Оценить материал
Еще читать в этом разделе
- 11.27Гастон и Хэнкок в Еврейском музее: диалог художников в формате троллинга Ку-клукс-клана
- 11.23Шедевр Магритта продан за $121,2 миллиона на аукционе Christie's в Нью-Йорке
- 11.21Банан, приклеенный скотчем к стене продали на аукционе за $6.2 млн
- 11.20Картина робота Ай-Да продана на аукционе Sotheby's за более чем 1,3 миллиона долларов
- 11.18Кортеж Орфея совершил путешествие из Парижа 1910-1930 годов в музей Гуггенхайма
Вокруг Рембрандта
23 Января, 2012, Автор: Майя Прицкер
Фрагмент работы Дюсарта «Гуляки на Масленице»
У Рембрандта была мощная конкуренция. Такое ощущение остается после выставки Rembrandt’s World: Dutch Drawings from the Clement C. Moore Collection (Мир Рембрандта: голландские рисунки из коллекции Клемента Мура). Она только что открылась в Библиотеке Моргана и продлится до 29 апреля.
Собственно Рембрандта на выставке мало: среди девяти десятков рисунков ему принадлежат только четыре. Ценность ее в другом: она переносит в золотой век голландской живописи, демонстирует вкусы и обычаи нации и времени и помогает понять тот фон, без которого не было бы Рембрандта. Хотя все экспонаты пришли из одной коллекции (Мур, житель Коннектикута, собрал ее в течение последних двух десятилетий и обещал подарить Библиотеке Моргана), что обычно является ограничением, здесь этого не ощущаешь. Десятки имен, разнообразие жанров и техник создают богатую панораму голландской жизни 17-го века.
Недавно получившая независимость «царица морей» и родина европейского капитализма, Голландия (в то время – федерация из семи штатов) процветала. А ее жители спешили потратить свое недавно обретенное богатство на украшение жилищ и сохранение себя в памяти потомков. Естественный результат этого: небывалый расцвет живописи, рисунка и печатной графики. Все это пользовалось огромным спросом и породило появление множества мастеров и мастерских, выполнявших заказы горожан и гильдий и поставлявших произведения на свободный рынок.
Фердинанд Боль (ученик и последователь Рембрандта), Абрахам Блумаерт, Аэльберт Кьюп, Ян ван Гойен и их коллеги «обслуживали» этот местный рынок и отвечали его требованиям. Портрет, морские, сельские и городские виды, сцены на мифологические и библейские сюжеты, жанровые сценки, а также флора и фауна – таковы были излюбленные жанры времени. По жанровому принципу распределены в зале выставки ее экспонаты, иные из которых создавались как альбомные эскизы, рабочие наброски.
В разделе «Портреты и этюды фигур» мы найдем и рисунки Рембрандта (1606-1669). Вот «Нищий, опирающийся на палку», рисунок 1628 г., когда молодой художник жил в Лейдене и нищие были одним из излюбленных объектов его наблюдения. Лаконизм и точность, с которой художник несколькими линиями «ловит» не только суть характера и позы, но даже освещение, поразительны. А рядом – его же «Двое мужчин в польской одежде» 1640-х. Судя по всему – польские евреи: длинные бороды, длиннополые «зупаны», на одном -- круглая шляпа раввина. Занесенные торговыми делами в Голландию, они могли привлечь взор художника. Это один из многих листов, на которых Рембрандт запечатлел десятки персонажей, увиденных им на улицах.
У Рембрандта были сильные предшественники, например, Хендрик Гольциус (1558-1617), представленеый виртуозным «Портретом улыбающегося мальчика», или Давид Байлли (1584.1657) с его «Лютнистом» (вольной копией Франса Хаальса).
Голландия могла похвастаться двумя крупнейшими портами мира – Амстердамом и Антверпеном, и картины гаваней, кораблей, рыбных рынков, ремонтных доков, морских битв вошли в обиход. Тут были свои мастера – в первую очередь отец и сын ван де Вельде. А уж что касается сельских пейзажей, то благодаря зоркому глазу и уверенной руке голландских художников, мы сегодня лучше знаем, как выглядела эта страна в начале 17-го века, чем любой другой уголок Европы.
Обратите внимание на несколько аллегорий, унаследовавших традиции Босха и Брейгеля, и на изумительно реалистичные воспроизведения тюльпанов, коров, птиц: поражавшая взор экзотика, привозимая из дальних стран, и домашние животные. Интересно, что до 1600 года мало кого интересовало изображение коров. Но в 17 веке, по мере того, как росла молочная промышленность, «портреты» коров стали так распространены, что выделились в особый жанр. Этот и другие любопытные факты, отмеченные в настенных комментариях, – еще один плюс выставки.
© RUNYweb.com
Добавить комментарий
0 комментариев