Оценить материал
Еще читать в этом разделе
- 05.01В нью-йоркском музее Рериха отметили 90-летие исторического Пакта Рериха
- 04.03Мэр Нью-Йорка Эрик Адамс планирует создать собственную политическую партию для участия в выборах
- 04.02Прекращено дело о коррупции против мэра Нью-Йорка Эрика Адамса
- 02.24Сборы за платный проезд по Манхэттену в январе составили $48,6 млн
- 02.04Генпрокурор Нью-Йорка потребовала, чтобы больницы штата игнорировали указ Трампа, запретивший смену пола подросткам
Нью-Йорк - город джаза. История джазовых клубов
21 Марта, 2011, Борис Боровой

Джазовый клуб Cotton Club в Нью-Йорке, 1936 г.
На протяжении более, чем полтораста лет, город Нью-Йорк является подлинным символом американской гражданской свободы и предприимчивости. Всякий, кто по-настоящему стремиться реализовать себя в избранной им области, может добиться успеха в этом городе, где неважно кто у тебя мам-папа-дядя и сколько лавандоса на кармане.
Это город, где сама архитектура - воплощённый джаз.
Джон Коувенховен, один из самых влиятельных культурологов двадцатого столетия, писал: "Сама архитектура небоскрёбов полностью повторяет спонтанно-чуственную и в тоже время строгую по форме созидательную атмосферу джаза. Не случайно время постройки первых "высоток" и время расцвета джаза в Нью-Йорке хронологически совпадают..."
Так это или нет, но известно доподлинно - без Нью-Йорка, а точнее без его ночных клубов и дансинг-холлов, современный джаз был бы невозможен, как Киев без Подола и Одесса без Молдаванки... Или Нью-Йорк без Гарлема.
Действительно, в двадцатые и тридцатые годы Гарлем был совсем-совсем другим местом... Beautiful old neighborhood заселяли тогда лучшие представители афро-афмериканского народа - писатели Джеймс Велдон Джонсон, Лангстон Хьюэс, Зора Ниль Харстон. Да и многие другие представители культурной элиты того времени проживали здесь в эпоху так называемого Harlem's Renaissance.
Какова богема - такова и ночная жизнь. Совершенно неудивительно, что в конце двадцатых годов эпицентр джазовой жизни сместился из Даунтауна (т.н. Old Broadway), где, благодаря еврейскому антрепренёру Джорджу Коэну сделали карьеру The Original Dixieland Jazz Band, Флетчер Хендерсон, Луис Армстронг и Дюк Эллингтон, в Гарлем. Там шикарные ночные клубы и дансинги с совершенно особенной атмосферой привлекали не только местных интеллектуалов, но и финансовые и политические сливки Нью-Йорка, города, который никогда не спит.
Джазовый коллектив The Original Dixieland Jazz Band
Исключительно хорошо расположенный топографически, Гарлем привлекал цвет джазовой богемы обилием работы, недорогим и качественным жильём, и несколькими остановками на сабвее до Бродвея и штаб-квартир фирм звукозаписи.
Ночные клубы плодились, как грибы после дождя. Дансинги и джаз-бары появлялись на каждом углу. Жизнь била ключом. Да таким могучим, что даже богатые белые бездельники не могли устоять, и валом валили туда. Самым известным и шикарным гарлемским клубом того времени был, несомненно, Cotton Club.
Знаменитое капище разрата на Lenox Avenue было открыто в 1920 году боксёром- тяжеловесом Джеком Джонсоном, и называлось тогда Club Deluxe. Затем, после ряда тёмных и кровавых махинаций, этот "клаб" попал в руки прославленного гангстера Оуена Маддена и был переименован в 1922 году.
Интерьер также был полностью переделан. Посадочные места были размещены на квази-помещичьей веранде/беседке, увитой цветами, а задник сцены представлял идиллическую плантацию с пейзанскими хижинами и тростниковыми плантациями... Короче говоря, "Унесённые на ..." в полный рост.
Естесственно, публика туда пускалась только "чистая", whites only. К чести Маддена надо сказать, что евреев и итальянцев туда тоже пускали. Попробовали бы не пустить! Уже тогда Dutch Shultz и Al Capone были в законе... но это - совсем другая история.
Оригинальный House Band of Cotton Club были музыканты Andy Preer's Cotton Club Syncopators, но в связи с безвременной смертью музрука в 1927 году, "синкопаторов" сменил Duke Ellington и его оркестр. No comments, как говорится.
В 1931 году его сменил Cab Calloway and his Missourians, пока в 1934 его не подсидел Jimmie Lunceford. В 1936 Cotton Club был закрыт ненадолго, в связи с рассовыми волнениями, и переместился в Даунтаун, где и просуществовал до 1940 года.
Карта ночных клубов Гарлема. Е.Симмс Кэмпбелл, 1932 г.
Что и говорить, странное это было место. Только для белых, но все артисты - чёрные, да к тому же был расположен в соответствующем районе. Самые лучшие музыканты своего времени, такие, как Louis Armstrong, Ethel Waters, Ivie Anderson, Bill Robinson, The Nicholas Brothers почитали за честь выступать на этой сцене.
Прямые радиотрансляции оттуда слушала вся Америка. Это был не просто клуб, а Архетип Ночной Жизни, приблизиться к которому смогли только полвека спустя.
Помимо него, существовало ещё одно знаменитое местечко попроще, но не менее примечательное на историческом горизонте ночной жизни Большого Яблока...
'Savoy Ballroom' занимал целый кватал на Lenox Avenue, между сто сороковой и сто сорок первой улицами. На вечеринах в 'Savoy Ballroom' обычно играли два оркестра, так что музыка звучала нон-стоп, предвосхищая грядущие ди-джейские сеты на десятилетия вперёд. 'Savoy Ballroom' был настолько популярен среди танцоров, что особо прочный паркет на танцполу меняли каждые два года.
Стоило всё удовольствие пятьдесят центов в будни и семьдесят пять - по воскресеньям. По тем временам не слишком дешево тоже, если учесть, что зарплата квалифицированного рабочего была около пятнадцати долларов в неделю. Плюс фэйс-конроль на входе. Выводы делайте сами.
'Savoy Ballroom' называл сам себя 'House of Happy Feet' недаром, поскольку лучшие танцоры Нью-Йорка имели привычку тусоваться там почти неизменно.Такие виртуозы свингового танцпола, как George "Shorty" Snowden и George "Twist Mouth" Ganaway занимали северо-восточный угол дансинга, известный также, как 'Cats Corner'. Когда танцы были в самом разгаре, над ними впору было вешать плакат, типа, "Слабосильных просим не соваться".
Джазовый клуб Savoy Ballroom, Нью-Йорк 1940-е годы.
Именно там был изобретён самый известный тацевальный стиль свинга 'lindy hop', названный так в честь героического лётчика Чарльза Линдберга, пламенного, кстати, антисемита. Это так, лирическое отступление.
Но даже самые отчаянные танцоры замирали в блаженстве, когда барабанщик и, по совместительству руководитель одного из оркестров,Chick Webb выдавал свои легендарные соло. Затем ... Ближе к рассвету, на сцену выходила божественная Ella Fitzgerald...
Постоянно практиковалось то, что в последствии получило название "Битвы оркестров". Соревновались Fess Williams and his Royal Flush Orchestra, Charleston Bearcats и Fletcher Henderson Roseland Orchestra... Перечислять легендарные, но, увы, ныне почти забытые имена можно ещё сутки.
Да, друзья мои, это были те ещё ночки! Виски,джин, кокаин, сигареты и джаз, джаз, который был самой горячей музыкой для танцев, а не для услаждения чуйвств ценителей и эстетов. Недаром Иосиф Сталин, Адольф Гитлер и Генри Форд ненавидели эту "негритянско-еврейскую мерзость".
Самая свободная в мире музыка самого свободного в мире города разрушала рассовые и социальные барьеры, заставляла двигаться и подпевать. Только в этом городе лабух-саксофонист мог купить на последние деньги ночной клуб и вместо того, чтобы зарабатывать лавэ и жить спокойно, начал устраивать джем-сэйшены. Звали его Henry Minton и речь сейчас пойдёт о Minton's Playhouse.
Minton's Playhouse открылся в 1938 году и стал поистине уникальным местом, где джаз перестал быть (for good or bad) просто музыкой для танцев. Его здесь начали СЛУШАТЬ. И надо сказать - было кого!
Телониус Монк, Говард Макги, Рой Элдридж и Тедди Хилл возле джазового клуба Minton’s Playhouse.
Фото Уильяма Готлиба, сентябрь 1947 г.
Ежепонедельничные сессии с участием Теллониуса Монка, Кенни Кларка и Руди Уильямса как резидентов, - и Диззи Гилеспи, Роя Элдриджа, Майлза Дэвиса и многих других, тогда ещё молодых и амбициозных "гостевых" музыкантов, будущих корифеев стилей "cool" и "bop", стали легендарными уже при жизни клуба, закрывшегося в конце пятидесятых годов. Без преувеличения можно сказать, что Minton's Playhouse стал этаким "блю-принтом", матрицей для будущих джаз-клубов, удачным в своём роде экспериментом, показавшим, что и у "высоколобой" музыки есть своя аудитория и коммерческий успех.
Менялись времена, менялась и музыка...В связи с войной многие музыканты ушли на фронт. Стало почти невозможным собрать полный состав свингового бэнда. Музыка в ночных клубах теперь исполнялась малыми "комбо", импровизировать стало легче, публика тоже притихла - понятно почему. Вот в такой напряжённой атмосфере вырастал так называемый "новый джаз".
В конце тридцатых годов джазовая жизнь Нью-Йорка была практически полностью сконцентрирована на небольшом пятачке земли, примерно два квартала от West Side, на Пятьдесят Второй Улице между Пятой и Седьмой Эвеню. Никогда до и после того в мировой истории музыки такая мощная созидательная сила не была сосредоточена в столь малом пространстве.
Семь легендарных клубов, по сути, сформировавших всё последовательное развитие джаза, мирно сосуществовали и процветали здесь до начала 50-х годов, являя собой одну из главнейших культурных достопримечательностей Нью-Йорка.
The Spotlite, the Yacht Club, и the Three Deuces были на южной стороне между Пятой и Шестой; Jimmy's Ryan's, the Onyx, and Tondelayo's были напротив. И ещё два располагались на западе— Kelly's Stable и the Hickory House. Шелли Манне, известнейший и по моему мнению лучший джазовый перкуссионист и барабанщик, вспоминал об этом золотом времечке так:
"Между сетами музыканты могли бежать в другой клуб, чтобы поджемовать с коллегами. Мы были как одна семья - все друг друга знали и любили... Тусоваться по клубам было очень полезно, потому что все поколения джаза, все стили, вся история была представлена здесь. Белые и чёрные, музыканты и посетители клубов были частью чего-то одного, того, что с годами было утрачено ушло безвозвратно..."
Макс Каминский и Ленни Тристано, Чарли Паркер и Майлз Дэвис, Лестер Янг и Джон Колтрейн, Эрл Гарднер и Мэриэн Мак Партланд - такие люди могли выступать в джем-сэйшене здесь запросто, из любви к искусству. Не случайно в конце сороковых - начале пятидесятых годов нью-йоркский джаз буквально взорвал мировую музыку новыми стилями и принципами игры, когда не было даже темы и последующей импровизации всеми солистами по порядку. Импровизировали все, включая барабанщика, мелодия и гармония менялись по ходу дела, становясь зачастую атональной и сложной для нетреннированного уха.
Наступила эра джаза, как элитарного искусства. Народ всё больше и больше отдалялся от джаза, предпочитая ему другого внебрачного ребёнка ритм-энд-блюза, имя которому было РОК-Н-РОЛЛ.
В конце сороковых годов группа молодых джазовых музыкантов решила "облагородить" джаз, сделать из джаза "Леди". Малые комбо, вошедшие в моду во время войны сделали эту задачу вполне выполнимой. Звучание становилось всё более камерным и интимным, элитарным и закрученным. Стал ли от этого джаз лучше? Позволю себе в этом усомниться. Он стал другим, менее понятным народным массам. Танцевальность вошла в обиход едва ли не бранным словом, народные массы, естественно, перестали эту музыку воспринимать. Посему и клубы в начале шестидесятых стали потихоньку перемещаться в более богемные районы, более DownTown - в основном, вокруг Greenwich Village.
Да, нью- йоркский джаз второй половины двадцатого и начала двадцать первого столетия перестал быть пролетарской музыкой для танцев и романтического времяпровождения. Зато он приобрёл многое другое - обаяние старого друга, немного странного, с чудинкой, непонятного для всех окружающих, кроме себя, но при этом - душевного и сентиментального, которого надо воспринимать таким, какой он есть. Весь этот джаз.
Места для архиобязательного посещения:
Birdland 315 West 44th Street (btwn. 8th and 9th). Телефон для справок (212) 581-3080
Blue Note 131 W. 3rd St (btwn. 6th Ave. & MacDougal St.) Телефон для справок (212) 475-8592
Iridium 1650 Broadway (at 51st St) Телефон для справок (212) 582-2121
Jazz Gallery 290 Hudson St. (Corner of Spring) Телефон для справок (212) 242-1063
Village Vanguard 178 Seventh Ave. (near 11th St.) Телефон для справок (212) 255-4037
Arthur's Tavern 57 Grove Street Телефон для справок (212) 675-6879
Smalls Jazz Club 183 West 10th Street Телефон для справок (212) 252-5091
© RUNYweb.com
Добавить комментарий
0 комментариев