Среда, 23 Октября 2019

Оценить материал


Вставить в блог

Bookmark and Share

Поэзия живописи Флорин Стеттхаймер в Еврейском музее Нью-Йорка

10 Мая, 2017, Рита Лозинская

Еврейский музей в Нью-Йорке представил публике первую за 20 лет крупную ретроспективу Флорин Стеттхаймер. Фото с сайта thejewishmuseum.org

Еврейский музей в Нью-Йорке представил публике первую за 20 лет крупную ретроспективу Флорин Стеттхаймер. Фото с сайта thejewishmuseum.org

Еврейский музей в Нью-Йорке представил публике первую за 20 лет крупную ретроспективу Флорин Стеттхаймер (1871−1944). Это имя – настоящее открытие для ценителей искусства, а биография художницы достойна экранизации. Влияние модерна и ар-деко – лишь штрихи к портрету художницы, чей кукольный домик помогали оформлять Марсель Дюшан, Джордж Беллоуз и Александр Архипенко. На открывшейся 5 мая выставке 'Florine Stettheimer: Painting Poetry' представлены более 50 картин и рисунков, а также костюмы и театральные проекты, фотографии и видеоинсталляции.

В экспозиции выставлены работы Флорин Стеттхаймер в контексте социальной и интеллектуальной среды Нью-Йорка начала двадцатого века. Зритель сможет исследовать уникальный художественный стиль Штеттхаймер и ее роль во взаимосвязях творческих объединений Нью-Йорка.

Декоративный и образный стиль работ художницы, работавшей под влиянием модерна и арт-деко, критики называют «женственным», рассматривая его как своеобразную альтернативу более графичной модернистской живописи. Мы находим в ее работах и отзвуки творчества Джорджии О’Киф, с которой дружила художница, вспоминаем Ренуара, Сарджента, Эрте, Шагала… Может, как художница Стеттхаймер и не слишком оригинальна, однако ее разнообразным работам присуще особое очарование, которое ярче проявляется на фоне ее биографии. Жизнь как перформанс… Так говорят сегодня.

'Florine Stettheimer: Painting Poetry'. Еврейский музей в Нью-Йорке представил публике первую за 20 лет крупную ретроспективу Флорин Стеттхаймер. Фото с сайта thejewishmuseum.org
Фото с сайта thejewishmuseum.org

Флорин Стеттхаймер родилась в богатой еврейско-немецкой семье в нью-йоркском Рочестере, однако начальную школу окончила в Германии. После развода родителей Флорина вместе с двумя сестрами осталась жить с матерью, еще двое детей к тому времени создали свои семьи и жили отдельно. Отец семейства, банкир Джозеф Стеттхаймер, оставил своей бывшей жене Росетте приличное состояние, которое давало ей возможность не думать о деньгах и вести эпикурейский образ жизни. Сестры в подростковом и юношеском возрасте получили хорошее воспитание, у них были гувернантки и репетиторы, девушки посещали художественные музеи и театры во всех европейских столицах.

Флорин, и Этти (Генриетта) решили получить гуманитарное образование, а их старшая сестра, Кэрри, посвятила себя ведению домашнего хозяйства, опекая мать и сестер.

Привязанность к матери и женское воспитание стали причиной того, что все три сестры решили никогда не вступать в брак. Их сплоченный «семейный матриархат» проповедовал жизнь, основанную на удовольствиях, и душевную невозмутимость.

'Florine Stettheimer: Painting Poetry'. Еврейский музей в Нью-Йорке представил публике первую за 20 лет крупную ретроспективу Флорин Стеттхаймер. Фото с сайта thejewishmuseum.org
Фото с сайта thejewishmuseum.org

«Иногда Стеттхаймер представляют как несерьезную женщину-художника со склонностью к причудам», – отмечает Стивен Браун, помощник куратора фонда семьи Нойбауэр (Еврейский музей). «Эта точка зрения опровергается ее мощным видением портрета и ее проницательной адаптацией европейских авангардных идей, прежде всего символизма, к уникальным американским образам».

Решив стать художницей, Флорин Стеттхаймер начала свое образование в Лиге студентов-художников в Нью-Йорке. Ее педагогами были Кеньон Кокс (Kenyon Cox), типичный представитель академической живописи, а также Роберт Генри (Robert Henri), противник академического искусства и один из основоположников «Школы мусорных вёдер» (Ashcan School). Продолжая обучение в Европе, Штеттхаймер попала под влияние художников-символистов, а также влюбилась в русский балет.

Первая мировая война вынудила семейство Стеттхаймер вернуться из Германии в Нью-Йорк, и это стало поворотной точкой в творчестве Флорины. Ее первая персональная выставка прошла в Нью-Йорке в 1916 году, в Галерее Кнодлер & Компания (Knoedler & Company). Из 12 представленных картин не была продана ни одна, и больше Стеттхаймер персональных выставок при жизни не устраивала.

'Florine Stettheimer: Painting Poetry'. Еврейский музей в Нью-Йорке представил публике первую за 20 лет крупную ретроспективу Флорин Стеттхаймер. Фото с сайта thejewishmuseum.org
Фото с сайта thejewishmuseum.org

Сестры и их мать разработали свой план презентации картин Флорины – вечеринки.

Годом ранее они открыли на Манхэттене собственный салон, который был создан «для модернистов, современных литераторов и полиглотов Нью-Йорка, а также европейских экспатриантов». Салон семейства Стеттхаймер привлек многих ведущих фанатов художественного авангарда, в том числе близкого друга Флорин – Марселя Дюшана, а также Альфреда Штиглица, Карла ван Вехтена, Джорджию О’Кифф, Эли Надельмана, Гастона Лашеза и многих других.

О том, что Флорин Стеттхаймер пишет стихи, знали лишь несколько ее друзей, и, конечно же, семья.

'Florine Stettheimer: Painting Poetry'. Еврейский музей в Нью-Йорке представил публике первую за 20 лет крупную ретроспективу Флорин Стеттхаймер. Фото с сайта thejewishmuseum.org
Фото с сайта thejewishmuseum.org

Любопытная, забавная, праздничная, всегда острая, поэзия Флорины затрагивает такие темы, как симпатии и антипатии, природа и еда, люди и их настроения. Многие стихи посвящены, например, Марселю Дюшану, которого Флорина ласково именует «Дуче», или Гертруде Стайн, которая была для нее «Герти». Семь стихотворений художницы поместили на стенах галереи, дополнив экспозицию картин и рисунков. Отметим, что после смерти художницы ее сестра Этти собрала стихи Флорины и издала книгу «Кристальные цветы» скромным тиражом в 250 экземпляров. В 2010 году книга была переиздана и дополнена материалами о художнице.

Театр и балет также много значили для Флорин Стеттхаймер. Летом 1912 года, в Париже, она присутствовала на представлении балета Клода Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна» в постановке «Русских балетов». Художницу, которой было на тот момент 40 лет, это вдохновило на создание своего собственного балета. С осени 1912 года по 1916 год она задумала либретто и рисовала, рисовала, рисовала эскизы костюмов к своей постановке «Орфей четырех искусств».

На выставке представлены многие из эскизов, макетов и скульптур к балету, который так и не увидел свет. Либретто балета было опубликовано в 2010 году в переизданной книге стихов Стеттхаймер «Кристальные цветы».

'Florine Stettheimer: Painting Poetry'. Еврейский музей в Нью-Йорке представил публике первую за 20 лет крупную ретроспективу Флорин Стеттхаймер. Фото с сайта thejewishmuseum.org
Фото с сайта thejewishmuseum.org

На выставке также представлены более дюжины костюмов и декорации Флорин Стеттхаймер для новаторской оперы Вирджила Томсона (музыка) и Гертруды Стайн (либретто) «Четверо святых в трех действиях» (1934) (на фото выше). Вместо того, чтобы рисовать эскизы, художница создавала оформление «в трех измерениях», используя фигурки ручной работы и миниатюрные макеты сцены. Оперу поставили на Бродвее; Стеттхаймер использовала для нее множество необычных материалов, в том числе целлофан, перья, блестки и кораллы. В экспозиции представлены редкие кадры, снятые известным авангардистским арт-дилером Жюльеном Леви на генеральной репетиции оперы в 1934 году.

Несмотря на то, что этого экспоната нет на нью-йоркской выставке, хотелось бы упомянуть об еще одной художественной ценности семьи Штаттхаймер, а именно – о кукольном домике. 

Идея создания двухэтажного, с двенадцатью комнатами и служебными помещениями кукольного дома, принадлежит старшей сестре Флорин – Кэрри, которая изначально в семье взяла на себя обязанности домохозяйки, обеспечивая быт и уют для матери и сестер. 

'Florine Stettheimer: Painting Poetry'. Еврейский музей в Нью-Йорке представил публике первую за 20 лет крупную ретроспективу Флорин Стеттхаймер. Фото с сайта thejewishmuseum.org
Фото с сайта thejewishmuseum.org

В 1916 году, во время летних каникул в северной части штата Нью-Йорк, сестры вместе с другими отдыхающими приняли участие в благотворительной ярмарке по сбору средств в пользу местных детей, пострадавших от эпидемии полиомиелита. Кэрри вместе с Флорин и Этти из деревянных ящиков, взятых у местного бакалейщика, создали кукольный домик, оформив его мебелью из найденных деталей и созданных специально объектов интерьера. Когда семья вернулась домой, в Нью-Йорк, Кэрри решила создать свой собственный кукольный дом, в котором «должна жить» явно какая-то аристократическая семья.

Домик создавался с 1916 по 1935 год. Флорин создала фасад здания, делала варианты эскизов дизайна помещений и взяла на себя оформление комнат «произведениями искусства», поскольку в доме имелась даже собственная картинная галерея. Она просила своих друзей седлать для нее крошечные копии своих работ.

Так в галерее кукольного домика появились скульптура Марселя Дюшана «Обнаженная», произведения Александра Архипенко и Гастона Лашеза, Джорджа Уэсли Беллоуза и Маргариты Зораш. В 1945 году Кэрри Стеттхаймер, пережившая свою сестру, подарила этот кукольный домик Музею города Нью-Йорка.

Внутреннее убранство Кукольного дома Стеттхаймер. Фото: The Museum of the City of New York
Внутреннее убранство Кукольного дома Стеттхаймер. Фото: The Museum of the City of New York

Выставка 'Florine Stettheimer: Painting Poetry' в Еврейском музее в Нью-Йорке продлится до 24 сентября 2017 года. 

The Jewish Museum
1109 5th Ave at 92nd St
New York, NY 10128

Источник: Арт-новости

Просмотров: 2665

Вставить в блог

Оценить материал

Отправить другу



Добавить комментарий

Введите символы, изображенные на картинке в поле слева.
 

0 комментариев

И Н Т Е Р В Ь Ю

НАЙТИ ДОКТОРА

Новостная лента

Все новости