-->
Пятница, 29 Марта 2024

Оценить материал


Вставить в блог

Bookmark and Share

Налет своего же трейдера обошелся банку «UBS» в $2 миллиарда

16 Сентября, 2011, Владимир Мусатов

Налет своего же трейдера обошелся банку «UBS» в $2 миллиарда

Фото с сайта thetimes.co.uk

Даже для швейцарского гиганта «UBS», где это произошло, потерять такую сумму -  тяжелый удар. По итогам третьего квартала банк может теперь выйти в минус .

В ночь на 15 сентября в Лондоне полиция арестовала Квеку Агоболи (Kweku Agoboli), одного из трейдеров ведущего швейцарского банка «UBS». Глава банка пообещал самое что ни на есть тщательное расследование, которым банк незамедлительно займется – это помимо уголовного, которое будет идти своим чередом. Пока о деталях происшедшего, кроме размера предполагаемого убытка (а он может и увеличиться), мало что известно.

Информационные агенства приводят имя и возраст трейдера, но официально это пока не подтверждено. Журналисты тем не менее уже докопались, что семья из Ганы, отец работал в ООН, что и позволило, очевидно, дать сыну очень хорошее образование. Квеку Агоболи закончил престижный университет в Англии и был принят в «UBS», где начинал аналитиком и вырос до трейдера с таким названием должности, которое не могло не льстить самолюбию молодого человека – «директор». Своя страница в «Facebook», обычные для круга таких людей хобби. Наверно, какие-то детали будут уточнены, наверно, выяснится много любопытного Но что обращает на себя внимание – это как раз официально удостоверенный возраст, 31 год. Веет какой-то мистикой...

И вот почему. В январе 2008 года ведущий французский банк «Сосьетэ Женераль» с наигранным или реальным изумлением обнаружил, что сотрудник банка, доблестный трейдер Жером Кервьель, своей бурной деятельностью выставил банк ни много ни мало на 6.7 млрд. долл. И было тогда трудяге банковского фронта от роду 31 год! При таких совпадениях ведущие финансовые институты мира должны срочно проинспектировать всех своих трейдеров этого возраста... 

Конечно, денежному соблазну, как и любви, покорны все возрасты. Но есть, наверно, возрастной интервал повышенного риска. Молодые люди, получившие доступ к большим деньгам и такой, как кажется, легкой возможности их заработать, теряют чувство реальности, чувство отвественности перед работодателем, своей семьей и своим собственным будущим. 

Взять Ника Лисона – трейдера, который в 1995 году в буквальном смысле разорил один из символов старой доброй Англии банк «Бэрингс». Перед этим Лисона, как перспективного трейдера, отправили в Сингапур, где ему была предоставлена большая доля самостоятельности. Правда, есть версия, что в Лондоне Лисону было отказано в получении брокерской лицензии из-за ложных сведений о себе, которые он указал в заявке. В заявке же, поданой в Сингапуре, об этом эпизоде не упоминалось. 

Как бы там ни было, торгуя на бирже в Сингапуре, Лисон вышел в минус на 1.4 млрд. долл. Банк, где он трейдерствовал, был для него, можно сказать, не просто работодатель, а и капиталодатель, то есть Лисон пускал в оборот и распыл деньги банка. При этом «Бэрингс» был частным финансовым институтом, а не куда более крупным акционерным, как два других упоминавшихся выше банка. Недостачи, причиненной Лисоном, вполне поэтому хватило, чтобы «Бэрингс» обанкротился. Лисон же сел в тюрьму, с ним развелась тогдашняя жена, а затем ему диагностировали рак прямой кишки, с каковым диагнозом он и вышел из тюрьмы в возрасте 32 лет в 1999 году. Судьба оказалась к нему милостива. Он пережил рак, вновь женился, и вернулся к активной жизни, и какое-то время даже руководил одним из ирландских футбольных клубов.

Известность Лисона возросла благодаря написанной им книге «Rogue Trader» и одноименному фильму, снятому по книге. С легкой руки Лисона это название вошло в язык как термин. Самого Лисона и ему подобных трейдеров, как и героя нынешнего скандала, теперь так и называют – «rogue trader». В русском языке точного эквивалента нет, это какое-то сочетание «трейдера-мошенника» с прилагательными «отвязанный», «бесконтрольный», «бесшабашный».

Самое же любопытное в другом. Известны примеры компьютерных хакеров и создателей вирусов, которые набедокурили в молодости, а потом, отсидев свое, остепенились и стали консультантами, помогающими бороться с компьтерными хакерами и вирусами. Такую же эволюцию проделал и Лисон. Он сейчас зарабатывает на жизнь чтением лекций, в которых он дает советы, как финансовые компании и банки должны строить системы контроля за деятельностью трейдеров. 

Это направление деятельности называется «управление рисками». Действительно, в этом – ключ к устойчивости финансовых институтов. Тема эта чрезвычайно сложная, в ней много и математики, и управленческих процедур. Но и на интуитивном уровне понятно, что сама постановка проблемы делает решение ее чрезвычайно сложным. С одной стороны, трейдера надо жестко контролировать, чтобы он не зарывался, не превышал установленные для него пределы риска. С другой же стороны, слишком туго пеленать трейдера – это значит лишить его возможности приносить прибыль работодателю. 

Да и работодатель может быть склонен закрыть глаза на какие-то прегрешения успешного трейдера... И тогда процесс выходит из-под контроля, управленчекие механизмы не срабатывают. В каких-то случаях озвучивались подозрения в том, что к нарушениям были напрямую причастны менеджеры высоких уровней. Или по меньшей мере были осведомлены и надеялись, что как-то рассосется. Понятно, если контролеры отпускают вожжи – тут уж никакие математические модели не помогут. 

Наверно, время от времени надо вспоминать и о старых добрых моральных принципах, о внутренних ограничителях, которые должны быть что у трейдеров, что у тех, кто их контролирует. Но сейчас речь о ситуации, когда не сработало ничего, и теперь дело следствия выяснить, что же конкретно произошло. 

© RUNYweb.com

Просмотров: 5819

Вставить в блог

Оценить материал

Отправить другу



Добавить комментарий

Введите символы, изображенные на картинке в поле слева.
 

0 комментариев

И Н Т Е Р В Ь Ю

Видео

Loading video...

НАЙТИ ДОКТОРА

Новостная лента

Все новости