки с шампанским, головы зевак посыпают конфетти и серпантином. Взлетают разноцветные шары. Им навстречу спускаются воздушные поцелуи и поздравления. Под занавес, полицейские с великим трудом стаскивают основателей независимой Республики по крутым ступеням, но дело было сделано. Свобода, богемный дух получили прописку на этом, отдельно взятом участке нью-йоркской карты.
С тех пор в Вашингтон Сквер выступают вольные актеры и музыканты, фокусники, драматические актеры и пробующие себя на публике комедианты. Ежедневно, с утра до позднего вечера.
Назови эту площадь городские мужи Линкольн Сквером - кирдык наступил бы вольному делу.
Имя Вашингтона исключительно точно нашло подходящее своему характеру место. Известный в кругу посвященных, как "Джордж - две бутылки "Мадеры", генерал и президент был вовсе не тем добропорядочным отцом-основоположником, каковым мы привыкли его считать, разглядывая популярную купюру казначейства США. Две бутылки «Мадеры» в день, не меньше, - таково было жизненное кредо президента, с бурной юности и до последних дней.
Активная позиция везде и во всем. При защите Нью-Йорка от англичан в Войне за независимость, первый бой американцы провели без главнокомандующего. Англичане внезапно напали глубокой ночью, когда Джордж пылко сражался в объятиях патриотки, истово преданной идеям новой американской нации.
Адъютанты нашли главнокомандующего только под утро. Бой был проигран.
При всем при том, семьянином Джордж был ответственным: женившись на вдове с двумя детьми, Вашингтон сделал ее, как и обещал, Первой леди государства.
А теперь - Авраам Линкольн. Адвокат, экстерном изучивший юриспруденцию. Отец четверых детей, автор исторической Гетисбергской речи. Лидер нации и ее надежда, как с политической, так и с моральной точек зрения.
В Гражданской войне Линкольн выступал на стороне Северян. Возможно, еще остались сегодня не обремененные знанием народы, которые ошибочно считают, что Северяне боролись за свободу негров, пардон, афроамериканцев. Южане, мол, тянули их в рабское настоящее, а Северяне отстаивали светлое негритянское будущее.
Суть Гражданской войны была, разумеется, не в этом. 11 свободолюбивых южных штатов, недовольных развитием отношений с федеральной властью, решили, в полном согласии с Конституцией, выйти из США и создать отдельный союз - Конфедерацию. Однако Америка уже была не той, какой ее задумывали отцы-основатели. Америка XIX века никого не желала отпускать.
При Вашингтоне каждый штат обладал независимостью, правами и возможностями. Конституционные Поправки, принятые по требованию отдельных штатов Новой Англии, тому пример.
При Линкольне же эти права существовали, но эпоха была иной: полным ходом шло становление американской Империи. Собственно, современная Америка - это страна более Линкольна со всеми выходящими отсюда запретами, чем Вашингтона. Против чего и борются нынешние «фримены», «патриоты», милиционеры-ополченцы и прочие.
А теперь не будем ходить далеко за примерами: из номинальной стоимости доллара следует, что сегодня нам в пять раз ближе Линкольн, чем Вашингтон.
Личности же Авраама Линкольна и историческому духу его времени соответствует Линкольн Центр, грандиозный монумент имени Культуры и Искусства.
Вестсайдская история такова: в 1950-х годах из района 60-х улиц на манхэттенском Вест-Сайде были выселены 1,5 миллиона жителей. Их дома снесли, а строительную площадку разровняли, отдав ее под шесть театральных зданий.
Все здания получили строгую горизонтальную крышу и классические формы параллелепипеда (обратите внимание на чеканные черты Авраама Линкольна), облицованы итальянским травертином, окружены колоннадами. Группа архитекторов во главе с Уоллесом Гаррисоном вдохновлялась имперскими образцами античного Рима.
Несмотря на то, что в Эвери Фишер Холл проходят джазовые фестивали, а летом площадь Линкольн Центра отдана под танцевальную площадку, на которой выступают мастера в стиле «кантри», Линкольн Центр – это, прежде, всего Метрополитен Опера, нью-йоркский Балет, Театр Вивьен Бьемон. Это фестиваль Моцарта, «Щелкунчик» под Рождество, панно Шагала, бюст Бетховена работы Бурделя...
Строгость, классика. Жесткий академизм. На площади имени Линкольна – всегда без фокусов и сальто-мортале, без художников и прочих саксофонистов с актерами. Только симметричный, разрешенный по сезону Фонтан.
Выверенный дух эпохи шестнадцатого президента Авраама Линкольна этому соответствует, как помпезные декорации - арии Аиды.
Иными словами, как вольница Вашингтон Сквера - бытовому пьянству генерала и первого президента США Джорджа Вашингтона.
Источник: www.gkatsov.com
Добавить комментарий
0 комментариев