-->
Пятница, 29 Марта 2024
RUNYweb.com > > >

Оценить материал


Вставить в блог

Bookmark and Share

Goldman Sachs против русского программиста Сергея Алейникова

23 Апреля, 2015, Александр Грант

Сергей Алейников (слева) покидает здание Манхэттенского суда вместе со своим адвокатом.

Сергей Алейников (слева) покидает здание Манхэттенского суда вместе со своим адвокатом. Фото с сайта nytimes.com

По всем понятиям американской кинофантастики это следовало назвать «Империя наносит второй удар», но в данном случае это уже не империя, а ее составная часть.

В манхэттенском отделении Верховного суда штата Нью-Йорк вторую неделю слушается дело бывшего москвича Сергея Викторовича Алейникова, которого обвиняют в хищении интеллектуальной собственности, а точнее «исходного кода высокочастотной трейдинговой системы» инвестиционного банка Goldman Sachs, где 45-летний Алейников работал с мая 2007 по июнь 2009 года. Как заявил во вступительной речи его адвокат Кевин Марино, нет ничего уголовно наказуемого в том, что его клиент скопировал это код. «Сергей Алейников виноват единственно в том, что перешел дорогу Goldman Sachs», – сказал адвокат присяжным и пояснил, что нарушение внутренней политики компании нельзя превращать в уголовное преступление вне зависимости от ее размеров.

Манхэттенская районная прокуратура во главе с Сайрусом Вэнсом утверждает, что Алейников похитил у банка, где работал, упомянутый высокочастотный код, как «секретный материал», и пытался замести следы, поступая на новую работу, где ему предложили втрое больший оклад. Это обвинение грозит Сергею Викторовичу лишением свободы на срок до 4 лет, но его этим не испугаешь и признавать себя виновным он не намерен. К тому же, сообщил присяжным Кевин Марино, предъявленные Алейникову обвинения не предусмотрены законом штата Нью-Йорк, поскольку банк Goldman Sachs экономически не пострадал от копирования этого кода. Адвокат также добавил, что законы, в нарушении которых обвиняют его клиента, требуют, чтобы Алейников сделал «осязаемые» копии, а «в этом зале вы не видите каких-либо осязаемых копий».

Представитель Goldman Sachs Майкл ДюВалли это заявление не комментировал, а обвинитель Дэниел Холмс возразил адвокату, что похищенные коды должны были помочь новому работодателю Алейникова в скорости торговли своей продукцией, то есть понижали конкурентоспособность Goldman Sachs, а это не что иное, как экономический ущерб. Обвинитель объяснил присяжным, что Сергей Алейников тайно создал собственную компьютерную программу, с помощью которой вторгся в системы Goldman Sachs и скачал на флашку, то есть «на посторонний сервер», примерно 3,5 тысячи кодированных файлов общим объемом 32 мегабайта, после чего стер следы копирования. «Он не полагался ни на свой гений, ни на свои знания, его это не устраивало, – сказал Холмс. – Так что это не случай, когда уходишь с работы и прихватываешь пару ручек».

Насчет гения и знаний Алейникова прокурор Холмс прошелся не зря. В Москве Сергей окончил Государственный университет путей сообщения, после чего работал разработчиком приложений в Едином информационно-компьютерном центре Российской железной дороги. В Америку попал в 1991 году без языка и без денег. Свой путь наверх Алейников начал с медицинского офиса в Нью-Джерси за 8 долларов 75 центов час. Потом поступил на работу в университет Rutgers и закончил его на полученную стипендию. Читал лекции по теме “Нейроэлектрические системы”; руководил командами программистов в нескольких начинающих интернет-компаниях (которые теперь по-русски называют стартапы). В течение 8 лет возглавлял группу разработчиков систем связи в крупной компании IDT Corp., которая продает предоплаченные телефонные карточки, затем больше двух лет провел в Goldman Sachs, занимаясь разработками компьютерных программ и технической поддержкой торговой системы.

Сергей женился на россиянке Елене, которую в иммиграции звали Элина, и она родила ему трех детей. Он натурализовался, то есть стал гражданином США, сохранив российское гражданство. Разбогатев, Алейников купил дом в поселке Норт-Калдвэлл в Нью-Джерси недалеко от Нью-Йорка По оценке на 2010 год этот дом стоил 1,14 млн долларов, а их старый дом в Литтл-Фоллс супруги пытались продать за полмиллиона. В одном из резюме в графе “интересы” Алейников написал: “бальные танцы” и доказал это размещенном на сайте YouTube видеороликом о том, как Сергей и Элина заняли первое место на конкурсе бальных танцев. Там же Сергей выставил снятую им шуточную короткометражку «Love Story» про свое сватовство к Елене с самим собой в главной роли.

В Goldman Sachs ему платили 400 тыс. долларов в год, и в 2009 году на него вышла чикагская компания Teza Technologies, предложив втрое больше. Основатель и владелец этой компании россиянин Михаил Малышев в Москве окончил престижный МФТИ – физико-технический институт, а в Америку он с женой, тоже выпускницей «физтеха», приехал в 1993 году и через 6 лет получил степень PhD Принстонского университет в области физики плазмы. В 2003 году доктор Малышев стал трейдером хеджевого фонда Citadel Investment Group в Чикаго, возглавив там одно из трех подразделений. Проработав там 6 лет, Малышев открыл свою фирму, назвав ее по имени речки Теза на его родине в Ивановской области. Согласившись перейти в малышевскую Teza Technologies, Сергей Алейников, как сообщил манхэттенский районный обвинитель, решил прихватить с собой не пару ручек, а кое-что посущественней.

Он написал программу, которая копировала, сжимала и переименовывала файлы, а затем загружала их на «посторонний сервер», но при этом не учёл, что Goldman Sachs делает резервные копии, и система защиты компьютерных данных банка подала сигнал тревоги. Как было установлено, скопировав больше 3,5 тыс. файлов служебного компьютера Goldman Sachs, Алейников получил коды программ, которыми этот банк пользовался на биржевых торгах, и загрузил их на сервер, расположенный в Германии. Этот сервер Алейников зарегистрировал на имя проживающего в Лондоне Рупиндера Сингха. После ареста Алейникова лондонская полиция по просьбе ФБР допросила Сингха, и у него временно изъяли жесткие диски серверов. «А все потому, – написал Сингх в своем блоге, – что какой-то кретин загрузил к нам на сервис данные, на которые не имел прав». Об Алейникове Сингх никогда не слышал.

Уволившись из Goldman Sachs по собственному желанию, 2 июля 2009 года Алейников прилетел в Чикаго на встречу в Teza Technologies LLC, куда его уже приняли и где его ждали с распростертыми объятиями и щедрым жалованьем. С собой он привез компьютер-лаптоп и «флашку» с записанными данными «высокочастотных кодов». Очевидно за ним уже следили агенты спецотдела ФБР С-43, где занимаются расследованиями корпоративного мошенничества и афер с ценными бумагами. Когда на следующий день Алейников вернулся домой, его арестовали в аэропорту Ньюарка вместе с лаптопом и «флашкой».

Агенты Майкл Максвейн и Юджин Кейси отвезли Алейникова из аэропорта в манхэттенский офис бюро на Федерал-плаза, провели в небольшую комнату для допросов, приковали наручниками к штанге вдоль стены и зачитали ему права по Закону Миранды. В компании Teza о его аресте узнали через 4 дня, и Малышев сообщил, что на время расследования Сергей Алейников считается в отпуске без сохранения заработной платы. Затем его уволили. Через те же 4 дня Алейнкова освободили под залог в 750 тыс. долларов, обязав сдать оба паспорта. На первых порах его казенным адвокатом была Сабрина Шрофф. Позже в том же суде, тоже на первых порах и тоже бесплатно она защищала экстрадированного из Таиланда российского торговца оружием Виктора Бута, экстрадированного из Швейцарии российского хакера Владимира Здоровенина и арестованного в Нью-Йорке главу нью-йоркского представительства Внешэкономбанка Евгения Бурякова, которого уличили в работе на российскую разведку. Затем адвокатом Алейникова стал Кевин Марино, который защищает его по сей день.

На допросе в ФБР Сергей Алейников сказал, что хотел скопировать “open source”, то есть открытые коды Goldman Sachs, с которыми работал, и случайно скопировал закрытые. Не признав себя виновным, он признал, что скопировал служебные файлы, чтобы иметь возможность работать дома, и никто кроме него не имел к ним доступа. Тем не менее, федеральная прокуратура квалифицировала это, как кражу, совершенную работником у работодателя. Предъявленные федеральные обвинения грозили Алейникову лишением свободы на срок до 25 лет, суд начался 1 декабря 2010 года, и через 10 дней присяжные признали Сергея Алейникова виновным.

Сразу после вердикта Сергея Алейникова взяли под стражу, решив, что он может скрыться, так как жена Элина от него ушла и с Америкой его больше ничто связывает. Сергея Викторовича водворили 11 месяцев провел в манхэттенскую федеральную тюрьме ММС под номером 90453-054, и 18 марта 2011 года судя Дениз Коут приговорила Алейникова к 97 месяцем лишения свободы и штрафу в 12,5 тыс. долларов. Однако он провел за решеткой всего 11 месяцев, так как обжаловал обвинительный вердикт и 16 февраля 2012 года Федеральный апелляционный суд Второго округа в Манхэттене оправдал Сергея Алейникова, так как прокуратура неверно применила к нему федеральные законы о «корпоративном шпионаже». На следующий день судья Коут постановила освободить его из-под стражи, но не подписала оправдания.

Федеральная прокуратура Южного округа Нью-Йорка заявила, что обжалует решение апелляционного суда, но следующей инстанцией был Верховный суд США, и федеральные прокуроры на это не пошли, а без огласки передали дело своим коллегам из районной прокуратуры. Судить за одно и тоже дважды (double jeopardy) нельзя, но по разным законам можно. В августе 2012 года манхэттенский районный прокурор Сайрус Вэнс решил рассмотреть дело Сергея Алейникова, но уже на основании законов штата Нью-Йорк. Как заявил тогда его помощник Дэвид Жакман, начальник отдела борьбы с киберпреступностью и кражами личных данных, «апелляционный суд четко заявил, что содеянное подсудимым не может считаться преступлением по федеральным законам, так как доказательств недостаточно, но предположил, что оно могло нарушить законы штата».

Дело № 04447-2012 «Штат Нью-Йорк против Алейникова» поступило в манхэттенское отделение Верховного суда штата Нью-Йорк, где судья Рональд Звайбл встретил его явно в штыки, но не прекратил. Судья удовлетворил несколько ходатайств адвоката Алейникова, но не убрал показания Сергея агентам ФБР в день ареста. Судья согласился, что арестовали Алейникова незаконно, но признательные показания агентам ФБР он дал после того, как его ознакомили с правами. «Я знал, что нарушаю правила (Goldman Sachs), – сказал им Алейников, – и не хотел, чтобы они меня за это судили», имея в виду гражданский суд. На прошлой неделе адвокат Кевин Марино заявил присяжным, что об этой неосторожной фразе его клиент «последние шесть лет сожалеет каждый день».

До этого Кевин Марино заявил, что Сергей Алейников «бежал из России в поисках свободы и справедливости, но вместо этого получил Кафку и Goldman Sachs”. Герой абсурдистского романа Франца Кафки «Процесс» Йозеф К. тоже работал в банке.

Источник: Русская Реклама

Просмотров: 7506

Вставить в блог

Оценить материал

Отправить другу



Добавить комментарий

Введите символы, изображенные на картинке в поле слева.
 

0 комментариев

И Н Т Е Р В Ь Ю

НАЙТИ ДОКТОРА