Оценить материал
Еще читать в этом разделе
- 03.12Вдова Стива Джобса купила Художественный институт Сан-Франциско с фреской Диего Риверы
- 03.05Джуди Чикаго: «Мое творчество нельзя понять, опираясь на прежние каноны»
- 02.24MoMA вернул картину Марка Шагала наследникам владельца
- 01.31Суд в Нью-Йорке отклонил иск миллиардера Дмитрия Рыболовлева к аукционному дому Sothebyʼs из-за продажи «Спасителя мира» да Винчи
- 01.22'Capturing Nature: 150 Years of Nature Printing'. Создано природой, увековечено наукой, сохранено собирателем
Самая дорогая выставка МоМА: весь Де Кунинг
27 Сентября, 2011, Майя Прицкер
Работа Виллема де Кунинга «Three women» (1948г. ) с выставки в МоМА. Фото с сайта moma.org
Работа Виллема де Кунинга «Seated Man» (1941г. ) с выставки в МоМА. Фото с сайта moma.org |
Ретроспектива Виллема де Кунинга в МоМА занимает весь шестой этаж музея и содержит около 200 произведений (в основном живопись, но еще и малознакомые публике скульптуры, которыми он занялся в последние десятилетия жизни). Созданные в течение почти семидесяти лет, работы крупнейшего американского художника сегодня разбросаны по разным странам и коллекциям, и подготовка выставки заняла почти шесть лет.
Она к тому же обошлась музею в копеечку: слишком дорогими нынче стали картины де Кунинга – десятки, а то и сотни миллионов долларов каждая, в 2006 году одна из его «Женщин» была продана за 136 миллионов, и эксперты предполагают, что на стенах МоМА сейчас «висит» около 4 миллиардов долларов. Соответственно до небес взлетела и стоимость их страховки и перевозки, а ведь почти все на выставке не из собственной коллекции МоМА. Возможно, что это самая дорогостоящая выставка в истории музея. Стоила ли овчинка выделки? Абсолютно!
Жизнь де Кунинга хорошо изучена: детство и юность в Голландии (он родился в 1904), где его в основном растила мать (родители разошлись, когда ему было три), раннее желание стать художником (из-за чего в 12 лет он бросил школу и пошел работать помощников декоратора), восемь лет в Роттердамской академии искусств и ремесел, увлечение «югендштилем» с его ориентацией на природные формы, и современными ему голландцами с их интересом к чистому цвету и взгядом на художника как мастера-ремесленика. Все это заложит основы его собственного искусства.
В августе 1926 года де Кунинг нелегально, на грузовом корабле, переправляется в Америку. Первый порт – Вирджиния. Потом Бостон, покраска домов в Хобокене и прочие мелкие подработки, пока он не переезжает в Манхэттен, где уже оформляет окна магазинов, разрабатывает рекламу одежды, занимается другими коммерческими проектами. До настоящего искусства руки пока не доходят – нет денег. Зато есть живая артистическая среда, ради которой он, по его собственному выражению, «готов быть бедным в Манхэттене, нежели богатым в Филадельфии» (он действительно отказался от работы в Филадельфии).
Работа Виллема де Кунинга «Still Life» (1921г. ) с выставки в МоМА. Фото с сайта moma.org
Он по-настоящему нашел себя в Америке. Самое большое влияние оказал на него Аршиль Горький и две большие выставки в МоМА в 1936 голду: «Кубизм и абстрактное искусство» и "Фантастическое искусство, дада и сюрреализм». Три года спустя – новый «удар» -- ретроспектива Пикассо, там же. В 1938 году он встретил Илэйн Фрид, которая начала как его помощница, но вскоре стала достаточно известной абстрактной художницей. Они поженились, что не мешало им иметь романы «на стороне», часто и бурно ссориться (что подогревалось любовью обоих к алкоголю), расходиться. Они были вместе до ее смерти в 1989.
Его первая моновыставка состоялась, когда ему уже было 44, вскоре, вместе с широким признанием абстрактного экспрессионизма пришла и его слава как одного из самых ярких его представителей. Но в 1980 появились признаки дементии и в 1989 его усилиями его адвоката и дочери Лизы он был признан недееспособным.
Работа Виллема де Кунинга «Night» (1948г. ) с выставки в МоМА. Фото с сайта moma.org
Выставка в МоМА начинается темными, довольно мастеровитыми натюрмортами голландского периода и ведет через постоянные изменения и поиски, через «Розовых ангелов» и серии «Женщин», через знаменитую «Excavation» (это его самое большое полотно) и черно-белые пейзажи – к светлым, полным воздуха последним полотнам.
Он работал тщательно, долго, каждое полотно было контролируемым экспериментом. Процесс начинался с рисунка, потом он накладывал краску, снова рисовал – уже поверх краски, добавлял какие-то образы из других работ, снова краску, что-то соскребал, что-то дорисовывал.... Поразительно как при таком длительном процессе он успел так много делать. Но он все время работал. Это была его жизнь.
Работа Виллема де Кунинга «Two Figures in a Landscape» (1967г. ) с выставки в МоМА. Фото с сайта moma.org
Остановитесь перед одной из его картин – даже не важно какой, чтобы осознать и ощутить этот почти нескончаемый процесс и невероятную энергию, которая живет в каждом сантиметре его полотен. Стоя у этих полотен, чувствуешь живого человека, его сильный пульс, видишь его решительную, смелую руку...
“De Kooning: A Retrospective” продлится до 9 января.
© RUNYweb.com
Добавить комментарий
0 комментариев