-->
Четверг, 28 Марта 2024

Оценить материал


Вставить в блог

Bookmark and Share

Перекресток радикальной политики и искусства. Выставка Диего Риверы в MoMA

24 Августа, 2011, Наташа Шарымова

Фрагмент картины Диего Риверы «Лидер Аграрной партии Сапата» (1931г.), представленной на выставке в MoMA

Фрагмент картины Диего Риверы «Лидер Аграрной партии Сапата» (1931г.), представленной на выставке в MoMA. Фото с сайта moma.org

Свадебная фотография Диего Риверы и Фриды Кало, 1 августа 1929г.
Свадебная фотография Диего Риверы и Фриды Кало, 1 августа 1929г. Фото с сайта riveraexperts.com

Музей современного искусства разослал извещение о том, что в его стенах состоится выставка произведений Диего Риверы. Этой экспозицией Музей отмечает 80 летие первой грандиозной выставки мексиканского мастера, которая открылась в MoMA 22 декабря 1931 года.

В 1929 году 22-летная художница Фрида Кало и знаменитый Диего Ривера поженились. Их медовый месяц проходил в Сан-Франциско. Пара жила в Калифорнии и принимала живейшее участие в выставки в Нью-Йорке. На ней были представлены сто сорок три картины Диего Риверы, включавшие живописные полотна, написанные еще до кубистского периода в его творчестве и фрески. Можно было проследить, как менялся стиль художника. 

В ходе подготовки в 1931-м году Музею пришлось решать, как представить работы этого известного монументалиста: фрески, ведь, пишутся и фиксируются на месте. Кураторы пригласили Риверу в Нью-Йорк за шесть недель до открытия и предоставил ему студию в здании музея. Для работы из Мексики привезли гипс и просеянный речной песок. Круглосуточно трудились рабочие и три помощника Риверы. К открытию художник закончил пять "портативных фресок"- блоки из штукатурки, бетона и стали: «Лидер Аграрной партии Сапата» (1931), «Индейский Воин» (1931), 2, «Восстание» (1931), «Замороженные активы» (1932),»Электрическая мощность» (1932). Позже он добавил еще три фрески: «Освобождение пеонов» (1931), «Сахарный тростник» (1931), «Пневматические буровые» (1932).

Работы, созданные художником во время пребывания в Нью-Йорке, представляют монументалиста, как космополитическую фигуру, которая перемещается между Европой, Мексикой и Соединенными Штатами и предлагает индивидуальный взгляд на пересечение искусства и радикальной политики в 30-х. Этот взгляд, как и следовало ожидать, был встречен с неодобрением.

Диего Ривера и Мария Кало, 1930г.
 Диего Ривера и Мария Кало, 1930г.  Фото с сайта creativecouples.net

Отступление в сторону Советов.

Надо сказать, что к этому времени пламенного коммуниста Риверу исключили из мексиканской коммунистической партии, обвинив в убийстве соратника. Корни этого происшествия, возможно, лежат в визите Диего Риверы в Москву в 1927-м году. 

Коммунист с 17-го года, он приехал в СССР на празднование 10-й годовщины Октябрьской революции. Диего присутствовал на торжественных парадах, где делал много набросков, на основании которых он собирался создать монументальную роспись для зданий революционной России. Многие из этих акварелей Риверы были приобретены впоследствии Эбби Рокфеллер. Несколько эскизов были опубликованы в журнале ?Cosmopolitan? (сентябрь 1932, они иллюстрировали статью Эмиля Людвига об И.Сталине).

9 ноября в Москве состоялся лекция о современном мексиканском искусстве. В фойе были развешаны фотографии росписей Риверы. 24 ноября Ривера подписал контракт с Луначарским, комиссаром просвещения и изобразительных искусств, на создание фрески в Клубе Красной Армии. Здание было огромное? бывший дворец, и Диего захотел полностью изменить главный зал. К счастью, эксперты стали возражать. Они надеялись, что художник создаст росписи в стиле ампир!

Кульминационным моментом визита Риверы стало предложение создать портрет Генерального секретаря Коммунистической партии Иосифа Сталина. Но он не очень хотел работать в этом направлении. В Москве стояла морозная зима, Ривера простудился и лег в ?кремлевку?. К этому времени он уже знал, что многие его русские, парижские друзья ? художники модернисты, футуристы, кубисты, экспрессионисты - молчали и не могли теперь работать. На Риверу сыпались обвинения в прославлении икон и церкви, призывов возврата к природе и неверной оценке роли индустриализации. Что касается его работы над росписью Клуба Красной Армии, то на все его ежедневные просьбы об выделении средств, ответ был - завтра. Все это привело к тому, что Ривера внезапно покинул Москву в середине мая 1928 года, не попрощавшись ни с кем. Но мог вообще сгинуть в зарождающемся ГУЛАГе.

Настоящей причиойа столь неожиданного отъезда Риверы из СССР было то, что художник стал свидетелем борьбы Сталина с Троцким за власть и в ноябре 1927-го года увидел жестокое избиение демонстрации сторонников Троцкого. Он встал на сторону троцкистов. Это вызвало гнев Сталина, и Риверу депортировали. С конца 1929 года, советская и коминтерновская пресса начали обвинять Риверу: мол, он никогда не был ленинцем, а лишь мелкобуржуазным Запатистой и превратился в буржуазного художника. Так что не исключено, что в мексиканском деле Риверы есть след Москвы. Длинная рука Кремля.

 Диего Ривера и Фрида Кало на майовке, 1929г.
 Диего Ривера и Фрида Кало на майовке, 1929г. Фото с сайта creativecouples.net

Скандалы  и их последствия

Несмотря на известность Риверы и непререкаемый авторитет Музея современного искусства (предыдущая выставка - Матисс), первая встреча с Нью Йорком была спорной. Критика прохладно отнеслась к выставке и раскритиковала за наивность фреску "Замороженные активы", в которой был наивно показан сговор между капиталом и полицией. Воскресный выпуск "Нью Йорк Таймс" посвятил Диего статью, где похвалы перемежались с критикой: его фрески называли "пресными копиями" росписей в Чапинго и Мехико. Статья Эдварда Олдена Джуэла была частью полемики, бушевавшей вокруг художника. «Критики издевались над его идеями о возрождении индейского искусства - культуры американских индейцев, утверждал один журналист, это "культура плетеных корзинок и лоскутных одеял!" - и упрекали меценатов в том, что те предпочитают поддерживать иностранных художников, а не отечественных».

И все же эта выставка в Музее современного искусства, была крупнейшей экспозицией десятилетия. Сам Ривера открыто восхищался напористой культурой Калифорнии и красотой, которую он находил в американской промышленности, по его словам, "столь же прекрасной, как ранняя скульптура ацтеков или майя". Но потом он обиделся, что американцы не оценили по достоинству общезначимого, панамериканского содержания работ, выставленных этим чужеземным большевиком, и пришел в ярость.

Первый скандал разразился в Дейтройте. Эпические фрески, созданные Риверой  в Детройтском институте искусств, впечатляюще прославляли социалистическое будущее. Они вызвали бурные дебаты. Дело дошло до того, что на подозрительного коммуниста взвалили вину не больше не меньше как за космическую мегаломанию фордизма, которую он ассоциировал в своих фресках со вселенским порядком в представлении ацтеков - вплоть до необходимости человеческих жертвоприношений. Каждый элемент этой работы был составной частью сложного замысла Риверы, выражавшего его идеи о происхождении и судьбе человека. Как бы то ни было, левые сторонники художника все же взяли верх над хулителями - настолько ярким гимном штату Мичиган были эти фрески.

Но с серией "Человек на перепутье" в новом нью-йоркском здании Рокфеллеровского Центра Ривере этот трюк не прошел. Подрядчик, фирма Тодд Корпорейшн, который отдал заказ Ривере (впрочем, только тогда, когда от работы отказались Пикассо и Матисс), встревоженный политическим содержанием фресок, где на "правильном" пути был изображен Ленин, разорвал контракт. Сначала Диего попросили закрасить этого персонажа, изменить лицо, он гордо отказался. И тогда, как вспоминает помощник художника Бен Шан, представители Тодд Корпорейшн велели "мистеру Ривьере «прекратить работу». Когда же Ривера сказал, что неплохо бы вызвать начальство, те просто стали демонтировать леса". В тот же вечер возникли протестующе демонстранты, их разогнала конная полиция. Художника выдворили из США.

Фреска Диего Риверы в Институт искусств Детройта
  Фреска Диего Риверы в Институт искусств Детройта

Диего и Фрида вернулись в Мексику, а незаконченную фреску В Нью-Йорке просто закрасили. В 1934-м году упертый Диего Ривера все-таки изобразил своего «Человека на перепутье» на стенах Дворца Изящных Искусств в Мехико.

Несмотря на то, что формально Ривера уже не состоял в коммунистической партии, его политические убеждения до конца жизни не изменились. В 1937-м году у Диего и Фриды нашел убежище Лев Троцкий. К тому времени брак трещал по швам. Именно увлечение Троцкого художницей заставило его покинуть дом Риверы. В 1939-м году Диего и Фрида развелись. Впрочем, уже в 1940-м году пара повторно заключила брак. Но это -  так же как и убийство Троцкого в Мексике - совсем другая история.

13 ноября в MoMA откроется выставка работ Диего Риверы «Diego Rivera: Murals for The Museum of Modern Art». Интересно, как отнесется критика к творчеству художника сейчас, когда идеологическая составляющая исчезла, и из  «перекрестка радикальной политики и искусства» осталось одно искусство?

© RUNYweb.com

Просмотров: 13361

Вставить в блог

Оценить материал

Отправить другу



Добавить комментарий

Введите символы, изображенные на картинке в поле слева.
 

0 комментариев

И Н Т Е Р В Ь Ю

НАЙТИ ДОКТОРА

Новостная лента

Все новости