Павловопосадские и оренбургские платки покоряют Манхэттен
25 Июня, 2012, Виолета Лазарева
Павловопосадские и оренбургские платки. а также другие изделия народных промыслов на выставке «From Russia with Art». Фото: Торговый Дом «Санкт-Петербург»
В минувшее воскресенье, 24 июня, в рамках 10-го ежегодного фестиваля русской культуры «Наше наследие» открылась выставка «From Russia with Art», организованная Торговым Домом «Санкт-Петербург», на которой представлены изумительные произведения русского народного декоративно-прикладного искусства.
Центральное место в экспозиции занимают знаменитые русские платки, которые наряду с тульским самоваром, матрешкой, хохломской росписью, гжелью, палехом, вологодскими кружевами, дымковской игрушкой, ростовской финифтью и уральским малахитом являются визитной карточкой России. В частности, здесь можно увидеть растянутые на стенах расписные Павлово-посадские и ажурные Оренбургские платки всевозможных расцветок.
Павловопосадские платки – это шерстяные и полушерстяные платки, украшенные традиционным красочным набивным орнаментом, история которых начинается с конца 17 века. Изначально платки расписывали вручную, что требовало особого мастерства. Однако, на рубеже 18-19 веков производство было автоматизировано московскими фабрикантами Гучковыми. И тут же русские платки стали получать высочайшие награды за качество на ярмарках и выставках. Уже тогда техника производства позволяла делать узоры на платках одно- и двухсторонними, предлагался огромный выбор платков: и по разнообразию узоров, и для разной погоды, и для разных случаев. Конечно, доступны они были изначально женщинам из более высоких купеческих сословий.
Фото: Торговый Дом «Санкт-Петербург»
В 20-30х гг. прошлого века в Павловском Посаде выпускались преимущественно хлопчатобумажные ткани с набивным и печатным узором. Искусство нарядного набивного шерстяного платка было возрождено в послевоенные годы, когда стала активно применяться ручная набойка. Однако с конца 1950-х гг. ручное производство стало постепенно вытесняться современными печатными машинами и техникой фотопечати, и в настоящее время платки методом ручной набойки на Павловопосадской платочной мануфактуре в Павловском Посаде не вырабатываются. Однако, создавая образцы для тиражирования с применением современных методов печати, художники стремятся сохранить традиционные для павлово-посадских шалей приёмы декоративного обобщения цветочных мотивов, характер композиции и особенности колорита.
Фото: Торговый Дом «Санкт-Петербург»
Оренбургский пуховый платок - вязанный из козьего пуха и основы, как правило, из хлопка или шелка. Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае примерно 250 лет назад, ещё в XVIII веке. Оренбургские пуховые платки за рубежом были впервые представлены на Парижской международной выставке 1857 года, после которой Оренбургский платок вышел на международный уровень и получил там признание. В 1862 году на Лондонской выставке оренбургская казачка Ускова М. Н. получила медаль «За шали из козьего пуха». Пика популярности оренбургские паутинки достигли на закате развития Российской империи. В это время в Англии начали изготавливаться изделия с пометкой «Имитация под Оренбург». В наше время, за пределами России выходит не только множество заметок и статей в иностранных СМИ, но и публикуются целые книги об истории промысла и вязании Оренбургских пуховых изделий. Пушистый, легкий, прозрачный и в то же время теплый и прочный ажурный платок из уникального козьего пуха прекрасно дополнит любую по стилю одежду, облагораживая и украшая ее. Каждый платок — это оригинальное художественное произведение, в которое вложено немало творческого труда и терпения мастериц-пуховязальщиц.
Фото: Торговый Дом «Санкт-Петербург»
Помимо платков на выставке представлены знаменитый русский фарфор и другие предметы с росписью в технике «Гжель», «Вербилки» (Кузнецовский фарфор) и «Хохлома», палехские и федоскинские шкатулки, а также украшения с финифтью и перламутровыми раковинами, украшенными миниатюрной лаковой росписью «Федоскино» и цветочным орнаментом «Жостово».
Отдельное внимание уделено гобелену, стенному одностороннему безворсовому ковру с сюжетной или орнаментальной композицией. Слово «гобелен» возникло во Франции в XVII веке, когда там открылась королевская мануфактура братьев Гобеленов. Продукция мануфактуры была очень популярна, и в некоторых странах гобеленом называлось всё, что выполнялось в технике шпалерного ткачества. Многие знаменитые художники рисовали эскизы для гобеленов. Например, папа Лев X поручил Рафаэлю изготовить эскиз для серии таписсерий «Деяния апостолов», Питер-Пауль Рубенс выполнял заказ Марии Медичи по оформлению таписсериями ее парижского дворца на тему «История Константина». В ХХ веке многие гобелены выполнены по эскизам Ле Корбюзье, Анри Матисса, Хуана Миро и др.
Фото: Торговый Дом «Санкт-Петербург»
В настоящее время в результате внедрения производства гобеленов на ткацких станках, искусство гобелена стало доступно каждому. Среди современных гобеленов можно найти и репродукции картин известных художников, и новые современные сюжеты. Отличительной чертой современных гобеленов стало обрамление картин в багетные рамы. Это удачно подчеркивает роскошь гобеленовой картины. В России гобелен получил широчайшее распространение и был весьма популярен. Не утратил он своей актуальности и сейчас. На выставке можно увидеть современные гобелены с вытканными на них российскими просторами и другими изображениями, вызывающими настольгические воспоминания.
Фото: Торговый Дом «Санкт-Петербург»
Выставка продлится до 30 июня.
Grand and Trask Galleries at the National Arts Club
15 Gramercy Park South, Manhattan
Часы работы: 10am-5pm
© RUNYweb.com
Добавить комментарий
0 комментариев