-->
Пятница, 29 Марта 2024

Оценить материал


Вставить в блог

Bookmark and Share

Камень с дыркой. Музей Ногучи // The Noguchi Museum

, Игорь Касьянский

Музей Ногучи

Музей Ногучи

140 Broadway, New York City. Здание НSВС (бывший Marine Midland). С утра до вечера мимо банка снует толпа. Тысяча туристов, тысяча клерков: у каждого свое дело или свое безделье, но все спешат, торопятся, боятся куда-нибудь не успеть, Напротив банка, едва соприкасаясь одним из своих углов с асфальтом, полувисит в воздухе большой красный куб с дыркой посередине. Этот куб - часть урбанистического пейзажа, точно так же, как башни из стекла и бетона, асфальт, автомобили, проходящие мимо люди. Интересно, замечают ли последние этот диковинный, хотя и столь органически вписывающийся в пространство предмет? Впрочем, не думаю, что это имеет какое-либо значение. Потому что красный куб исполняет свое таинственное предназначение, а ангелы-хранители, как известно, не видимы для человеческого глаза.

А теперь – Long Island City, Queens. 32 - 37 VernonBoulevard. Широкие улицы, длинные серые коробки домов. Обтянутое проволокой футбольное поле. Лишь ближе к реке пейзаж оживает, радует глаз зеленью парка. Это здание внешне мало чем отличается от соседних индустриальных конструкций: полускладов, полуфабрик, оставленных людьми еще в прошлом веке. А за бетонной стеной тихо шуршат деревья, поют птицы, журчит фонтан-tsukubai, камень с отверстием, через которое тонкой струей течет вода. Но tsukubai- не единственный объект в этом волшебном саду. В кажущемся беспорядке там расположились скульптуры, достаточно абстрактные, чтобы их можно было принять за пеньки или каменные глыбы. Они организуют пространство столь чудесным способом, что ошибиться невозможно: все они - предметы искусства, дело рук мастера..

У мастера есть имя - Исамо Ногучи. И его музей открылся после того, как его долго реконструировали, подводили вентиляцию и центральное отопление. Ногучи открыл свой музей в 1985 году, он так и задумывался оазисом среди индустриальной пустыни Квинса. Музей включает в себя десять галерей и сад скульптур. Но более пятнадцати лет помещения были открыты только с апреля по октябрь, зимой же их затопляло. Да и летом отсутствие вентиляции превращало встречу с искусством в настоящее испытание. Итак, музей был закрыт, и город лишился одного из самых красивых и спокойных своих мест на два с половиной года. И вот реконструкция закончилась, скульптуры и прочие объекты расставлены по местам, а второй этаж занят инсталляцией Роберта Вильсона, посвященной дизайнерским работам скульптора.

Исамо Ногучи родился в Лос-Анджелесе 17 ноября 1904 года. Его мать - американская писательница ирландского происхождения Леони Гилмор, а отец - японский поэт Иона Ногучи. Исамо воспитывался в Японии, потом учился в Колумбийском университете на врача. Но медиком не стал. Он начал посещать класс скульптуры и вскоре обзавелся собственной мастерской. Прошло еще несколько лет, и Ногучи, обладатель престижной стипендии Гуггенхайма, уехал в Китай, а затем в Париж. Там, в Париже, Ногучи был представлен Константину Бранкуси и вскоре стал его учеником. Разумеется, это не могло не повлиять на творчество амбициозного юноши: теперь экономия средств выражения и чистота формального мышления становятся маяком в его искусстве. Но поиски на этом не закончились, собственно они только начались. Ногучи уехал на родину отца, в Японию, потом в Грецию, потом в Индию, Камбоджу, Индонезию. Потом в Барселону и Италию. Но снова и снова он возвращался в Японию, к садам камней в Киото.

Так до конца жизни Ногучи и пытался объединить модернизм и традицию, Запад и Восток, тотальную абстракцию и связь с землей и природой. Постепенно стала очевидна и еще одна особенность его творчества: Ногучи явно предпочитал искусство публичное. Его скульптуры гораздо естественнее смотрятся на площади или в саду, чем в галерее. Они всегда часть пейзажа, иногда вовсе не центральная его часть, но необходимая, как дырка от бублика или пустое пространство в банке с солеными огурцами.

В 1952 году Могучи создает одно из самых значительных своих сооружений. Два сближающихся моста в Парке Мира в Хиросиме: два огромных хвоста (или щупальца) мифического животного, символизирующие жизнь и смерть, приплывающую и отплывающую лодку. Еще один шедевр Могучи: дизайн сада скульптур в Музее Израиля в Иерусалиме. Забавно, что, бывая в этом музее, я, как правило, неожиданно находил себя именно там, в саду. Это было интуитивное чувство, инстинкт, как у Кастанеды, попытка найти идеальное для себя место пребывания в отдельно взятом пространстве. Тогда еще имя Могучи ничего не говорило мне. Это сегодня я точно знаю, куда мне направить свои стопы, если необходимо срочно привести в порядок мысли и чувства. В конце концов, Long Island City - не Антарктида, от моего Инвуда не больше часа на метро.

В 1968 Ногучи водрузил свой красный куб напротив банка Marine Midland. Эта скульптура далеко на самая лучшая, но, возможно, одна из самых истертых человеческим взглядом его работ. 60 - 70 процентов побывавших в Нью-Йорке людей обязательно проходили мимо нее хотя бы раз. Конечно, проходили - не значит запомнили, отметили. Но, впрочем, Ногучи ваял в публичной скульптуре, конструировал в своих дизайнерских работах вовсе не памятник собственному величию. Его мосты и кубы, кофейные столики и "световые скульптуры Аkari" - это маленькие шпионы, посланцы поэзии и светлой отрешенности в мир суеты и мыльных пузырей эгоцентризма.

Кстати, именно дизайну и театральным декорациям скульптора посвящена выставка во вновь открывшемся музее Ногучи. Выставку курирует великий режиссер Роберт Вильсон, и именно поэтому, на мой субъективный взгляд, она не очень удачна. В ней слишком много от сюрреализма и фантасмагории, эротизма и безумия, другими словами, в ней слишком много Вильсона. Пропадает ли от этого чудо той скромной, почти монашеской чистоты Ногучи? Еще как пропадает. Там, где у первого храм, у второго замок с приведениями. Впрочем, остается и сад, и первый этаж, где расположеная постоянная экспозиция музей.

Впрочем, и выставка Вильсона, если отвлечься от заявленной ею цели, само по себе замечательное произведение. А дзен - он на то и дзен, чтобы ужиться с чем угодно.

19 лет назад Ногучи построил свой маленький урбанистический шедевр - свой музей. Я не знаю, каким образом этот центр медитации и отрешенности не вступает в дисгармонию с окружающий его реальностью. Но факт остается фактом: сидя на скамеечке в саду скульптур, вы слышите шум машин и щебетанье птиц, крики детей и тихий разговор деревьев, строительный шум и еле слышимое журчание фонтана. Все это - звуки жизни. Такой, какая она есть, кусок которой запечатлен в каждой скульптуре Исамо Ногучи.

Адрес музея: Long Island City, Queens. 32-37 Vernon Boulevard.

Официальный сайт музея: www.noguchi.org

© RUNYweb.com

Просмотров: 9700

Вставить в блог

Оценить материал

Отправить другу



Добавить комментарий

Введите символы, изображенные на картинке в поле слева.
 

0 комментариев

И Н Т Е Р В Ь Ю

Видео

Loading video...

НАЙТИ ДОКТОРА

Новостная лента

Все новости