Отец Яков Рыклин: «В Америке должен исчезнуть национальный взгляд на православную церковь»
7 Февраля, 2011, Беседовала Светлана Вайс
Отец Яков (Рыклин) у алтаря церкви Марии Магдалины в Манхэттене. Фото Светланы Вайс
Про церковь Марии Магдалины (St. Mary Magdalen Orthodox Church), которая находится в Манхэттене, ходят разные слухи. Сплетни. И что не похожа она на церковь вовсе, а уж на православную и подавно, и что приход состоит сплошь из адвокатов, и что алтарь в стиле модерн расписан, а иногда звучит молитва на иврите, с упоминанием святых, которые уж затерялись в исторической памяти. Отец Яков (Рыклин) на православного батюшку не похож ни под каким предлогом. Ну, как не поехать посмотреть? И убедится, что слухи совершенно не совпадают с действительностью, хотя основание имеют.
А вот, что ежели, скажем, отец Яков, покойника отпеть в вашей церкви?
Будете довольны!
А жители? Над церковью еще несколько жилых этажей.
Ну, один этаж мой. Еще один лютеранский священник занимает. Да и остальные жильцы с пониманием. Вообще, за 27 лет существования прихода еще никто, слава Богу, не умер.
Для тех, кто не совсем понял, в чем суть проблемы, а таких большинство, так как приход у отца Якова англоязычный и среди наших людей мало известен, хочу разъяснить: церковь св.Марии Магдалины занимает первый этаж жилого дома, в который как-то плавно и логично влились со вкусом оборудованный подвал и второй этаж с трапезной, в углу которой под чехлом угадывается рояль. Четырех этажный дом стиля модерн, построенный всего несколько лет назад, уютно примостился на 107 улице в Западной стороне Манхэттена – с церковной паперти хорошо просматриваются раскидистые ивы Центрального парка. Оказавшись здесь в погожий день, на память приходит, подзабытое за трудовые годы, слово – благолепие.
Такие понятия, как «домашняя церковь» и «молельный дом» в данном случае категорически не применимы – это реальная церковь, причем с порога видно, что это православная церковь, каким бы модерным флёром она ни была укутана. Алтарь на месте и пригоден для использования по назначению. Роспись, согласно канонам и традициям. Об иконах, созданных специально для этой церкви художницей Ксенией Покровской, можно говорить долго и только в превосходной степени. Не так часто можно встретить мастера, который бы сумел столь удачно балансировать на грани вековых традиций и современных живописных технологий. Эти иконы вызывают чувство уважения и благодарности к художнику и привносят в храм сильную духовную ауру, которую незримо ощущаешь даже вне службы. Сила иконы проникновенна, это одна из составляющих православного христианства, и шутить с этим опасно, но если делать свое дело искренне, то результат достигает цели – в храме воцаряется атмосфера, в которой молитва ложится на душу.
Русская православная Церковь Марии Магдалины (St. Mary Magdalen Orthodox Church) в Манхэттене
Вы знаете, Светлана, как освящается церковь?
Скорее нет, чем да.
Это большой праздник! Храм наш освящал митрополит Иона, строился-то храм еще при митрополите Германе и он приезжал во время уже заканчивающегося ремонта, но освящал уже Блаженнейший Иона. Вообще, милейший человек! Перед его приездом я обратился к нему с просьбой такого рода: существует древняя русская традиция – в день освящения храма у женщин есть единственная возможность войти и поцеловать алтарь! «Разрешите мне соблюсти эту традицию?» - обратился я к нему. Он не возражал, и все женщины моего прихода взошли в северные дьяконские ворота, и обойдя алтарь, поклонились и, поцеловав его, вышли.
Да, мало кому из женщин такое в жизни выпадает – пройти через алтарь! Если честно, я даже не слышала об этом.
А между тем, такая практика была – в VII-VIII веках и я ее у себя в церкви некоторое время назад возобновил.
Что?
Девочки у меня прислуживали в алтаре!
С вашего позволения, отец Яков, повторите еще раз…
Когда-то моим епископом был Владыка Петр, мы с ним дружили. И вот, я к нему пришел и говорю: «Владыка, Бог в приходе наградил меня одними девочками. Ну, не рождаются у нас мальчики! А надо, чтобы кто-нибудь прислуживал в алтаре. Благословите, чтобы девочки прислуживали». И он благословил. Ну, а что? Девочки маленькие – 8-10 лет, все девственницы. Начала первой моя младшая дочка – убиралась в алтаре, кадило подносила. Скажу я вам, девочки более благолепно смотрятся в алтаре – волосы длинные, симпатичные. Быстро все запоминают. В туалет по два часа не просятся, в отличие от мальчишек. Так, кстати, довольно много лет продолжалось, пока Владыка Петр не вышел на пенсию. После него митрополитом стал Германон же и возглавил Нью-Йоркскую епархию. И вот как-то мы служили вместе с Владыкой Серафимом и кто-то фотографию сделал и в интернете разместил. А на заднем плане той фотографии как раз и оказалась девочка в алтаре. Фотографию митрополиту Герману сразу показали и звонит его секретарь с криком: «Что у тебя там? Девочки в алтаре?». Ну, я ему отвечаю: «Исключительно по благословению митрополита Петра!». «Прекратить!» - кричит он. А благословение как отменить? Оно уже мое! Приход наш, во главе с одним весьма грамотным профессором, написал тогда петицию, в которой доказывалось, что такое ничему не противоречит и вполне может быть разрешено. Скандал был, не отрицаю. Но ругаться дальше мне не хотелось, и девочки перестали прислуживать.
Алтарь в церкви Святой Магдалены в Манхэттене, Нью-Йорк. Фото Светланы Вайс
Ну, все миром закончилось?
Да. Но мальчики в приходе продолжают не рождаться, а девочки подрастают.
И…?
А что делать? Приезжал митрополит Иона и я к нему обратился: «Вы не будете возражать, если девочки в алтаре будут прислуживать?». Он сказал: «Нет». «И благословение дадите?». На что он ответил: «Дам. И пока я ваш епископ вопросов не будет. Но что будет потом, я не знаю. И вряд ли смогу помочь».
Отец Яков, как вы относитесь к ситуации с тремя православными юрисдикциями в Северной Америке?
Раз так Бог учредил – значит, так надо было. Плохо, что люди путаются. И путешествуют между церквями. Это языковая проблема.
А как должно быть, чтобы не путались?
Как мне кажется, в трех церквях нет никакой необходимости. Совершенно должен исчезнуть национальный взгляд на церковь. Должна быть американская православная церковь, а русской должна называться церковь патриаршая, которая находится здесь в посольском состоянии. Она призвана обслуживать людей, приехавших сюда временно на работу и тех, кто еще не знает местного языка. Впоследствии, перейдя на английский, живущие здесь люди и уж конечно их дети, неминуемо придут в Американскую православную церковь. Таких детей, второе поколение, у меня немало. Зарубежная церковь объединяла и держала людей, так сказать, в промежуточном состоянии – пока в России правили коммунисты. И что получилось? Коммунистов нет – но никто не уехал. А русский язык, на котором говорят священники Зарубежной церкви – выученный, он им уже не родной, их родной – английский. Необходимость в Зарубежной церкви отпала окончательно. Не то что пропал смысл ее существования, то что прихожане нащи – люди одной культуры – американской.
Стало быть, главенствующее место вы отводите Американской православной церкви?
У Американской церкви есть своя совершенно определенная роль – роль Поместной церкви. Вот тут – на этом месте. Если мы здесь находимся, то и должны обслуживать местное население – американское. Эта наша задача.
Наша церковь Марии Магдалины православная, но большинство людей, которые сюда ходят новые для православия – прозелиты, они конвертированы из других конфессий. Вы же знаете, иконография, сама форма церкви и обрядовость привлекает многих людей, они начинают видеть духовность и истинную веру в Царство небесное через наши иконы, что во многом справедливо. Это другие люди – они не русские и не греки, у них другая ментальность, другое сознание, у них даже другие характеры. В нашем приходе только один француз говорит по-русски. Есть люди с испанскими, немецкими корнями. Грузинская семья, говорящая на родном языке и на английском. И моя задача оставить их в православном христианстве, раз уж они пришли. Научить православию – но не русскому, не болгарскому, ни какому-либо еще, замешанному на национальном характере, а всеобщему. Церковь не носитель культуры – церковь носитель веры.
Отец Яков (Рыклин) на православного батюшку не похож ни под каким предлогом. Фото Светланы Вайс
Остается ли у ваших «конвертированных» прихожан доброе отношение к Западной церкви, которую они покинули?
В Западной церкви тоже есть своя святость, и мы ее уважаем и чтим. Как я могу не чтить католического священника, отправившегося со своими еврейскими ученниками в газовую камеру?
Вернемся к трем православным юрисдикциям в Америке. Зарубежный синод, по-вашему мнению, свою функцию исчерпал. Московская Патриархия должна присутствовать на американской территории только с ограниченной миссией, а Американская православная церковь должна окормлять всех на своей территории, вне зависимости от национальной принадлежности. Так?
Мне кажется, что да. Именно так и должно быть. Вообще, у нас с Московской патриархией никогда проблем не было, с синодалами были. С моей точки зрения, соединение Зарубежников с Москвой было неразумным. Русская церковь должна была слиться с нами – мы же служим на одной территории и, более того, если вы поедете в глубинку, то обнаружите, что там, в патриарших приходах, говорят по-английски. Неожиданно, да?
Сбываются пророчески заветы Патриарха Тихона! Он же предполагал, что единый автокефальный Митрополичий округ – это наше будущее.
Да, это наша жизнь. Это Америка и здесь даже православные немного другие.
Вот, пожалуйста, отец Яков, раскройте это понятие – «несколько другие православные». Это все та же догма о влиянии протестантского окружения и проникновении в наши ряды чуждой идеологии?
Влияние протестантизма – конечно, да, есть!
Так оно допускается?
Конечно, нет! С этим надо бороться! Приходится объяснять, например, что есть закон, который не преступишь. В православии нормально, если батюшка благословил и это не надо обсуждать. Вопросы исповеди решаются по-разному. Есть церковные законы, которые не отменяются и их нарушение дело твоей совести – всему этому приходится учить тех, кто пришел из других конфессий, пока они только познают православие. По счастью, мое мнение практически всегда совпадает с мнением церкви и мне легче.
© RUNYweb.com
Добавить комментарий
0 комментариев