-->
Суббота, 20 Апреля 2024

Оценить материал


Вставить в блог

Bookmark and Share

«Голландские интерьеры» Хуана Миро: дань старым мастерам от вечного бунтаря

11 Ноября, 2010, Новостная служба RUNYweb

На прошлой в Metropolitan Museum открылась выставка  Miró: The Dutch Interiors.

Тот самый бунтарь Хуан Миро, восставший против традиций и даже провозгласивший, что "убьет живопись", обратился к каноническим работам старых голландских мастеров за вдохновением и, словно озорной, но благодарный ученик, отдал им дань в своих сюрреалистических "Голландских интерьерах", которые представлены на суд зрителя в Metropolitan Museum.

Выставка "Миро: Голландские интерьеры" прибыла в Metropolitan Museum из амстердамского королевского музея Rijksmuseum. Экспозиция отображает ключевой момент карьеры Хуана Миро - 1928 год, его третью выставку в Париже, принесшую ему успех и похвалы Анбре Бретона, что, как это ни странно (и типично для Миро), вызвало у художника обеспокоенность за свое творчество.

"Я осознавал опасности, таящиеся в успехе", - писал Миро в том же году, - "И понимал, что я должен не наслаждаться заслуженными плодами успеха, а с головой броситься в совершенно новые начинания. Меня обуяло жгучее желание оттолкнуть всех тех, кто мною восхищался!"

И вот, воспользовавшись приглашением своего друга Жана Арпа на выставку в Брюсселе, он по дороге посетил Голландию и, в частности, экспозицию старых голландских мастеров в Rijksmuseum. Именно там он, по его собственным словам, "был соблазнен умением голландских мастеров выделять и делать видимыми точки размером с зернышко пыли, концентрировать внимание зрителя на крохотные искорки посреди моря неясности".

Но ему не была интересна наполненная предчувствиями статичность и детальные жемчужные сережки Вермеерса - Миро склонялся к озорным, жизнерадостным и беспорядочным сценкам: "Игроку на лютне" Хендрика Сорга и "Детям, учащим кошку танцевать" Яна Стена. На картине Сорга мужчина и женщина обмениваются многозначительными взглядами во время напряженной игры на лютне. А на картине Стена четверо озорников пытаются заставить кошку танцевать на задних лапах под лай спаниеля. Подобная сценка сегодня может быть расценена как жестокость по отношению к животным, но в те времена такое сочетание танцев, животных и звуков свирели вызывало однозначно сексуальные ассоциации.

Вернувшись в Испанию, на свою ферму под Барселоной, Миро решил воспроизвести эти картины. "Голландский интерьер I" и "Голландский интерьер II" стали его сюрреалистической интерпретацией произведений старых мастеров. Игрок на лютне и дети претерпели "Миро-морфоз" (как выражаются знатоки творчества Миро), превратившись в некое подобное Шалтай-Болтая и аморфных амёб. Женщина-компаньонка игрока исчезла - ее заменили птицы и звери, окружившие музыканта, словно дети, завороженные игрой Гамельнского дудочника. При этом, некоторые неодушевленные предметы - к примеру, лютня - не претерпели каких-либо значительных изменений. 

Композиции пополнились совершенно новыми объектами - тем, что Миро видел из окна своего кабинета: пауком, летучей мышью, лягушкой, лебедем и рыбой.  Все эти дополнительные ингредиенты становятся отчетливо видны благодаря двум наглядным диаграммам, вывешенным рядом с картинами Миро. Кроме того, экспозиция включает в себя многочисленные открытки и наброски карандашом, которые художник создавал для каждой из картин и, для наглядности, прикалывал к мольберту во время работы.

"Голландский интерьер III" объединил в себе элементы композиций из обеих картин - сам Миро назвал его "резюме Интерьера I и II". Третий интерьер Миро вывешен кураторами музея рядом с "Женщиной за утренним туалетом" Стена (картина также была любезно предоставлена Rijksmuseum), и это не случайно: при ближайшем рассмотрении видны сходства и элементы, явно позаимствованные Миро у голландского классика - к примеру, красный чулок или собачка, свернувшаяся клубком на кровати.

Картины Миро из голландской серии окружены его работами того же года, выставленными в Париже - таким образом, зритель может одним взглядом оценить, какое влияние поездка в Голландию оказала на художника. "Убийства живописи" не вышло - художник влюбился в свою "жертву". Но, будучи бунтарем Миро, он быстро прервал роман после первых же трех картин, и отправился открывать новые горизонты. 

"Закончив работу, я вижу в ней начало новой работы", - писал Миро, - "Но это начало для меня - не более чем начальная точка для движения в диаметрально противоположную сторону."

© RUNYweb.com

Просмотров: 9810

Вставить в блог

Оценить материал

Отправить другу



Добавить комментарий

Введите символы, изображенные на картинке в поле слева.
 

0 комментариев

И Н Т Е Р В Ь Ю

НАЙТИ ДОКТОРА

Новостная лента

Все новости