-->
Пятница, 29 Марта 2024
RUNYweb.com > > >

Оценить материал


Вставить в блог

Bookmark and Share

Аллегория Cправедливости: ни городу, ни миру. О выставке Виталия Комара

31 Марта, 2015, Автор: Геннадий Кацов

Фрагмент картины Виталия Комара, представленной на выставке Allegories of Justice в галерее Ronald Feldman Fine Arts.

Фрагмент картины Виталия Комара, представленной на выставке Allegories of Justice в галерее Ronald Feldman Fine Arts. Фото с сайта feldmangallery.com

28-го марта в манхэттенской галерее Фельдмана открылась выставка работ Виталия Комара «Аллегория Cправедливости». Выставка будет работать до 2 мая, так что отговорки, вроде, «не было времени», «масса дел», «категорически не успеваю» не проходят. Время есть, впереди больше месяца, - и посетить одну из самых ярких и глубоких по концепту-замыслу нью-йоркских экспозиций этого сезона вам ничего помешать не может.

Виталий Комар – один из двух (Александр Меламид) основоположников соц-арта, который большинством своих работ, с середины 1970-х и до сих пор, воспринимается, как острая пародия на социалистический строй, хотя после распада СССР соц-арт перестал быть антисоветским и стал неким российским брендом на Западе. Писатель Виктор Ерофеев описывает соц-арт как «искусство непочтительного отношения к риторике власти. Это сознательная деконструкция властного дискурса», что на сегодняшний день справедливо уже отчасти. Поскольку современная Россия шагами великана возвращается во времена «холодной войны» и стремительно теряет то, что называется «кредитом доверия», а возможно, уже безвозвратно его потеряла. 

В массовое западное сознание, в представления политических и экономических элит и международных СМИ возвращается взгляд на Россию, как на страну, «по улицам городов которой ходят люди с карманным ядерным оружием и бегают медведи». И успех на Западе таких удручающе мрачных и «а-ля рюс» беспросветных фильмов, как «Левиафан», тому подтверждение.

Но Россия сегодня, безусловно, не СССР, ведь недаром все последние двадцать лет ее вводили в самые значимые мировые политические и финансовые структуры. Поэтому и соц-арт сегодня расширил свой масштаб, а «деконструкция властного дискурса» - лишь одна из сфер его, соц-арта, интересов. Бесспорно, привлекательность возвращения к прошлому для впавшей в ностальгию по СССР большей части российского общества, с его тоталитарной, сокрушающей всё и всех системой, мимо соц-арта не проходит. 

Однако то, что российский лидер стал основным ньюс мейкером в мире, а от любого движения мощной, обиженной на всю Вселенную России зависит баланс сил на планете и земное существование вообще, становится для соц-арта поводом для новых векторов и в актуальности, и в художественной парадигме.

На выставке Виталия Комара первое, что бросается в глаза – образ медведя. В разных видах и при разного рода занятиях. Медведь, марширующий со знаменем, как большевик на параде – не в Кустодиевском ракурсе, но все-равно впечатляет. Медведь, управляющий бульдозером (явный отсыл к исторической «бульдозерной выставке») с Лениным на крыше кабины водителя, стоящим в той же позе, в какой и на броневике у Финляндского вокзала в Питере. Медведь с маленькой птичкой – оба балансируют на чашах весов. Медведь, уже танцующий с типично лабораторными весами, - в той же серии, образец из которой держит в правой руке Фемида, женщина-сама-справедливость с классической повязкой на глазах.

Фрагменты картин Виталия Комара, представленной на выставке Allegories of Justice в галерее Ronald Feldman Fine Arts.
Фрагменты картин Виталия Комара, представленной на выставке Allegories of Justice в галерее Ronald Feldman Fine Arts. 
Фото с сайта feldmangallery.com

Это уже не столько игра стереотипами, сколько констатация того, что медведь в сегодняшней России больше, чем медведь. Да, и во всем мире. «В композициях моих Аллегорий появляются разные подсознательные персонификации и маски Справедливости: не только традиционная женская фигура с весами, но и медведи, птицы, бабочки, коты, олени, змеи и т.д. Я хочу верить в трансцендентный баланс вселенной, но на глазах моих зверей не видно традиционной повязки. Моя детская вера в независимось и беспристрастность земного суда осталась в давно прошедшем детстве,» - пишет Виталий Комар в статье-преамбуле к выставке.

Собственно, об этом говорит и культуролог Вячеслав Курицын, рассматривая соц-арт как культурологический (а именно, ностальгический) дискурс, который «трактует знаки советской культуры как знаки детства, знаки навсегда и лирично канувшего мира беззаботности и света, где идеологические реалии были совершенно домашни и природны». Речь идет о том, что в таком контексте существует «мифологема детства», «которая одаривала бесконечной радостью от осознания того, что тебе повезло родиться в советской стране». 

Ведь если мы говорим о Справедливости, то какая же это неслыханная несправедливость в том, что русский медведь — традиционный символ мощи, силы, уверенности, хозяин русского леса, аллегория не только рачительного хозяина, но и мастера (плотника), строителя, в представлении Запада становится навязчивой метафорой, неуправляемой силой зла и ненависти; разрушительной, труднообъяснимой и неподчиняемой, как русский бунт, «бессмысленной и беспощадной» волей. 

Из добрых, отзывчивых медведей, приютивших девочку Машу; из славного семейства медведей в лесу на полотне одного из русских передвижников; из милого олимпийского Мишки-80, Потап Потапыч преобразовался в растиражированное, карикатурное клише и пугающий символ: разъяренный медведь с красной звездой на животе, с серпом и молотом в лапах – с картины тех же Комара и Меламида «Медведь» 1982 года. Самое неприятное и главное здесь в том, что мы вернулись по кругу, и сегодня американцы видят Россию, как страну отсталую, коррумпированную, дикую, опять захлопывающуюся от остального мира, со свойственной деспотии жестокостью, презрением к человеческой жизни и к правам человека.

Страну, которая, по выражению Медведева (Дмитрия Анатольевича, в 2008-м – президента России), «принуждает к миру» страну-соседа. Здесь уже «медведев» совсем сюрреалистический, как отмеченный Иосифом Бродским медведь-молотобоец в платоновском «Котловане». Это уже «медведев», которому не только море по колено, но и – раззудись плечо! – вся Вселенная. Собственно, нынешняя российская идея «русского мира», которой в подметки не годится какой-нибудь геополитический «потемкинский проект» времен Екатерины, или создание соцлагеря после Второй мировой, и есть вселенский замысел, сиквел коммунистической идеи покорения мира, только с национально-патриотической доминантой.

Поэтому и фоном к большинству представленных на выставке работ Виталия Комара заявлена Вселенская глубина, наполненная горними вихрями. Здесь можно подозревать и хрестоматийную русскую метель, со всеми ее нюансами, от Пушкина до Сорокина, а можно и вздрогнуть от глубины замысла: ведь коли дать медведю волю, то развернет он Млечный путь с севера на юг, а потом уже всем мало не покажется. Ибо темная сила в нем таится, жестокая и предусмотрительная, за что и был медведь назван тотемным животным у древних славянских народов.

«В своих последних работах я соединил западную эмблему — «Весы» с восточным символом «Инь-Янь». Этот новый образ евразийского гибрида я вижу как символическое объединение законов социальных (весы) с законами природы (Инь-Янь). Наши государственные законы двумерны, как плоская, наивная и несовершенная копия таинственных законов многомерной вселенной. Дуализм и весов, и Инь-Яня я вижу в форме разностильного диптиха, динамическое равновесие которого мне кажется визуальной метафорой «знака равенства» (=) . Этим знаком пользуются люди науки в математических уравнениях, отражающих поиски Законов Природы,» - отмечает в своей статье Виталий Комар. Знак равенства, баланс в природе, который нарушается и разрушается войной, и возможен только в мирное время. 

Фрагменты картин Виталия Комара, представленной на выставке Allegories of Justice в галерее Ronald Feldman Fine Arts.  Фото с сайта feldmangallery.com
Фрагменты картин Виталия Комара, представленной на выставке Allegories of Justice в галерее Ronald Feldman Fine Arts. 
Фото с сайта feldmangallery.com

Мир – это весы в балансе, когда справедливость восстановлена, ничьи свободы не попраны, права человека соблюдаются, и реализован еще один идеологический пророческий штамп: миру – мир. Но «русский мир» не ведет к миру, и русский мир, как и специфическая «русская война» где-нибудь в Восточной Украине, «гибриден». Оскалившийся медведь, который проносит флаг этого «русского мира», гордо поднятый над своей страной, тенью метящий в соседей и в столь желанное «дальнее зарубежье», опасен даже в собственной берлоге. 

Это не медведь у входа в манхэттенский ресторан Russian Tea Room – чучело-швейцар, при определенном полете фантазии и швец, и жнец, и на дуде игрец. Это тот самый сюрреалистический медведь, который будет «принуждать к миру», пока последний враг не сдастся. А пока он не сдается, врага, как известно, уничтожают.

Грозно и напряженно медведь смотрит прямо в глаза. У него на плечах – современная обнаженная Фемида, Аллегория Справедливости: с весами в правой руке и мечом в левой. Повязка на глазах отсутствует, но они закрыты. На голове – военная фуражка, на мой взгляд, погранвойск, с кокардой. Вполне надстройка и базис, чтобы миру уже вовек спокойно не спалось.

Вертикально фон этой картины Bear's Justice («Медвежья справедливость») поделен на две равных части: слева – синее, в тригонометрических спиралях и окружностях, слепящее и скорбное бесчувствие Вселенной; слева – знаковый и, коронный в картинах соц-арта, приоткрытый тяжелый красный занавес. Законы социальные и природные в их символическом единении. Достаточно прочитываемый сюжет, выхода из которого, казалось бы, нет. 

Действительно, если отстраненная, ледяная до синевы Природа противостоит склонному к агрессии и нестабильности Медведю, то не только с балансом дело дрянь, но и со всей Природой.

Хотя, почему-то от всего этого страшно не становится. Остается ощущение, что против Медведя выступает еще один персонаж, который мощнее и хитроумнее неуправляемого злобного зверя, и который знает, что хотя добром это не кончится, но и зло не победит. Эта сила – даже меньше маленькой птички, которая сидит на одной чаше весов, уравновешивая сидящего на другой медведя.

Но она в результате, эта сила, всемогуща. Раз уж мы говорим о фольклорных персонажах, то позвольте ее назвать. Имя ей – Комар, что, по счастливой случайности, совпадает с фамилией художника, но с ударением на второй слог. Тот самый геройский Комар из сказки К. И. Чуковского "Муха - Цокотуха". Настоящий рыцарь, смельчак, удалец. Несмотря на коварство и звериную ярость злодея-паука, именно Комар спасает главную героиню, в то время, как остальные насекомые побоялись с пауком сразиться.

Тот самый Комар из "Сказки про Комара Комаровича - длинный нос и лохматого Мишку - короткий хвост" Д. Н. Мамина-Сибиряка, в которой Комар предстает в образе бесстрашного героя, смелого, ловкого, готового сразиться с любым, даже самым опасным, грозным противником. Например, в казахской сказке "Медведь и комар" медведь обижает зайца. И комар борется за справедливость. Благодаря своей смелости, ловкости и хитрости он помогает слабому зайцу отомстить медведю."Я сильнее медведя,- невозмутимо отвечал комар. - Я могу его замучить до слез - вот не дам ему спать..." 

Еще он победил, потому  что комары никогда не живут в одиночку - в чем признается в конце сказки наш герой. А у Д. Н. Мамина-Сибиряка, вместе с роем других комаров Комар Комарович прогоняет медведя, который занял их болото.

Фрагменты картин Виталия Комара, представленной на выставке Allegories of Justice в галерее Ronald Feldman Fine Arts.  Фото с сайта feldmangallery.com
Фрагменты картин Виталия Комара, представленной на выставке Allegories of Justice в галерее Ronald Feldman Fine Arts. 
Фото с сайта feldmangallery.com

Иными словами, есть во Вселенной силы, которые могут и готовы противостоять дикости и ярости. Комар появился на нашей планете раньше человека и медведя. Он не звал нас сюда. Человек пришел, можно сказать, во владения комара. Поэтому именно человек должен уважительно относиться к обитателям природы, к самой природе и ее законам, к балансу, установленному не государством, а естественными законами, иначе будет укушен – будет ли это человек, или его анимационный символ. 

А уж если, по счастливому совпадению, герой-избавитель еще и художник, создатель мира, в котором птичка паритетна на весах медведю, то красота, простите за банальность, точно спасет мир. Интересно, что художник Комар присутствует во множестве представленных на выставке работ, поскольку четко видна на периферии картин графическая сетка координат, на которую накладывается сюжет. Присутствие художника очевидно и зримо.

Сегодня «классического» соц-арта, как антитезы соцреализма, не существует, как нет и самого соцреализма. И если соц-арт появился почти сорок лет назад, как одна из самых активных попыток осмысления, в русской смеховой традиции, явления сталинской культуры, то сегодня соц-арт есть попытка осмысления не только культур в едином их контексте, но и мировой политики, проблем социума в его всемирном значении.

«Я и сам чувствую себя «диптихом»: первую половину моей жизни я жил в Москве и вторую — в Нью Йорке. В моей голове баланс восточных и западных мифов неустойчив и часто колеблется. Я вижу медведя не только в Российских «поп-образах», но и в гербе немецкого города Берлина, и на флаге американского штата Калифорния...», - сообщает посетителю выставки художник.

Сегодня людям с советским менталитетом легко найти себе место в современной России, а России – трудно среди других цивилизованных стран, которых этот самый менталитет пугает, как пугал и в 1970-е. Какой бы ни был это медведь: с российским триколором на марше, или медведь, означающий игру на понижение на рынке, что символизирует упадок в экономике, в отличие от быка, - добра от него не жди.

Американский поп-арт работал с массовой культурой вещей и определяющей их рекламой; соц-арт пародирует массовую культуру идей и проявляющих их лозунгов. Вот уж чего, а лозунгов в СССР было в изобилии. Похоже, с лозунгами в современной России опять нет дефицита. Это опасно для страны, всего мира, даже Вселенной. 

Это не может не настораживать. Тем более художника, который каждую картину рассматривает в общем, историческом и футуристическом контексте. И если сегодня, как и во времена до детанта, опять понадобился устрашающий и отвечающий западному стереотипу «русский медведь», то это, конечно, никому не нужно: ни Западу, ни городу и миру, ни России, прежде всего. О чем художник и мыслитель Виталий Комар весь мир и предупреждает.

Виталий Комар на открытии выставки Allegories of Justice в галерее Ronald Feldman Fine Arts. 28 марта 2015 г. Фото Владимира Эфроимсона (photo@efro.net)
Виталий Комар на открытии выставки Allegories of Justice в галерее Ronald Feldman Fine Arts. 28 марта 2015 г.
Фото Владимира Эфроимсона (photo@efro.net)

Ronald Feldman Fine Arts
31 Mercer Street,
New York NY10013 

© RUNYweb.com

Просмотров: 9787

Вставить в блог

Оценить материал

Отправить другу



Добавить комментарий

Введите символы, изображенные на картинке в поле слева.
 

0 комментариев

И Н Т Е Р В Ь Ю

НАЙТИ ДОКТОРА