-->
Среда, 4 Декабря 2024
RUNYweb.com > > >

Оценить материал


Вставить в блог

Bookmark and Share

Традиция и новаторство, или «Игроки в карты»

10 Февраля, 2011, Майя Прицкер

Фрагмент картины Поля Сезанна «Игроки в карты» из коллекции музея Метрополитен.

Фрагмент картины Поля Сезанна «Игроки в карты» из коллекции музея Метрополитен. Фото с сайта metmuseum.org

«Игроки в карты» (The Card Players) Поля Сезанна (1839–1906) – не одна картина, а пять, причем разных размеров, с разным числом фигур. Все пять - в ряду самых известных работ художника. Одна из них находится  в коллекции музея Метрополитен. Вот и «выстроил» музей вокру нее выставку, которая дает нам уникальную возможность: понять становление художника и его творческий процесс. 

В его творчестве редки многофигурные композиции таких масштабов. Он писал своих «Игроков», когда ему перевалило за 50, на вершине мастерства. Но шел к ним годы. Они стали самым амбициозным его проектом. 

Новатор, изменивший видение нескольких поколений художников, был глубоко привязан к традициям – в частности, традициям своего родного Прованса, где жил в 1890-е годы в семейном поместье, унаследованном после смерти отца. “Сейчас везде перемены, но не для меня. Я живу в родном городке и заново открываю прошлое в лицах своих ровесников. Больше всего мне нравится вид людей, которые постарели, не изменив своих привычек...»

Эти люди – крестьяне и рабочие его родного Акс-эн-Прованса -- и стали его моделями, героями «карточных» картин. Но не только их: в конце выставки – несколько портретов жителей городка. Одни – как садовник Сезанна Пулин Пуле – были моделями для «Игроков в карты». Другие – нет. И это – не считая этюдов. Выполненные акварелью, карандашом или маслом, они необычно многочисленны для Сезанна, подтверждая, как сложна была для художника новая задача и как порой мучительно и долго шли поиски нужного результата.

Об этом напоминает и цитата на стене, принадлежащая знаменитому дилеру Амбруазу Воллару: “ Очень мало кто видел, как Сезанн работает. Он с трудом выносил, когда его наблюдали у мольберта. Тем, кто не видел, как он пишет, трудно представить, насколько порой медленным и тяжелым был процесс». 

В этом процессе, как показывает выставка, Сезанн опирался на вековые традиции европейского искусства, но в конечном итоге создал совершенно новый живописный стиль. 

Тема карточных игр и игроков была популярна в живописи и рисунке еще с 17-го века, когда изображение пьющих и курящих любителей азартных игр должно было служить целям морального назидания. Как показывают два десятка гравюр (большая часть их – по самым известным образцам «карточного жанра») --от старых голландцев до Домье и Мане -- художники наслаждались возможностью изобразить колоритные характеры в колоритных, динамичных композициях.

Сезанн, проводивший долгие часы в Лувре или Трокадеро, копируя старых мастеров, хорошо изучил традицию. Но его «Игроки» совсем другие: тяжелые кулаки, тяжелые черты лиц, монументальные, словно застывшие фигуры, сосредоточенные взгляды. Каждый погружен в себя, в свои мысли, свои карты. 

Кроме работ из коллекции Мет, вы увидите на этой выставке «Игроков в карты» из лондонского Кортланд-института и парижского Музея Д’Орсе, а также произведения из коллекций других всемирно известных музеев. 

Не удивляйтесь, однако, что еще две картины  из этой же серии представлены чернобелыми фотографиями (правда, в натуральную величину), в том числе и самая большая, пятифигурная: она находится в прославленной филадельфийской коллекции доктора Барнса и не может покидать ее стен. 

Выставка продлится  до 8 мая.   

© RUNYweb.com

Просмотров: 7575

Вставить в блог

Оценить материал

Отправить другу



Добавить комментарий

Введите символы, изображенные на картинке в поле слева.
 

0 комментариев

И Н Т Е Р В Ь Ю

НАЙТИ ДОКТОРА