Вторник, 27 Октября 2020
RUNYweb.com > > >

Оценить материал


Вставить в блог

Bookmark and Share

Уникальные звуки старинных русских рогов прозвучали в Нью-Йорке

6 Июня, 2013, Новостная служба RUNYweb

Устроитель фестиваля «Наше Наследие» Марина Ковалева представляет Российский Роговой Оркестр в The National Arts Club 5 июня 2013 г.

Устроитель фестиваля «Наше Наследие» Марина Ковалева представляет Российский Роговой Оркестр в The National Arts Club 5 июня 2013 г. Фото Александра Розенберга.

В Нью-Йорке 5 июня прошли первые концерты 11 фестиваля «Наше Наследие», который со старта заявил о себе уникальной программой. В легендарном The National Arts Club на Манхэттене, членами которого были несколько американских президентов, вчера вечером можно было послушать Российский Роговой Оркестр – музыкальный коллектив из Санкт-Петербурга, возродивший утраченную традицию исполнения исконно русской Роговой музыки. Двадцать музыкантов демонстрировали нечто невероятное: в слаженном, гармоничном оркестре рождались самые разные произведения – от марша Преображенского полка до «Болеро» Равеля, при этом часть зрителей скорей всего и не подозревала, что перед их глазами – разобранный на трубы, образно говоря, орган.

Жанр Роговой музыки зародился в императорской России в середине XVIII века и аналогов исполнения такой музыки в мире до сих пор не существует. Роговой Оркестр уникален своей внутренней организацией. Один музыкант может извлечь из рога всего одну ноту, и только при совместном музицировании, отдельные ноты связываются и превращаются в цельное художественное произведение. Поэтому, Роговой Оркестр – яркий пример сплоченной команды, где высочайшее индивидуальное мастерство каждого исполнителя во взаимодействии, служит залогом успеха всего коллектива. Звучание Роговой музыки подобно органу.

В репертуаре оркестра произведения признанных классиков и современных композиторов. При этом, коллектив находится в постоянном поиске: так, в 2011 году были записаны джазовые композиции с известным волторнистом, проживающим в Германии музыкантом Аркадием Шилклопером, а в планах – самые необычные проекты, вроде исполнения Роговой музыки в планетарии.

Создатель Российский Рогового Оркестра Сергей Поляничко дирижирует оркестром в The National Arts Club 5 июня 2013 г.
Создатель Российский Рогового Оркестра Сергей Поляничко дирижирует оркестром в The National Arts Club 5 июня 2013 г. Фото Александра Розенберга.

В виду технической сложности исполнения, разучивание одного произведения оркестром занимает от 3-х месяцев до года, но это не мешает музыкантам постоянно расширять список исполняемых произведений.

За плечами оркестра сотни концертов на российских и зарубежных сценах, среди которых Государственный Кремлевский Дворец, Георгиевский зал Московского Кремля, Московской международный дом музыки, Красная площадь в Москве. Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге, Большой и Малый залы Санкт-Петербургской филармонии, Санкт-Петербургская Академическая Капелла, Георгиевский зал Эрмитажа, Смольный собор, гастроли в Германии, Италии, Эстонии, Финляндии, Латвии, и, конечно же, - гастроли в России.

Основатель и художественный руководитель коллектива - дирижер Сергей Поляничко. В составе Российского Рогового Оркестра – 20 музыкантов. Все они выпускники Санкт-Петербургской консерватории, лауреаты всероссийских и международных конкурсов, артисты симфонических оркестров и музыкальных театров Санкт-Петербурга.

Выступление Российского Рогового Оркестра в The National Arts Club 5 июня 2013 г. Фото Александра Розенберга.
Выступление Российского Рогового Оркестра в The National Arts Club 5 июня 2013 г. Фото Александра Розенберга.

В арсенале оркестра 74 уникальных по звучанию инструмента с диапазоном в 4 октавы, которые были изготовлены всего за 53 (!) дняталантливым петербургским мастером Владимиром Головешко. Секрет сплава и метод обжига инструментов – тайна мастера «за семью печатями». Голос каждого рога зависит от толщины металла и формы. Усовершенствованные мундштуки позволяют добиваться чистейшего звучания, и дают возможность варьировать высоту строя «Ля» в диапазоне от 430 до 442 герц.

По исследованиям, проведенным в 2009 году московским Научно-исследовательским центром музыкальной терапии и восстановительной технологии, тембр звука, издаваемый роговыми инструментами, оказывает лечебное воздействие на организм человека.

Немного об истории этого музыкального жанра. Роговая музыка берет свое начало в Царствование Императрицы Елизаветы. Когда в 1751 году состоявший в чине гофмаршала директор Императорских театров граф Семен Кириллович Нарышкин был назначен обер-егермейстером, его осенила забавная мысль: его превосходительство поставил себе задачу улучшить звучание грубых и немузыкальных охотничьих труб. Это и послужило началом организации той новой замечательной полевой (или охотничьей) русской музыки, подобной которой аналогов в мире никогда не существовало.

Выступление Российского Рогового Оркестра в The National Arts Club 5 июня 2013 г. Фото Александра Розенберга.
Выступление Российского Рогового Оркестра в The National Arts Club 5 июня 2013 г. Фото Александра Розенберга.

Элементарная идея - согласовать по полутонам простые охотничьи рога, внезапно привела к фантастическому результату. Необычайно сильное звучание единого по тембру Рогового Оркестра, напоминающее звучание органа, поразило императрицу Елизавету и высшую российскую знать. В скором времени Роговые Оркестры стали широко популярны. При царском дворе было организовано два роговых оркестра, примеру царицы последовали Строганов, Разумовский, Орлов, Нарышкин, Потемкин, Шереметев, и многие другие. "Барская забава" превратилась в искусство.

С этого момента не только коронования, дипломатические приемы, государственные церемонии, придворные балы, царская охота, но и народные гуляния, а также публичные концерты, всегда проходили с участием Роговых Оркестров.

Более 100 лет Роговая Музыка не имела конкурентов в России, играя ведущую роль в её культурной жизни, но время шло, музыкальные вкусы и предпочтения менялись. Постепенно в моду вошли европейские духовые и симфонические оркестры, и для Роговых Оркестров наступило время забвения.

Выступление Российского Рогового Оркестра в The National Arts Club 5 июня 2013 г. Фото Александра Розенберга.
Выступление Российского Рогового Оркестра в The National Arts Club 5 июня 2013 г. Фото Александра Розенберга.

За последние полтора века попытки возродить Роговые Оркестры предпринимались не раз, но не приводили к долговременному успеху. Секреты исполнения и ноты были утеряны. Возродить простой на первый взгляд принцип: «один музыкант – один инструмент – одна нота», лежащий в основе исполнения Роговой Музыки, на практике оказывалось бесконечно сложно.

Одна из самых удачных попыток была сделана в 1882 году, когда барон К.К. Штакельберг возродил Роговой Оркестр, приурочив это событие к церемонии коронования Александра III (1883г.). Комплект инструментов, созданный по этому случаю и сохранившийся до наших дней, в настоящее время находится в музее Санкт-Петербурга.

Прозвучал Роговой Оркестр также и на церемонии коронования Николая II, 14 мая 1896 г. Это были последние звуки Роговой Музыки... до начала 21 века. Благодаря творческим усилиям оркестра из Санкт-Петербурга, российская Роговая музыка не только зазвучала снова, но и впервые за триста лет пересекла океан.  В день открытия фестиваля «Наше Наследие» в Метрополитан-музее, присутствовавшему на церемонии мэру Нью-Йорка Майклу Блумбергу был подарен охотничий рожок, как символ не только возрождения жанра, но и взаимного интереса к Роговой музыке по обе стороны океана. А еще один рожок был подарен музею Метрополитан, коллекция духовых инструментов которого - одна из самых больших и необычных в мире.


Создатель Российского Рогового Оркестра Сергей Поляничко преподнес президенту РАФ Марине Ковалевой памятный рог. Фото Александра Розенберга.

Выступления Российского Рогового Оркестра в Нью-Йорке, как и приезд в США в целом, были бы невозможны без активного содействия Министерства культуры Российской Федерации в лице Заместителя директора Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Ольги Жуковой.

Устроитель фестиваля Марина Ковалева, президент Русско-Американского Фонда, на концерте в National Arts Club рассказала присутствующим, что в 2014 году запланирован концерт Рогового оркестра в Метрополитан музее. И можно только пожелать всем нашим читателям, кто по той или иной причине не смог услышать этот уникальный оркестр, не пропустить концерт в следующем году, в рамках фестиваля «Наше Наследие».

© RUNYweb.com

Просмотров: 5669

Вставить в блог

Оценить материал

Отправить другу



Добавить комментарий

Введите символы, изображенные на картинке в поле слева.
 

0 комментариев

И Н Т Е Р В Ь Ю

НАЙТИ ДОКТОРА