-->
Суббота, 20 Апреля 2024
RUNYweb.com > > >

Оценить материал


Вставить в блог

Bookmark and Share

Король, и до конца ногтей – король! ФОТО

4 Августа, 2011, Вадим Халдей

Сцена из спектакля «Король Лир» в постановке Королевской Шекспировской Компании, представленного на летнем фестивале Линкольн Центра 2011.

Сцена из спектакля «Король Лир» в постановке Королевской Шекспировской Компании, представленного на летнем фестивале Линкольн Центра 2011. Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya)

Сцена из спектакля «Король Лир» в постановке Королевской Шекспировской Компании, представленного на летнем фестивале Линкольн Центра 2011.
Сцена из спектакля «Король Лир» в постановке Королевской Шекспировской Компании, представленного на летнем фестивале Линкольн Центра 2011.
Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya)

На спектакле «Король Лир» – третьем представлении гастроли Королевской Шекспировской Компании – на зрителя нисходит благодать. Он с облегчением обнаруживает, что Лир – не идиот. А ведь это же дорогого стоит. Не знаю уж, как другим, а мне было колоссальным облегчением вдруг ясно осознать, что он не жертва уродливого развития общества, как полагалось нам думать согласно Добролюбову. Не феодал, возомнивший, что его человеческое величие превосходит королевское. Не деспот, пытающийся обратить вспять ход прогресса, позволяя себе раздробить единное мощное государство на три более мелких. 

Кому-то может быть и трудно это себе представить, но профессиональная критика всю жизнь морочила нам мозги подобной ахинеей. Всю жизнь по этому поводу сочувтвенно качают головой и сокрушаются о политичекой близорукости Лира, что настолько зарвался, что поверил откровенной лести старших дочерей.

И вот с, практически стратфордской, сцены нам на чистом английском языке говорят: «сейчас мы огласим, что мы даем за дочерьми, ЧТОБ НЫНЕ ПРЕДУПРЕДИТЬ ОБ ЭТОМ ВСЯКИЙ СПОР». Мудрый человек решает еще при своей жизни разделить королевство на  «части так выравнены, что при самом внимательном разборе нельзя сказать, какая лучше.»  Он очень не хочет, чтобы сразу же после его смерти страну залило кровью междоусобицы. 

Сцена из спектакля «Король Лир» в постановке Королевской Шекспировской Компании, представленного на летнем фестивале Линкольн Центра 2011.

Сцена из спектакля «Король Лир» в постановке Королевской Шекспировской Компании, представленного на летнем фестивале Линкольн Центра 2011.

Сцена из спектакля «Король Лир» в постановке Королевской Шекспировской Компании, представленного на летнем фестивале Линкольн Центра 2011.

Сцена из спектакля «Король Лир» в постановке Королевской Шекспировской Компании, представленного на летнем фестивале Линкольн Центра 2011.
Сцены из спектакля «Король Лир» в постановке Королевской Шекспировской Компании, представленного на летнем фестивале Линкольн Центра 2011. 
Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya)

При этом он за собой оставляет «лишь королевский титул... и в свиту сто рыцарей себе». Очень, как мы это теперь говорим, кокретный человек. Он оставляет за собой и время, и возможность проследить за тем, чтобы из его затеи чего-нибудь дурного не вышло. 

И что же, что ему хочется, чтобы его самые близкие уважили мудрость и благородство его шага? Зная, вероятно, достаточно хорошо своих старших дочерей, он устраивает им конкурс красноречия. При этом обещает наградить при разделе отличившуюся. Не больно он высокого о них мнения – мы то знаем со слов Глостера о ювелирной точности уже состоявшегося раздела. 

Сцена из спектакля «Король Лир» в постановке Королевской Шекспировской Компании, представленного на летнем фестивале Линкольн Центра 2011.

Сцена из спектакля «Король Лир» в постановке Королевской Шекспировской Компании, представленного на летнем фестивале Линкольн Центра 2011.

Сцена из спектакля «Король Лир» в постановке Королевской Шекспировской Компании, представленного на летнем фестивале Линкольн Центра 2011.

Сцена из спектакля «Король Лир» в постановке Королевской Шекспировской Компании, представленного на летнем фестивале Линкольн Центра 2011.
Сцены из спектакля «Король Лир» в постановке Королевской Шекспировской Компании, представленного на летнем фестивале Линкольн Центра 2011. 
Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya)

Но от младшей, любимой, он ждет искренной и душевной оценки его жертвы. Он весь меняется, когда подходит ее очередь. Но она, обыкновенный тинэйджер, и не желает терпеливо стоять в очереди – что ей эти две горгоны – и отвечает ему с вызовом, сухостью и горечью. Ну не этого ждет король, практически, отрекаясь от единой власти. Осознавая себя толком не понятым ни кем из ближайших к нему людей, в горе, а не в ярости он прогоняет от себя именно тех, на кого более остальных надеялся.

Ну и, конечно, мы знаем, что в самой значительной, наряду с Гамлетом, пьесе барда – тема последствий всевозрастающего индивидуализма следующего поколения... Сколько живу, сколько читаю, столько не устают переливать из пустого в порожнее о всевозрастающем индивидуализме следующих поколений. 

Сцена из спектакля «Король Лир» в постановке Королевской Шекспировской Компании, представленного на летнем фестивале Линкольн Центра 2011.

Сцена из спектакля «Король Лир» в постановке Королевской Шекспировской Компании, представленного на летнем фестивале Линкольн Центра 2011.

Сцена из спектакля «Король Лир» в постановке Королевской Шекспировской Компании, представленного на летнем фестивале Линкольн Центра 2011.

Сцена из спектакля «Король Лир» в постановке Королевской Шекспировской Компании, представленного на летнем фестивале Линкольн Центра 2011.
Сцены из спектакля «Король Лир» в постановке Королевской Шекспировской Компании, представленного на летнем фестивале Линкольн Центра 2011. 
Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya)

Ну а куда еще следующим поколениям идти? И хорошо, что туда... Ведь только в мире, начисто лишенном надежды, следующие поколения обращаются к патриархальности. И выглядит это всегда так примитивно и уродливо, что просто мурашки по коже. 

Так вот когда Лир видит, что оставшиеся вокруг него значительно страшней самых худших его подозрений и осознает беспочвенность своих надежд, нет он не сходит с ума от горя, он просто уходит от своей действительности. Уходит в степь, в бурю, во мрак сознания.

Сцена из спектакля «Король Лир» в постановке Королевской Шекспировской Компании, представленного на летнем фестивале Линкольн Центра 2011.

Сцена из спектакля «Король Лир» в постановке Королевской Шекспировской Компании, представленного на летнем фестивале Линкольн Центра 2011.

Сцена из спектакля «Король Лир» в постановке Королевской Шекспировской Компании, представленного на летнем фестивале Линкольн Центра 2011.
Сцены из спектакля «Король Лир» в постановке Королевской Шекспировской Компании, представленного на летнем фестивале Линкольн Центра 2011. 
Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya)

Как-то никогда не было средств объяснить ту перемену, что происходит с королем после его конфликтов с двумя старшими дочерьми: вот только что перед нами был мощный старик, властитель со свитой из ста лучших рыцарей. Ну повели себя две дочери, как сами понимаете, кто. И вот уже перед нами дряхлый старец один в степи с шутом и неутомимым Кентом? Куда же девались вся эта мощь и этот дух властелина? А вот у королевских шекспировцев как-то само собой ясно, что он сам от них отказывается, осознав безнадежность своей затеи. Нет на земле такого благородства, какое бы смогло переменить натуру жадности, бездушья и коварства.

В конце спектакля погибают, практически все. На сцене только герцог Олбани, стерильный сын Глостера Эдгар да все тот же неутомимый Кент. Вроде бы победили наши, но ощущение трагедии – только сильнее. Задача Лира так и не решена. Что делать?

Сцена из спектакля «Король Лир» в постановке Королевской Шекспировской Компании, представленного на летнем фестивале Линкольн Центра 2011.

Сцена из спектакля «Король Лир» в постановке Королевской Шекспировской Компании, представленного на летнем фестивале Линкольн Центра 2011.

Сцена из спектакля «Король Лир» в постановке Королевской Шекспировской Компании, представленного на летнем фестивале Линкольн Центра 2011.
Сцены из спектакля «Король Лир» в постановке Королевской Шекспировской Компании, представленного на летнем фестивале Линкольн Центра 2011. 
Фото Марины Левицкой (Marina Levitskaya)

© RUNYweb.com

Просмотров: 28139

Вставить в блог

Оценить материал

Отправить другу



Добавить комментарий

Введите символы, изображенные на картинке в поле слева.
 

0 комментариев

И Н Т Е Р В Ь Ю

НАЙТИ ДОКТОРА