Оценить материал
Еще читать в этом разделе
- 11.27Гастон и Хэнкок в Еврейском музее: диалог художников в формате троллинга Ку-клукс-клана
- 11.23Шедевр Магритта продан за $121,2 миллиона на аукционе Christie's в Нью-Йорке
- 11.21Банан, приклеенный скотчем к стене продали на аукционе за $6.2 млн
- 11.20Картина робота Ай-Да продана на аукционе Sotheby's за более чем 1,3 миллиона долларов
- 11.18Кортеж Орфея совершил путешествие из Парижа 1910-1930 годов в музей Гуггенхайма
Материалы по теме
Выставка Бориса Михайлова в MoMA. Изнанка жизни глазами фотохудожника.
27 Мая, 2011, Наталья Шарымова
Фрагмент работы Бориса Михайлова из серии «Case History» , выставленной в MoMA
Фотохудожник Борис Михайлов, выставка работ которого под названием «Boris Mikhailov: Case History» открылась вчера, 26 мая, в MoMA, знаменит, особенно в Европе. У него – больше полусотни выставок, масса премий и выпущенных альбомов. В 2000-м году кафедра визуальных исследований окружающей среды Гарвардского университета (Кембридж, Массачусетс) пригласила Михайлова прочесть курс лекций. Среди его наград – престижнейшая международная премия фонда Хассельблад (Гётеборг, Швеция). В 2008-м году его выбрали членом Немецкой Академии Искусств. Его работы находятся в крупнейших музеях мира.
Хотелось бы, кончено, увидеть большую ретроспективу: Михайлову в этом году исполняется 72 года, но у Музея Современного Искусства в Нью-Йорке свои резоны ограничится циклом «History Case»: в числе идейных вдохновителей этой экспозиции можно назвать нью-йоркцев Дайан Арбус и Роберта Мэпплторпа. Разумеется, Бориса Михайлова (1938 год рождения) советские фотографические круги долгое время игнорировали, но в 2009-м году в Москве – в рамках 3-го биеннале прошла большая выставка «Место, время...», а годом раньше – цикл «Исторические инсинуации» был показан в Мультимедийном комплексе актуальных искусств. Выставлялся Борис Михайлов и в Америке. 2002 год, Pace/MacGill Gallery (Нью-Йорк)- The Insulted and the Injured. 2004, Institute of Contemporary Art ь(Бостон) - «Борис Михайлов. Ретроспектива».
Бориc Михайлов и его жена Вита, кочевавшие всю жизнь с места на место, сейчас своим ПМЖ называют два города: Харьков и Берлин. Когда-то они имели дело то с советским китчем, то с соц-артом, то с пост-модернизмом, то с постсоветским трэшем. «Сладкие» ландшафты и курьезы, фотоколлажи из серии «Вчерашний бутерброд» и «выразительные художественные рассказы о буднях простых харьковчан в период 1960—1980-х годов»,- всего этого на выставке в МОМА нет. Хотя уже тогда появились снимки харьковских маргиналов и бомжей, которых Борис Михайлов фотографировал «скрытой камерой», держа фотоаппарат у пояса.
В цикле «History Case», который впервые был показан в Берлине в 2001-м году, а еще раньше в 1999-м году вышел в виде отдельной монографии (за точность дат не ручаюсь: взяты из Интернета). Цикл, скорее всего, был создан в 1997- 1998 годах. Его герои – дно, изображение которого шокирует и ослепляет. Очень много неуместной, ошеломдяющей наготы. Раздетые и полуодетые уроды с язвами и наростами обнимаются, целуются и улыбаются в камеру. Они намероно эротичны и отвратительно ужасны.
Работы Бориса Михайлова из серии «Case History» , выставленные в MoMA
Борис Михайлов делал свои снимки только с согласия этих людей показать фото на выставке и опубликовать в книге. «Перформанс», "поставовка съемок", а не сами фотографии и являются произведением современного искусства, в котором осуждается позиция критического обзора и предлагается позицию участия (К.Деготь). Михайлов всегда подчеркивает, что он платил своим бомжам больше, чем если бы они позировали в Академии художеств. В серии, которая ассоциируется с Брейгелем, Мэпплторпом, Дайан Арбус, Славой Могутиным, Борис Михайлов «жаждет правды».
Снятые на фоне мрачного промышленного Харькова, цветные фотографии Михайлова изулучают – в моем восприятии - глубокое горе при виде людей, которые остались без крова после распада Советского Союза. И одновременно – мне мерещится – что Борис Михайлов отлично понимает конъюнктуру фотографического рынка и на нее работает.
Сам Михайлов видит ситуацию иначе: "...разгром был остановлен. Город приобрел почти современный европейский вид. Многое было восстановлено. Но я был в шоке от большого числа бездомных (прежде, такого не было). Богатые и бездомные- это новые классы нового общества».
И Борис Михайлов начал снимать эти новые классы (точнее - слои) в той шокирующей манере, которая, как он знал, получит положительную оценку со стороны кураторов и галерестов. Пишут, что в этих его работах присутствует поэзия и ясность. Что они, прочно укорененные в историческом контексте, демонстрируют глубокий и привлекательный личный взгляд на жизнь, в которой есть и юмор, и секс, и беззащитность, и старость, и смерть. Считается, что «фотографии Бориса Михайлова являются одними из самых ценных документов пост-советской урбанистической действительности».
Работы Бориса Михайлова из серии «Case History» , выставленные в MoMA
Я же – ничего этого в «History Case» не вижу. Лишь холодный расчет, отсутствие сострадания и желание «выбиться в люди» любой ценой.
Конечно, у меня есть несколько знакомых, которые потеряли свои квартиры, человеческий облик и погибли. Не только в пост-советском пространстве, но и здесь, а нашем капиталистическом «почти раю». И вспоминаются мне они со щемящей тоской, чувством человеческой утраты, ощущением загубленной жизни. Ничего подобного у Бориса Михайлова я не вижу. Мораль и его фотография – это две большие разницы. Ну, так же как: нравственность и искусство.
А далее я хочу прибавить еще вот что. И тут, я полагаю, на меня обрушатся обвинения в полном непонимании природы современного искусcтва, которое не интересуется "светлым и пушистым", и обвинения в квасном патриотизме. В любом случае, прошу прощения за пафос.
Мне неприятно, что мое бывшее отечество, русская и украинская культуры представлены в МОМА таким образом: спекулятивными, подражательными работами Бориса Михайлова. Большинство посетителей музея – не высоколобые искусствоведы и критики, а простые нью-йоркские граждане, которых нельзя назвать ни изощренными, ни широко образованными. Что они испытают при виде этих карте-артефактов?
Брезгливость, брезгливость и еще раз – брезгливость.
Может быть, я ошибаюсь?
Сходите на выставку в МОМА и возвращайтесь в RUNYweb. Хотелось бы обсудить предмет.
© RUNYweb.com
Добавить комментарий
0 комментариев