-->
Пятница, 11 Октября 2024
RUNYweb.com > > >

Оценить материал


Вставить в блог

Bookmark and Share

Один день с Зурабом Церетели. Репортаж из нью-йоркской мастерской.

24 Января, 2011, Арнольд Малиевский

Зураб Церетели в своей мастерской в Нью-Йорке.

Зураб Церетели в своей мастерской в Нью-Йорке.

Вы когда-нибудь наблюдали за работой художника или скульптура? А вот мне повезло. Зураб Церетели пригласил меня к себе в мастерскую, и я имел удовольствие наблюдать, как творит Народный художник СССР, России, Грузии, как говорит со своими друзьями и помощниками, о чем размышляет, как проводит застолье. 

В скульптуре Зурабе Церетели масштабно всё – его замыслы и идеи, его красочные, как сама природа Грузии, картины и вызывающие восторг и зависть, радость и удивление скульптуры. Его душа, и образ жизни, и должности с наградами и орденами, список которых не может не впечатлить. Вот лишь несколько пунктов из этого списка: лауреата Ленинской и Государственных премий, Герой соцтруда, лауреат премии Пикассо, кавалер Ордена Почетного Легиона Франции и «За заслуги перед отечеством I степени».
Восхищает в Зурабе Константиновиче духовность, демократичность и готовность пойти навстречу собеседнику… 

Когда я поднялся на 4-й этаж его мастерской с прозрачными стеклянными пирамидами на потолке, Мастер только начинал работу над картиной. Несколькими штрихами он нанес на полотне контур человека с собакой в углу. Я присел и стал наблюдать. Здесь же были - научный сотрудник Российской Академии художеств Татьяна Кочемасова и помощник Церетели в Нью-Йорке Виктор Данилов. В мастерской, прислоненные к стенам, стояли уже готовые картины Художника. Это были полотна на грузинские темы, картины с подсолнухами и клоунами. Вот и на этот раз он начал писать человека, из-под руки которого выглядывают цирковые любимцы взрослых и детей.

- Наверное, это будет Чарли Чаплин? - предположил я. 
- Может быть, и Чаплин, - неопределенно ответил Зураб Константинович.   

Передо мной работал крупнейший художник современности лет, которому от силы можно дать лет 60. Хотя я знал, что несколько дней назад Мастеру исполнилось 77 лет. Когда он со мной здоровался, я ощутил всю силу его железной руки скульптора. 

Тему масштабности личности Зураба Церетели можно было бы закончить перечислением тысяч его графических и живописных работ, сотен скульптурных шедевров, установленных в городах и весях на разных континентах. Одни описания их могли бы составить небольшое собрание моих сочинений. Но тогда бы не осталось места ни для чего другого. Поэтому я как могу попытаюсь рассказать о часах, проведенных в мастерской Зураба. О его характере, находках и просчетах. Впрочем, просчеты Мастера лично мне неизвестны. Пусть о них говорят его завистники. А они, естественно, есть. Совсем недавно президент Медведев отстранил от работы Лужкова. Свора журналистов и должностных лиц, как это принято на тысячелетней Руси, стала копать не только против свергнутого мэра, но и против всех, кто был связан с ним по работе. В том числе и под Церетели. И это им казалось не так, и – то. Высказался и вице-мэр Москвы Ресин. Он предложил перенести  скульптуру Мастера «300 лет российскому флоту», или «Петра I», в другое место. Это нашло мгновенную поддержку ангажированных журналистов. 

Обычное дело при смене правителя.  

Неожиданно за «Петра» вступилась Матвиенко, губернатор Санкт-Петербурга, где  с 2006 года тоже стоит скульптура императора работы Церетели. Выражали поддержку мэры городов Архангельска, Воронежа, Азова. Каждый из них был готов принять монумент к себе в город на постоянное местожительство. Даже вице-мэр Ресин дал задний ход, заявив, что памятник Петру ему очень нравится. Скульптор ко всему этому отнесся философски. Отреагировал на травлю гениально:

«Возводить и ломать памятники - дело властей, а не художников», - сказал он. 

Я прожил на Кавказе 40 лет и знаю, как эта возня у пьедестала «Петра» ранила Зураба. Куда деть грузинскую гордость и кавказский темперамент! 

В мастерской Зураба Церетели в Нью-Йорке. 2011 г.
В мастерской Зураба Церетели в Нью-Йорке. 2011 г.

- Всё, что произошло – это политика, всё это было подготовлено и проплачено, - с олимпийским спокойствием сказал мне скульптор. 

  Ох уж мне это спокойствие! Его последствия видны на сердце в виде рубцов.

- Сальвадор Дали говорил мне, - замечает Церетели - «Чем больше шума вокруг, тем лучше. Это реклама»… Разговаривая, Художник смешивает краски и выводит кистью паралелльные линии на кафтане клоуна. Рука Мастера тверда, мазки микронно точны и выверены. Он отходит на несколько шагов от мольберта, внимательно его рассматривает. Что-то ему не нравится. Это «что-то» он исправляет. При этом вслух размышляет, говоря о президентах и премьер-министрах, известных политиках мира, с которыми он общался, как они своим демократизмам и искренностью ему нпавятся. Мазками слов он рисует их устные портреты, сопровождая образ каждого красочными метафорами. При этом говорит только о них, а не о себе. На меня обрушиваются теплые волны его воспоминаний и событий, в которых он принимал участие.

- Моего деда, - вспоминает ваятель, - простого сельского жителя в Грузии, в 1937-м году расстреляли. Односельчанин написал на него анонимку. В ней утверждал, что к деду часто приезжали посторонние люди из соседних сел и городов, а разъезжались под утро. «Заговор», - делал вывод анонимщик. А кроме того, у деда, доносил он, была большая библиотека. Этого было достаточно, чтобы деда расстреляли. Мне было тогда три года. Потом я узнал, что это были друзья деда и простое застолье. А библиотека…  это 12 брошюр – о вреде табака, как долго жить, не болеть.  

В мастерской Зураба Церетели в Нью-Йорке. 2011 г.
В мастерской Зураба Церетели в Нью-Йорке. 2011 г.

Зураб протягивает руку Татьяне. Она заботливо заворачивает ему спустившийся рукав рубашки. Чтоб не мешала…   

Говорю Мастеру, что мне нравится его скульптура «Лопнувшая струна». Высоцкий стоит в своей характерной позе, поставив ногу на стул, играет на гитаре. Маэстро тут же рассказывает мне о том, что роман барда с Влади раскручивался на его глазах, что он присутствовал на его более чем скромной свадьбе... 

«А на другой день я предложил всей нашей компании поехать в Грузию, где нас встретили так, как умеют встречать только в Грузии… Там во время игры Володи на гитаре лопнула струна, да стол с угощением рухнул. Плохая примета… 

Церетели говорит, что в Нью-Йорке ему дышится и работается легко. 

«Нью-Йорк – это моя мастерская». Высоцкий тоже говорил, что любит этот город и  хочет здесь жить. Роднит Церетели, Посла Доброй воли Юнеско с США филантропия, один из столпов этой страны. И это тема тоже из области масштаба Церетели, его души. Он дарит Америке свою гениальную «Слезу скорби», стоящую в городе Бэйоне напротив взорванных башен ВТЦ, Иерусалиму - скульптуру «Холокост», ООН монумент - «Добро побеждает Зло», в Брокпорте - композицию «Счастье детям мира» в честь параолимпийских игр и мн.др… 
…   …   …

- К вечеру закончу, - объявляет в мастерской Мастер, откладывая кисти, - а сейчас идем ужинать. И ведет нас в итальянский ресторан на Лексингтон Авеню. Там ему как патриарху подносят вино. Он пробует его. Одобряет. Вино и вправду хорошее. За столом я рассказываю, как «открыл» в гостинице «Плаза» преподавательницу этикета для детей постояльцев отеля, как познакомила меня с американскими правилами этикета. В частности говорила, что в демократической Америке и правила демократические. Вилку, например, можно брать и левой рукой, и правой. «Как у нас в Грузии, можете отложить вилку и кушать руками», - невозмутимо говорит Мастер.

И с чувством юмора у скульптора всё в порядке. 

Из разговоров в мастерской я узнаю, что Мастер на днях улетает в Москву. Оттуда в Италию, открывать свою персональную выставку в Палермо. Затем в Пуэрто-Рико монтировать памятник Колумбу. И снова в Рим на биеннале своих работ, затем…

…   …   …

- Отдыхает ли когда-нибудь Зураб Константинович? - спрашиваю я у Данилова. 

- Не научился он отдыхать, - ответил Виктор…

© RUNYweb.com

Просмотров: 17562

Вставить в блог

Оценить материал

Отправить другу



Добавить комментарий

Введите символы, изображенные на картинке в поле слева.
 

0 комментариев

И Н Т Е Р В Ь Ю

НАЙТИ ДОКТОРА