-->
Суббота, 20 Апреля 2024
RUNYweb.com > > >

Оценить материал


Вставить в блог

Bookmark and Share

«Последняя лента Краппа» в БАМе в интерпретации Джона Харта: не многовато ли смеха?

12 Декабря, 2011, Автор: Майя Прицкер

Джон Харт в спектакле «Krapp\'s Last Tape» по пьесе Сэмюэля Беккета в БАМ.

Джон Харт в спектакле «Krapp's Last Tape» по пьесе Сэмюэля Беккета в БАМ. Фото БАМ

Джон Харт в спектакле «Krapp's Last Tape» по пьесе Сэмюэля Беккета в БАМ.
Джон Харт в спектакле «Krapp's Last Tape» по пьесе Сэмюэля Беккета в БАМ. Фото БАМ

На спектаклях по пьесе Самюэля Беккета «Krapp's Last Tape», идущих по 18 декабря в Бруклинской академии музыки в исполнении известного английского актера Джона Харта (John Hurt), яблоку негде упасть. Но для меня он начался с разочарования. 

Сэмюэль Беккет сочинил эту пьесу в 1958 году. Ему было 52 года. Герою пьесы – 69. Харту – 71. Самое время играть одинокого брюзгу и скептика, который живет на бананах и алкоголе и отмечает очередной день рождения тем, что извлекает на свет и слушает на ленточном магнитофоне запись своего аудиодневника, сделанную им самим тридцать лет назад. Слушает и комментирует. Те, кто видели Харта в кино («Elephant Man», «Love and Death on Long Iceland» и другие) или на фотографиях, знают, что он чем-то похож на Беккета: очень худое лицо в специфических морщинах, узкие губы, крупный нос, глубоко посаженные пронзительные глаза, даже седые волосы подстрижены так же. Казалось, кому, как не ему играть эту очень личную, даже автобиографическую пьесу, в которой  Беккет с редким даже для себя лаконизмом сконденсировал свой жесткий, без иллюзий, взгляд на жизнь, где счастье, как и время, эфемерно и невозвратимо? 

Затянутые черным стены, на авансцене – старый письменный стол, пока пустой. В полной тишине за столом появляется герой. Свет – на нем, остальное тонет в полумраке. Он долго молча сидит, положив руки на стол и медленно обводя взглядом публику. Потом встает, шаркающей походкой обходит стол, выдвигает ящик и достает... банан. Публика начинает смеяться. Когда он, с треском задвинув ящик, медленно очищает банан и засовывает в рот, так что большая часть банана свисает, публика, обрадованная двусмысленной ассоциацией, смеется еще веселее. Стоп! Что происходит? Мы знаем, что американский зритель, в массе выращенный не на книгах, а на ситкомах, рад посмеяться. И у Беккета действительно есть эта ремарка: «...сует кончик банана в рот и  застывает,  глядя  в  пространство  пустым взглядом», а потом ходит вдоль сцены, «задумчиво поглощая банан». Увы, ни «пустого взгляда», ни «задумчивого» поглощения банана, ни других деталей этой первой сцены, скрупулезно обозначенных Беккетом, актер как будто  не замечает. Он превращает поедание банана в трюк, добавляет еше парочку и таким образом намеренно разрушает стену между сценой и зрителем, «актерствует», превращает своего героя в клоуна, ищущего зрительской реакции, и убивает момент сопереживания, который мог бы возникнуть, если бы публике дали почувствовать: с ней не играют, ей просто дают возможность увидеть (подсмотреть!) чужую  жизнь и задуматься, и пережить холодное отчаяние одиночества и пустоты, трагедию бытия и катарсис. А долгие паузы и кажущееся бесконечным молчание в начале  – как раз для того и предназначены, чтобы было время ощутить чужую боль и замедляющийся с годами темп жизни, в которой, кажется, ничего уже не осталось, кроме этого магнитофона и молодого голоса на ленте.  

Джон Харт в спектакле «Krapp's Last Tape» по пьесе Сэмюэля Беккета в БАМ.
 Джон Харт в спектакле «Krapp's Last Tape» по пьесе Сэмюэля Беккета в БАМ. Фото БАМ

Кстати, по интонациям этого голоса было ясно, что актер не произносит монолог, как должен бы это делать молодой герой, «наговаривая» свои ощущения и воспоминания на пленку, а... читает его. И это тоже мешало адекватному восприятию. Только где-то в последней трети спектакля, длящегося почти час,  Харт приближается к Беккету, заставив нас почти забыть неудачное начало.            

Харт исполняет «Последнюю ленту» (в режиссуре Майкла Колгана) с 1999 года: в дублинском театре «Gate», в Лондоне, на фестивалях, на экране. Опытный мастер, он завершает спектакль на мощной, запоминающейся ноте. Кстати, на спектакле было, как никогда, много русскоговорящих зрителей. Интересно, что они думают о нем?

© RUNYweb.com

Просмотров: 7370

Вставить в блог

Оценить материал

Отправить другу



Добавить комментарий

Введите символы, изображенные на картинке в поле слева.
 

0 комментариев

И Н Т Е Р В Ь Ю

НАЙТИ ДОКТОРА