Оценить материал
Еще читать в этом разделе
- 08.24Fox Business: Госдолг США вырастет до небывалых 54 триллионов долларов
- 07.31ФРС сохранила ставку на уровне 5,25–5,5% годовых восьмой раз подряд
- 07.29Госдолг США впервые в истории превысил $35 трлн
- 07.23В США начались торги акциями биржевых фондов для криптовалюты Ethereum
- 07.10Bloomberg: миллиардеры начали создавать трасты для последующей «криоконсервации»
Президент Обама направил в Конгресс проект бюджета. Для его сторонников - это бюджет предвыборной мечты.
14 Февраля, 2012, Владимир Мусатов
Президент Обама направил в Конгресс проект бюджета. Для его сторонников - это бюджет предвыборной мечты. Фото с сайта cnn.com
Шансов у этого проекта быть принятым – ноль, о чем республиканцы тут же заявили. Свое несогласие незамедлительно выразили и представители бизнеса. Если такой бюджет не имеет шансов быть принятым в конгрессе, то стоит ли обращать внимание на этот проект? Не лучше ли его оставить для чисто предвыборных дискуссий?
В определенном смысле проект бюджета действительно можно рассматривать как платформу, с которой демократы идут на выборы. Но во-первых, платформа платформе рознь. Наверно, далеко не все демократы ожидали увидеть столь далекоидущие предложения. Во-вторых, выборы выборами, а бюджетный процесс идет своим чередом, хоть и накладывается на избирательную кампанию. Республиканцы могут категорически не соглашаться с предложенным проектом, но какой-то бюджет ведь принять придется, и сделать это надо до выборов.
То есть будет согласование позиций. Поэтому и рождается предположение – президент изначально поставил планку исключительно высоко. Сделано это в надежде, что и после неизбежных уступок демократы получат бюджет, на который они и рассчитывать не могли. И никто в их рядах не скажет, как это бывало, например, в прошлом году, что президент уступает, когда можно было бы настоять на своем. А после принятия бюджета и выборы подоспеют...
Наверно, самое яркое свидетельство такой стратегии, заложенной в бюджет, - это предложения по налогообложению дивидендов. Вдумаемся: сейчас эта ставка составляет 15%. Теперь же предлагается уравнять ставки налога на дивиденды с налогами на обычные доходы. Это само по себе очень далекоидущее предложение, а в цифрах оно впечатляет еще больше. В проект заложен рост, который может вылиться в ставку 43.4%! Конечно, не для всех, а для тех, кто получает в год доходы свыше 200 тыс. долл. (при индивидуальной подаче) и 250 тыс.долл. (при совместной подаче супружеской парой). Но именно эта категория получает основную долю дивидендов.
Предложен и скачок вверх для налога, которым облагается долгосрочный прирост стоимости ценных бумаг. Сейчас ставка составляет 15%, в проект бюджета заложена ставка 20%.
В бюджетном послании (не в самом проекте на 2013 год) присутствует и предложение ввести так называемое «правило Баффита» - облагать не менее чем тридцатипроцентным налогом доходы тех, кто получает больше миллиона долларов в год. Взамен предлагается отменить альтернативный вариант налогообложения (alternative minimum tax). Его реформа действительно назрела, но увязка с «правилом Баффита» не выглядит до конца логичной. Да и нет конкретных цифр, насколько увеличатся поступления в бюджет в случае принятия «правила Баффита». Опять-таки напрашивается мысль – это еще один переговорный сюжет. Республиканцы были против «правила Баффита», но если его сопоставить с предложенным на 2013 повышением налога на дивиденды, то и тридцатипроцентный налог может показаться не таким уж высоким.
Аналитики, несомненно, будут обсуждать, какое влияние на компоновку бюджетного проекта оказало неуклюже исполненное Миттом Ромни, основным республиканским кандидатом в президенты, опубликование его налоговых деклараций за два года, равно как и отказ опубликовать их за более длительный период. В опубликованных декларациях многим бьет в глаза то, что Ромни платит налоги по ставке не более чем 15%, что меньше, чем у большинства рядовых налогоплательщиков. По результатам одного из недавних опросов, 66% американцев, пишет журнал «Тайм», считают, что Ромни не платит справедливую долю налогов.
Опираясь на такие настроения, президент, очевидно, и заложил в проект бюджета истечение скидки с налогов, введенное при президенте Джордже Буше. Но действие пониженных ставок заканчивается только для самых обеспеченных – это примерно три процента населения. Демократы считают, что средний класс таким повышением налогов затронут не будет.
Что касается расходной части бюджета, то ее предлагается зафиксировать на уровне 3.8 трлн.долл. В эту сумму входят 800 млрд. долл., предназначенных для создания рабочих мест и инвестиций в инфраструктуру.
В сокращение расходов попали 800 млрд. долл., которые будут сэкономлены благодаря окончанию войн в Ираке и Афганистане. Республиканцы сразу сказали, что это фиктивное сокращение – такие расходы ведь не предусматривались. Как бы там ни было, но президент косвенно напомнил, сколь дорогостоящими были эти две войны.
Куда более реальное, и опять-таки очень спорное, сокращение расходов касается оборонного бюджета – на 487 млрд. долл. в течение следующих десяти лет. Если сокращения будут приняты, они станут первыми с конца 90-х годов.
Наконец, дефицит федерального бюджета. На 2012 год он ожидается на уровне 1.33 трлн.долл., или 8.5% валового внутреннего продукта (ВВП). Понятно, проект бюджета на 2013 год стремились сделать «красиво», и в нем обязано наличествовать сокращение дефицита. Что и прописано – до 901 млрд.долл., или 5.5% ВВП. Но и это очень много. А если усреднять за последние четыре года, то выходит триллион с лишним долларов каждый год.
Все горячие дискуссии, которые последуют за представлением проекта, не должны отодвинуть на задний план главное – выход из дефицитного финансирования только один, и это экономический рост в привычных для Америки темпах. Темпах, о которых сейчас можно только мечтать. При всей идеологизированности дискуссий о налогах на богатых и сокращении расходов на социальные программы этот аспект – возврат к нормальным темпам роста – не должен потеряться.
© RUNYweb.com
Добавить комментарий
0 комментариев