Оценить материал
Еще читать в этом разделе
- 01.18Богатые тоже борются: история меценатки Изабеллы Стюарт Гарднер
- 01.16Коллекция картин Хантера Байдена уничтожена в результате пожаров в Калифорнии
- 01.12NYT: В Калифорнии эвакуируют Центр Гетти с картинами Рембрандта и Ван Гога
- 01.04Джефф Кунс заявил, что в ближайшее время не будет работать с ИИ: «Сейчас я глубоко погружен в биологию»
- 12.11Фонд Тейгера пожертвовал 1 миллион долларов MoMA PS1
Приключения шестиногого верблюда. Уникальная коллекция дагеротипов впервые выставлена в Нью-Йорке
5 Февраля, 2019, Олег Сулькин
Экспонат выставки 'Monumental Journey: Daguerreotypes of Girault de Prangey' в музее Метрополитен. Фото: THE METROPOLITAN MUSEUM OF ART, NY
Когда Жозеф-Филибер Жиро де Прандже отправился в путешествие из родной Франции в страны Средиземноморья и Ближнего Востока, он, как и миллионы туристов, захватил с собой фотокамеру. Но тут важно уточнить: его поездка происходила 177 лет назад, и он был единственным в то время, кто запечатлевал на фото достопримечательности таких городов, как Каир, Алеппо и Иерусалим.
Сегодня в Музее Метрополитен можно воочию познакомиться с практически неизвестной до начала 2000-х годов коллекцией дагеротипов Жозефа-Филибера Жиро де Прандже (Joseph-Philibert Girault de Prangey). Открывшаяся 30 января выставка из 120 его дагеротипов, картин и графических листов называется «Монументальное путешествие» (Monumental Journey). Она приоткрывает завесу тайны над самой удивительной коллекцией первых в мире фотографий, запечатлевших виды архитектурных сооружений и ландшафтов многих городов Средиземноморья и Ближнего Востока в начале 40-х годов 19-го века.
Фото: THE METROPOLITAN MUSEUM OF ART, NY
Любовь к архитектуре
«Это удивительная выставка, – сказал на встрече с прессой директор музея Метрополитен Макс Холлейн (Max Hollein). – Дагеротипы – первая по времени ипостась фотографии, и в исполнении Жиро они не могут не поражать высоким техническим мастерством и безукоризненным эстетическим чутьем».
Фотограф, художник, археолог-ориенталист и историк архитектуры Жозеф-Филибер Жиро де Прандже родился в 1804 году. Изучал живопись в Париже, в Школе изящных искусств. В самом начале 40-х годов он узнал о принципах изготовления дагеротипов – не исключено, что от самого изобретателя фотографии Луи Дагера. Жиро совершил путешествие в Испанию, где пожизненно влюбился в исламскую архитектуру. Маршрут его следующего, более длительного путешествия, с 1842 по 1845 год, пролегал через Италию, Грецию, Египет, Турцию, Ливан и Сирию. Итогом трехлетней поездки стало создание более тысячи дагеротипов с видами городов и памятников архитектуры. Впрочем, Жиро интересовали не только академические архитектурные штудии. В экспозиции представлены фотографии людей, пейзажных видов и экзотических растений.
«Когда человек сделал первый рисунок, мы не знаем, – сказал на пресс-презентации Джефф Розенхайм (Jeff Rosenheim), возглавляющий отдел фотографии музея Мет. – Когда было построено первое архитектурное сооружение, мы тоже не знаем. Но вот у фотографии как у вида искусства есть дата рождения –1839 год. Жиро – один из пионеров фотографии, о котором мало кто знает. Этой выставкой мы во многом переписываем первую главу истории фотографии».
Фото: THE METROPOLITAN MUSEUM OF ART, NY
Застыть на месте
В самом начале экспозиции – фотографический автопортрет Жиро, который он сделал в 1840 году в Париже. Родом из богатой семьи, наследник большого состояния. Жиро из собственных средств финансировал свои длительные путешествия, закупку и изготовление на заказ фотоаппаратуры и химикалиев, а также издание художественных альбомов по итогам путешествий.
Как изготавливался дагеротип? Использовались медные пластины, на которые наносился тонкий слой йодистого серебра. Пластина хранилась в светонепроницаемой обертке и в темноте помещалась в фотоаппарат. Объектив открывался на необходимое время, после чего изображение нужно было проявить и закрепить с помощью сложной химической обработки. Эта технология была вытеснена во второй половине 19-го века более простыми и дешевыми процессами.
Находясь три с половиной месяца в Италии, он продолжал экспериментировать с техникой съемки, в частности, с длиной выдержки. В одном из стендов выставлены два ландшафтных вида, выполненных с разной длиной выдержки. В среднем для аппаратуры, которую использовал Жиро, она составляла от одной минуты до 10-15 минут. Героев съемки он предупреждал об этом и просил в это время застыть на месте. В одной из жанровых сценок он снял попавшего в кадр верблюда с сидящими рядом погонщиками. Из-за того, что вроде бы стоявшее на месте животное продолжало переступать с ноги на ногу, на дагеротипе заметна еще одна пара конечностей.
Шесть недель Жиро провел в Афинах, где на нескольких дагеротипах запечатлел величественные виды Акрополя. В других витринах – виды Иерусалима. Есть панорамные, обзорные виды, а есть и крупные планы Дамасских ворот, Храма Гроба Господня и других знаменитых сооружений. На ряде снимков запечатлены архитектурные детали, колонны, декоративные фрагменты.
Фото: THE METROPOLITAN MUSEUM OF ART, NY
Меньше света!
«Фактически Жиро первым следовал той концепции фотографии, которая и сегодня сохраняет актуальность, – сказал на пресс-превью куратор выставки Стивен Пинсон (Stephen C. Pinson). – Он делал так, что визуальная память сохранялась, востребовалась, аранжировалась и предавалась публичности. Я изучаю дагеротипы примерно с 2003 года, когда впервые попал на их аукцион в Лондоне. А подготовку данной выставки я начал в 2015 году. И уяснил для себя важные вещи применительно к коллекции Жиро. Во-первых, его дагеротипы утвердили важность сохранения визуального культурного наследия. Во-вторых, Жиро можно считать замечательным новатором, ведь именно он придумал, как умещать несколько снимков на одной пластине».
На выставке можно увидеть ящики, в которых хранились дагеротипы Жиро. А также съемочный аппарат, который французские умельцы по его наметкам усовершенствовали таким образом, что стало возможным заметно увеличить формат снимков.
Ящики с тысячью дагеротипов после смерти Жиро в 1892 году долгое время пылились в кладовке его пустующей виллы. У него не было прямых наследников. В 1920 году дальний родственник Жиро, ставший собственником этого дома, обнаружил там бесценные реликвии. Но лишь в 90-е годы возник реальный интерес к его наследию, вылившийся в целую серию успешных выставок и аукционов.
В залах царит полумрак, в котором тускло светятся витрины с дагеротипами, подсвеченные изнутри. Как объяснили кураторы, этот световой режим необходим, чтобы посетители могли четко разглядеть изображение. При более интенсивном свете возникает эффект зеркального отражения, что мешает зрительному восприятию.
Фото: THE METROPOLITAN MUSEUM OF ART, NY
Маленькие вещи
В Константинополе (ныне – Стамбул) Жиро снял в числе других достопримечательностей древнюю колонну, фрагмент которой входит в собрание архитектурных древностей музея Метрополитен. Так что посетитель может сравнить впечатления от реального артефакта и от дагеротипа.
В соседней витрине – виды городов Сирии и Ливана, включая Баальбек и Алеппо. В Алеппо Жиро не удалось найти точку, с которой в кадр попал бы весь старый город. Он использовал два дагеротипа, а потом при переносе на графический лист оба плана были совмещены. Как напомнил куратор выставки, во время гражданской войны в Сирии несколько древних сооружений в Алеппо были разрушены частично или полностью.
Вернувшись во Францию, Жиро создал акварельные и графические этюды со своих дагеротипов. Они были опубликованы в виде альбомов. До и после ближневосточной поездки он снимал виды Парижа, экспериментировал также со стереофотографией.
«Работы Жиро имеют немалую историческую ценность, – отметил Пинсон. –Места, которые он запечатлел, сегодня порой трудно узнать. Их перестраивали, они разрушались из-за течения времени, конфликтов и войн».
Все пластины Жиро четко рассортировал по дате съемки и инвентарным номерам. Фактически, говорит куратор, он создал первый в истории фотографический архив.
«Мы разучились смотреть на маленькие вещи, – сказал Пинсон. – Надо уметь их разглядывать и получать от этого удовольствие».
Фото: THE METROPOLITAN MUSEUM OF ART, NY
Выставка организована совместно музеем Метрополитен и Французской национальной библиотекой в Париже. Она открыта до 12 мая с. г.
The Metropolitan Museum of Art
1000 Fifth Avenue,
New York, NY 10028
Источник: Голос Америки
Добавить комментарий
0 комментариев