«Печальное и смешное» Шолом-Алейхема на нью-йоркской сцене
17 Марта, 2015, Надя Курилович

Сцена из спектакля театра «Диалог» «Печальное и смешное» по мотивам новелл-писем Шолом-Алейхема. NYPL, 2015.
14 марта на театрально-концертных подмостках знаменитой Нью-Йоркской публичное библиотеки на манхэттенской Пятой Авеню литературный театр «Диалог» представил свой новый спектакль «Печальное и смешное» по мотивам новелл-писем Шолом-Алейхема. Премьера спектакля прошла при полном аншлаге и, бесспорно, стала театральном событием Нью-Йорка. Символично, что представление состоялось именно в марте месяце, когда поклонники знаменитого еврейского писателя отмечают день его рождения.
Произведения Шолом-Алейхема вошли в золотой фонд мировой литературы, а сам он обрел мировое признание еще при жизни. Не удивительно поэтому, что новеллы-письма — переписка Менахем-Мендла со его женой Шейне-Шейндл — стали основой для бесчисленных театральных постановок во многих странах, в том числе и на русском языке. Представить на суд зрителей свое собственное прочтение новелл Шолом-Алейхема – в творческом плане дело чрезвычайно трудное и рисковое. Зритель приходит на такой спектакль уже с каким-то «штампом» от увиденного раннее, своим собственным пониманием образов главных героев и их диалога в письмах. Восторг и разочарование зрителя разделяет лишь тонкая невидимая нить. Она же отделяет успех создателей театральной постановки от провала. Однако, на премьере литературного театра «Диалог» произошло обыкновенное чудо. Ирине Волкович, как режиссеру-постановщику и как автору сценария, удалось удивить зрителя, заставить его почувствовать и увидеть новые психологические грани и оттенки характеров героев и их взаимоотношений.
К творческому успеху Ирины Волкович, с полным основанием, можно отнести ее литературную обработку цикла новелл-писем Шолом-Алейхема. Выбирая текст из шоломалейхемовских писем для сценария, Ирина Волкович сумела создать своих собственных героев, не исказив при этом содержания и духа новелл всемирно известного писателя. Естественным, органичным сочетанием с текстом и связующим звеном всего спектакля стала скрипичная мелодия, которую исполнил известный скрипач Александр Анисимов. Использование в качестве декораций проекций картин художника Владимира Любарова придало спектаклю необыкновенный колорит и очарование. Они стали своеобразными участниками спектакля, невероятно усиливая восприятие персонажей на сцене.
В результате, спектакль «Печальное и смешное» подарил зрителям новые впечатления и стал еще одной оригинальной, талантливой театральной постановкой бессмертного произведения Шолом-Алейхема.
В значительной степени этому способствовала замечательная игра актеров. Сергей Нагорный сумел создать трогательный образ Менахем-Мендла — бедного местечкового еврея, изо всех сил стремящегося вырваться из нужды, найти свое счастье в большом городе. Он свято верит, что все от Б-га, и что ему когда-нибудь сказочно повезет и он вдруг разбогатеет. Идеалом для подражания Менахем-Мендла является киевский заводчик Бродский. Размечтавшись, он представляет свою богатую жизнь, в мыслях одевает в бриллианты и бархат свою жену Шейне-Шейндл и заботится так, чтобы пылинка на нее не упала. Однако реальная жизнь героя имеет другую картинку.
Несмотря на то, что Менахем-Мендл человек обыденный и заурядный, постоянно оказывающийся на дне жизни, он подкупает нас своей искренностью и безудержным стремлением изменить свое положение.
С горячим энтузиазмом и светлой надеждой он берется за самые невероятные начинания. Кем он только не был — купцом, биржевым спекулянтом, маклером, сватом, агентом и даже писателем. Доверчивый, непрактичный и недалекий человек, он постоянно становится жертвой обмана и терпит неудачу. О каждом своем начинании он сообщает жене в письмах, сначала восторженных, затем отчаянных. Однако, его отчаяние сменяется вновь надеждой. Он опять всей душой летит на встречу своему счастью.
Сергею Нагорному удалось создать образ неутомимого в поисках финансового благополучия Менахем-Мендла, который почти маниакально охвачен идеей своего быстрого реального обогащения. Он искренен и по-детстки наивен в своих устремлениях. Пройдя все семь кругов ада на бирже в Егупце, кидаясь от одной профессии к другой, но — увы! -нигде не найдя счастья, Менахем-Мендел в конце концов отправляется в Америку, потому там, говорят, евреям неплохо… и он снова полон искренних надежд!
Конечно, в Америке у Менахем-Мендла все повторится – на смену восторгу придет разочарование и необходимость вновь выбираться из жизненных тупиков и лабиринтов. Мы сочувствуем ему заранее и искренне желаем удачи в разрешении проблем. По этому поводу сам Шолом-Алейхем писал, что “еврейские дела, по милости божьей, повсюду одинаковы, то есть начинаются они как будто бы совсем неплохо и сулят золотые горы, а кончаются в большинстве случаев крахом, как у моего Менахем-Мендла. А если найдется один из тысячи, у которого дела идут хорошо, то он может быть уверен, что это ненадолго. Все, что висит в воздухе и держится на ветру, должно в конце концов рухнуть. Это, конечно, не особенно приятно, но зато правда, а ведь правду все люди любят…”
Однако, мы все же глубоко-глубоко в душе надеемся, что где-то когда-то нашему герою повезет. В спектакле Менахем-Мендел предстает перед нами человеком наивно, безоглядно стремящемся достичь своей мечты, избавиться от нищеты и проблем. Именно это и подкупает нас в образе Менахема-Мендела, созданном Сергеем Нагорным.
Жена Шейне-Шейндл, в исполнении Инны Есилевской, совершенно противоположна своему мужу Менахем-Мендлу. Она практична, рассудительна и знает от своей матери, как надо правильно жить. Она с достоинством отстаивает свою точку зрения на жизнь. Чем больше писем и денег она посылает Менахем-Мендлу, тем все больше понимает, что муж уже не вернется к ней, что он закрутился в угаре своей страсти любыми путями разбогатеть. Актриса Инна Есилевская прекрасно передала душевную боль женщины, которая все понимает, но не в силах ничего изменить. Все, что она может – это выразить в письмах к мужу свои мысли и чувства. Однако ни дети, ни болезни родных, ни мысль о хлебе насущном для семьи, ни сетование жены на одиночество не могут отвлечь Менахем-Мендла от главной цели его жизни – найти быстрый способ стать богатым. Правда, иногда он приходит к пониманию, что “если бы колол дрова, то заработал бы больше”. Но эти мысли у Менахем-Мендла мимолетны. Он свято верит, что найдет свое Эль Дорадо.
Письма Шейне-Шейндл, исполненные трезвости и здравого смысла, никак не влияют на решения ее мужа. Эта переписка — как диалог глухих, где каждый говорит свое. Менахем-Мендл трагически обречен в своих мечтах и помыслах. Шейне-Шейндл интуитивно чувствует это и страдает от того, что ничего не может изменить. Она испытывает глубокую любовь к своему мужу. Она будет искать его повсюду, каждый раз будет той последней соломинкой, которая вытащит его из любой беды. Это прекрасно удалось передать Инне Есилевской. Заключительная сцена спектакля была потрясающей. Шейне-Шейндл ищет по миру Менахем-Мендла. Ищем его и мы в своей собственной душе, потому что в любом из нас живет частичка Менахем-Мендла, и нам всем так необходима заботливая, преданная и любящая Шейне-Шейндл.
Поздравляю художественного руководителя Ирину Волкович и театральную труппу театра “Диалог” с блестящей премьерой спектакля «Печальное и смешное».
Словом, как писал Шолом-Алейхем, каждый найдет здесь свое.
© RUNYweb.com
Добавить комментарий
0 комментариев