-->
Пятница, 19 Апреля 2024

Оценить материал


Вставить в блог

Bookmark and Share

Нью-Йоркское метро

, Игорь Касьянский

Нью-йоркское метро

Subway - нью-йоркское метро

27 октября 1904 года 150 тысяч человек собрались на станции Сity Hall  (сегодня закрытой для пассажиров), заплатили по пять центов и отправились в свое первое путешествие по нью-йоркской подземке. Прошло сто лет, «Сабвей» изменился, его сети раскинулись на тысячу километров (722 мили, если быть точным). Представить себе Нью-Йорк без его подземной территории теперь непросто даже человеку, обладающему самой болезненной фантазией. Метро стало кровеносной системой города, его жизненной необходимостью.

Как у большинства людей, живущих в Манхэттене, у меня нет автомобиля. А значит, немалое время мне приходится проводить там, в подземных джунглях, в мире скрипов и лязгов, неясных объявлений громкоговорителя. Среди раскрашенной природой во все цвета радуги толпы. Оглушенный неясными, но устрашающе громкими звуками, ослепленный кричащей со всех вагонов рекламой, задыхающийся от тяжелого смрада метро, я, тем не менее, люблю этот фантастический мир, его странный драйв.

Это не просто почувствовать, но иногда счастливое стечение обстоятельств помогает «проснуться», взглянуть на окружающее пространство под другим углом зрения. И вот уже все выглядит иначе, и мой вагон метро - место жительства на ближайшие несколько минут - предстает новой главой из «Алисы в стране чудес». Здесь происходят загадочные, часто не вписывающиеся в банальную логическую цепочку события, а люди, откинув прочь маски, предстают в своем настоящем обличье, иногда пугающем, но часто удивительно симпатичном, даже родном.

И вот появляются три мексиканца, на ходу доставая гитары, и вагон преображается снова. Теперь действительность напоминает кино, например, сцену из Arizona Dream. Но проходит еще минута, мексиканцы удаляются, и вагон вновь впадает в безвременье, машину времени, переносящую пассажиров из настоящего в будущее.

Историческая справка

В конце XIX века современный город Нью-Йорк представлял собою три отдельные политические и экономические единицы: Нью-Йорк (остров Манхэттен и часть Бронкса), Кинг (города Бруклин и Вильямсбург) и Квинс. В 1868-70-х годах в Нью-Йорке были проведены «надземки», subway - линии железной дороги на эстакаде. Первый маршрут проходил по Гринвич-стрит и 9 авеню. Очень скоро к нему присоединились линии, построенные вдоль 2, 3 и 6 авеню. Все они были снесены с развитием подземного транспорта.

«Надземки» были проведены и в Кинге. Большинство из них исчезло тоже, но кое-где надземная железная дорога была оставлена, радуя глаз и эстетическое чувство жителей Бруклина по сей день.

В 1870 году без лишней шумихи в Нью-Йорке открылась первая подземка -пневматическая система для перевозки почты. Ее отец-основатель Альфред Бич мечтал построить настоящее метро, предназначенное для перевозки людей. Но идея родилась слишком рано. Через четыре года после открытия, компания Бича обанкротилась, и проект постройки метро был заброшен,

В 1898 году Нью-Йорк, Кингс, Квинс и Вестчестер объединились в единый город. Все были полны энтузиазма и готовы к глобальным нововведениям. Нью-Йорк созрел для своего «Сабвея». Муниципалитет подписал контракт с компанией Interborough Rapid Transit (IRT), и строительство началось.

Итак, 27 октября 1904 года первый поезд (которым управлял мэр Джордж Макклелан собственной персоной) отправился со станции City Hall в первое путешествие по городу. А уже к 1908 году нью-йоркский «Сабвей» состоял из двух маршрутов. Первый - от Сity Hall до Бронкса и второй - до Atlantic Avenue в Бруклине.

Город почувствовал вкус к подземному средству передвижения. Немедленно возник вопрос скорейшего расширения метро, и началась кровавая битва IRT с потенциальными конкурентами. Но до монополизации нью-йоркского «Сабвея» было еще больше тридцати лет. А пока IRT приходилось мериться с мощным соперником, компанией Brooklyn rapid transport (BRT). ВRТ владела всеми «надземками» (и большинством троллейбусных линий) в Бруклине. Теперь компания искала способ прорваться и в Манхэттен. Ей это удалось, и в 1913 муниципалитет подписал двойной контракт с IRТ и ВRТ. Большинство современных станций метро были построены именно тогда, в период расцвета «двойного царствования».

Кто знает, во что превратился бы нью-йоркский метрополитен, если бы горожане (точнее, некоторые их активные представители) не начали роптать. По их мнению, частные компании слишком уж откровенно обогащались не без помощи средств, взятых из муниципальной казны. В некотором смысле, так это и было. Под давлением городские власти постановили, что муниципалитет построит и возьмет на себя содержание новой системы подземного транспорта. Так образовалась «Независимая компания» (или IND). Но трехвластие продолжалось недолго. Уже в 1940 году IRТ, BRТ и IND объединились, и контроль над «Сабвеем» полностью взял на себя город.

Ньюйоркцы почувствовали на себе результат «переворота» незамедлительно. Именно тогда было уничтожено то, что муниципалитет посчитал излишеством: то есть практически все «надземки» города. Эстакады были снесены.

И снова политические игры привели к смене власти. В 1953 году было сформировано нью-йоркское городское транспортное управление. Позднее оно вошло в состав МТА (Metropolitan Transportation Authority), контролирующей нью-йоркское метро по сей день. Впрочем, и сегодня разница между IRТ

и ВRТ прослеживается элементарно. Маршруты отделения А (бывшего IRТ) названы цифрами, а отделения В (ВRТ и IND) - буквами.

Существует еще одно, менее очевидное, но гораздо более серьезное отличие. Вагоны IRТ, изначально построенные для «надземки», несколько уже вагонов ВRТ и IND. По этой причине маршруты отделения А нигде не делятся путями с маршрутами бывших ВRT и IND.

Отдельная страница в истории нью-йоркского метро - несуществующая линия вдоль Второй авеню. Муниципалитет принимает решение о его строительстве в течение десятилетий. Работы уже начинались, но были приостановлены. С тех пор жители Ист-сайда который год терпеливо ждали восстановления строительства. И это, наконец, произошло. Стройка продолжается и сегодня.

Впрочем, поговорим о радостях нью-йоркского метро. О маленьких сюрпризах, что готовит оно ежедневно для жителей города и его гостей. Для меня очевидно: чтобы получить удовольствие от поездки в подземке, нужно настроиться, быть готовым к получению удовольствия. Впрочем, те же механизмы действуют повсюду, метро здесь не исключение. Что же касается «Сабвея», то в первую очередь мне хочется вспомнить всех его музыкантов.

Подземная территория Нью-Йорка - странное место для музыкального выступления. Ежеминутно мимо проносятся поезда, «фонит» громкоговоритель, шумит толпа. Метро выстраивает свою собственную композицию из этих шумов, смешанных со звуками, производимыми подземными музыкантами. Иногда несколько «лабухов» играют разные темы одновременно, находясь в непосредственной близости друг от друга. Все эти звуки сливаются в единую симфонию. Ее автор - сама природа, поэтому эта музыка, свободная от человеческих слабостей и приоритетов, эгоцентризма и концепций, действительно прекрасна.

Неудивительно, что Нью-Йорк всегда с пониманием относился ко всем, даже самым безрассудным музыкальным экспериментам. Ведь большинство из нас ежедневно становятся вольными или невольными слушателями самых удивительных и «авангардных» концертов, которые только могут быть. Вся разница лишь в том, что вольный слушатель насладится концертом, а невольный - заскучает и разнервничается. Как писал композитор Джон Кейдж, который в этих делах разбирался довольно тонко, «если вы попытаетесь игнорировать шум, он будет вас раздражать, но попробуйте прислушаться к нему, и возможно, вы начнете получать от него удовольствие».

Разумеется, все мы - участники этих ежедневных концертов. Тем не менее, некоторые из нас принимают более активное участие в подземных симфониях. О них, о музыкантах «Сабвея» мне хотелось бы упомянуть в этом тексте.

Когда-то в пятидесятых здесь иногда играл великий бард Нью-Йорка - в самом прямом, средневековом смысле этого слова - Мооndog. Этого слепого длиннобородого бродягу, похожего на монаха, встречали на своем пути тысячи горожан и туристов. Некоторые слышали его игру, и, проходя, кидали в его знаменитый ящик для пожертвований мелочь. Мало кто из них догадывался, что они видят перед собой знаменитого композитора, одного из самых выдающихся музыкантов своего времени.

Так что прислушайтесь к сегодняшним музыкантам подземелья. Ведь весьма возможно, что и среди них бродит пока никем неопознанный гений.

Среди самых заметных артистов «Сабвея» стоит прежде всего выделить 28-летнюю Наталию Паруз. Виртуоз музыкальной пилы, она играет в метро на этом более чем экзотическом инструменте уже лет десять. Ее ветки - 6 поезд. Несколько лет назад она трагично лишилась своей большой пилы. Полиция потребовала спилить у нее зубцы, приняв музыкальный инструмент за потенциальное орудие убийства. К счастью для слушателей, пятнадцать других ее пил - в прекрасном рабочем состоянии.

Другой культовый персонаж «Сабвея» - Рон Раффел, пятидесятилетний рокер (F train/14th Street). Рон выглядит именно так, как должен выглядеть опустившийся (спившийся-скурившийся) рок-музыкант, звезда 60-х, обитающая сегодня на платформах метро. Он играет на гитаре длинные и иногда довольно абстрактные импровизации на классические рок-темы и поет хриплым срывающимся голосом. Рон - талантливый музыкант. Что-то в его музыке и облике заставляет любого прохожего остановиться хотя бы на секунду, присмотреться, прищурив глаз, прислушаться, и нетерпеливо встряхнув головой, поспешить дальше по своим неотложным делам.

Еще одна подпольная звезда – Beatles Guy. Странный афро-американец, с головой, выбритой наполовину, стоит в туннеле на 14 улице - переходе от 1/2/3/9 к L - и поет песни Beatles. Поет очень похоже на оригинал. При этом он подмигивает прохожим, совсем как Джон Леннон в фильме Васkbеаt. Учитывая его необычную внешность, это выглядит завораживающе.

Какое-то время назад в том же переходе некий пожилой азиат играл бесконечные монотонные двух- и трехнотные мелодии на своем однострунном инструменте, разновидности двухструнной китайской еrhи. Что-то в его игре, а точнее в нем самом, заставляло меня улыбаться каждый раз, когда судьбе было угодно направить мои стопы в этот туннель. В каком-то смысле, он был мой нью-йоркский талисман. К сожалению, уже больше года я не встречаю его в метро.

Интересно, что политика властей относительно подземных музыкантов так до сих пор не определена. Так, например, полицейский на 14 улице считает, что каждый музыкант, играющий в метро, должен иметь специальное разрешение. С другой стороны, сотрудник отдела МTA Arts for Transit утверждает, что музыканты могут играть в «Сабвее» без всякого разрешения, так как у них есть право на свободу слова. Впрочем, вне зависимости от того, требуются ли артистам разрешающие бумажки или нет, власти предпочитают их не трогать, пока они соблюдают несколько неписаных, но строгих законов: не слишком шумят, не пристают к прохожим и умеют играть хотя бы чуть-чуть.

Нью-Йорк из окна вагона

Самое поразительное, что «Сабвей» может сгодиться не только для того, чтобы быстро доставить пассажира из одной точки города в другую. И не только, чтобы удовлетворить изысканный вкус меломана. Нью-йоркское метро открывает малоисследованные возможности осмотра городских достопримечательностей из окна вагона. Впрочем, несмотря на очевидную дешевизну подобной туристической аттракции, пользоваться ею имеет смысл лишь по случаю, совмещая осмотр города с каким-либо прочим занятием.

Все дело в том, что, чтобы насладиться красотами Нью-Йорка не выходя из вагона метро, необходимо выехать из Манхэттена. Надо попасть на те территории города, где поезд, выехав из туннеля, въезжает на эстакаду.



 

© RUNYweb.com

Просмотров: 10290

Вставить в блог

Оценить материал

Отправить другу



Добавить комментарий

Введите символы, изображенные на картинке в поле слева.
 

0 комментариев

И Н Т Е Р В Ь Ю

Видео

Loading video...

НАЙТИ ДОКТОРА

Новостная лента

Все новости