Хорошо, что Метрополитен-опера теперь повторяет свои новые спектакли почти каждый сезоне. Объясню: еще недавно, показав дорогостоящую премьеру раз 7-8, скажем, в 2000 году, декорации и костюмы увозили на склад до… года 2003-4, а то и на более долгий срок.
Питер Гелб, нынешний генеральный менеджер Мет эту практику начал нарушать: если спектакль удачный, почему не вернуться к нему поскорее, пока еще не забыты хорошие рецензие, а меломаны готовы сравнить разные исполнительские составы. Вот почему мне удалось в этом году снова посмотреть «Сказки Гофмана», которые я видела в прошлом году, на премьере, и даже изменить свое мнение об этой постановке Бартлета Шера. А все благодаря исполнителям. Ну, и конечно, возможности повнимательнее вдуматься в и вглядеться в происходящее.
Спектакль, который казался хаотичным, туманным и перегруженным внешними деталями – все эти столы, стулья, лампы, кружки, куклы, фонарики, афиши, «Шапито», мужчины в черных котелках, дамы в кринолинах, гондолы, диваны, тени, кареты, летящие страницы – обрел смысл, завершенность, поэтическую прелесть и увлекательность. Поэта и фантазер Гофман постоянно теряет голову и сердце в самых неподходящих романах. Его Муза, которая скрывается в обличье его друга Никласа, пытается открыть ему глаза на нелепость и даже опасность его горячности, но без всякого успеха. Между тем Гофману кажется, что все его любовные катастрофы – результат действия эдакого дьявола в разных обличьях. Возлюбленные тоже разные: заводная кукла Олимпия с ангельским голосом, трепетная и ранимая певица Антония и куртизанка Джульетта. Но все они – плод его фантазии, воплощения одной-единственной женщины -- актрисы Стеллы. В конце концов Стеллу уводит с собой коварный Линдзор, а рядом с Гофманом оказывается лишь его Муза.
Как видим, сюжет отнюдь не поверхностен, он – о творческом воображении, о постоянном конфликте художника и окружающего мира, о боли утрат и разлук и о любви – вечном источнике искусства. Оффенбах вложил много сил и страсти в эту самую последнюю и самую серьезную свою работу и результат – музыка большой психологической тонкости и грубины.
В прошлом году спектаклем дирижировал Джеймс Левайн, почти усыпивший всех медленными темпами. На сей раз за пульт встал француз Патрик Фурнийе. Он «дышит» с певцами, он живет этой музыкой, заражая публику своим энтузиазмом. Партию Гофмана пел Джузеппе Филанотти, блистательный молодой итальянский тенор, чем-то похожий на Роландо Виязона: невысокий, худощавый, большеглазый, быстрый брюнет, темпераментный актер с настоящей итальянской школой и тембром. Злодеев, как и задумал Оффенбах, играл один актер. В этом году -- Ильдар Абдразаков. Роскошный бархат его голоса завораживал, интонация, пластика, мимика – все было отточено, продумано, элегантно. Злодеев играть ему не впервой: он один из самых востребованных на оперной сцене Мефистофелей в операх Гуно и Берлиоза.
Солистка Московского театра им. Сталинславского и Немировича-Данченко Хибла Герзмава была отличной Антонией – ничуть не хуже Анны Нетребко, хотя у Хиблы были все основания волноваться: первый раз в Мет и первый раз эта партия. В Москве Герзмаву давно знают и любят, четыре года назад она дебютировала в Ковент-Гардене, куда ее теперь регулярно приглашают. Мет-опера тоже решила «подтянуться»: она будет Мими в «Богеме» в следующем сезоне и Лиу в «Турандот» в 2012. Но чтобы не ждать так долго, поспешите на «Сказки Гофмана» сейчас – осталось всего несколько спектаклей.
© RUNYweb.com
Добавить комментарий
0 комментариев