Оценить материал
Еще читать в этом разделе
- 10.08Художник оспаривает отказ в авторских правах на произведения, созданные искусственным интеллектом
- 09.28Первый художественный музей искусственного интеллекта откроется в 2025 году
- 09.25Шедевр Магритта побьет рекорды на аукционе Christie's
- 09.13Гленн Лоури уходит в отставку после 30 лет работы директором MoMA
- 09.08Фриз берет штурвал: знаковое издание Armory Show
Нью-йоркский фонд Dia: вторая молодость в 50
1 Октября, 2024
Спустя 50 лет после основания Dia старается сохранять свои фундаментальные принципы. Фото: Bill Jacobson Studio/Dia Art Foundation
Знаменитая арт-институция начиналась в середине 1970-х со стремления создавать монументальный паблик-арт, а со временем превратилась в один из главных музеев XXI века. Свой нынешний период развития здесь называют «эпохой возрождения»
Фонд Dia Art Foundation был основан в Нью-Йорке в 1974 году. Тогда его миссия была определена так: заказывать художникам и по-новому представлять публике крупноформатные произведения паблик-арта. Dia (название происходит от древнегреческого предлога «через») никогда не был музеем в обычном смысле слова или просто финансирующей организацией. По заявлению трех основателей институции — арт-дилера Хайнера Фридриха, Филиппы де Мениль (ныне известной как Фариха Фатима аль-Джеррахи, наследница нефтесервисной компании Schlumberger) и историка искусства Хелен Уинклер Фосдик, «цель фонда — планировать, осуществлять и поддерживать общественные проекты, которые сложно реализовать и финансировать и которые не могут принадлежать отдельным коллекционерам в силу стоимости и масштабов произведений».
Та легендарная щедрость зачастую приводила к созданию эпохальных произведений ленд-арта, многие из которых Dia продолжает поддерживать до сих пор. Среди них — «Спиральная дамба» (1970) Роберта Смитсона, «Солнечные туннели» (1973–1976) Нэнси Холт, «Нью-йоркская земляная комната» (1977), «Сломанный километр» (1979) и «Поле молний» (1977) Уолтера Де Мария. Dia также сыграл важную роль в становлении эпического, по сей день не завершенного проекта Джеймса Таррелла «Кратер Роден» и содействовал Дональду Джадду в создании фонда Chinati Foundation в техасском городе Марфа.
Спустя 50 лет после основания Dia старается сохранять свои фундаментальные принципы. «Возможно, у нас уже нет таких безграничных ресурсов, какие были когда-то у наших основателей, но наша миссия по-прежнему заключается в том, чтобы ставить художников и на первое, и на второе, и на третье, и на четвертое место», — говорит в интервью The Art Newspaper Джессика Морган, занимающая пост директора фонда с 2015 года. Морган и ее команда утверждают, что «в Dia по-прежнему сначала художникам на все идеи говорят да, а потом задумываются о том, как это воплотить, даже несмотря на все возможные препятствия». Но, по ее словам, когда она только начала здесь работать, ей стало очевидно, что, если фонд хочет оставаться на плаву, ему придется измениться — и быстро. «Мы были олицетворением „мертвого“ учреждения, зацикленного на произведениях белых мужчин, — рассказывает она. — Мы унаследовали коллекцию, в которой среди авторов были лишь две художницы, а единственным цветным художником был Он Кавара».
Один из признаков «ренессанса» фонда Dia — недавнее обновление филиала в Биконе, штат Нью-Йорк. Фото: Bill Jacobson/Dia Foundation
Dia вступил в период, который Морган называет «эпохой возрождения». За последние девять лет программа и коллекции фонда стали разнообразнее, обновились выставочные пространства в Нью-Йорке и в Биконе на севере штата Нью-Йорк, где с 2003 года фонду принадлежит огромное помещение бывшей фабрики по печати картонных упаковок. Сотрудники институции объединились в профсоюз; благодаря активной фандрайзинговой кампании удалось стабилизировать финансовое положение фонда. Однако наиболее заметный сдвиг произошел в работе с новыми художниками.
Не замалчивать полную историю
«1960-е и 1970-е годы стали для фонда золотой эпохой, но прежде мы рассказывали лишь часть этой истории, — признает Морган. — В последние несколько лет мы начали целенаправленно привлекать художников, которые по праву были частью того нарратива, но оказались вычеркнуты из него. Речь идет прежде всего о восстановлении истории и лишь затем о том, чтобы начать смотреть на нее глобальнее, не ограничиваясь США и Европой». Когда Морган только пришла в Dia, в коллекции были работы около 20 художников. Сейчас их 71, и 24 из них — женщины, включая Мэг Вебстер, Джоан Джонас, Сенгу Ненгуди и Доротею Рокберн.
Расширение азиатской и латиноамериканской коллекций стало приоритетной задачей музея. С 2017 года Dia владеет серией работ корейского художника Ли Уфана, который был не только важным участником японского объединения 1960-х годов «Моно-ха», но и тесно связан с Ричардом Серрой. Поддержка чернокожих художников также очень важна для Dia. Недавно коллекция пополнилась работами Чарльза Гейнса, Мелвина Эдвардса и Сэма Гиллиама. «Когда мы привезли сюда Сэма, он сказал, что хочет быть частью Dia, потому что Дональд Джадд был его любимым художником», — вспоминает Морган.
Инсталляция Chryssa & New York. Dia Chelsea, Нью-Йорк. Фото: Anthony Huffman/Dia Art Foundation
Важнейшим шагом на пути к обновлению Dia стала перезагрузка пространства в Нью-Йорке. Едва заняв должность, Джессика Морган отвергла предложенный план строительства нового здания стоимостью $50 млн. Вместо этого в 2021 году открылся филиал Dia Chelsea, который объединил и расширил три уже существовавших здания фонда на Западной 22-й улице. «Мы потеряли связь с городом, долго ничего не открывая в Нью-Йорке и делая ставку только на Dia Beacon, поэтому теперь мы перестали сдавать в аренду наши помещения в Челси и снова используем их для выставок», — объясняет она.
Живые перформансы и саунд-арт
В лаконично оформленных помещениях Dia Chelsea проходят небольшие временные выставки, в основном молодых художников. В соответствии с философией Dia экспозиции создаются в тесном сотрудничестве с авторами; иногда их подготовка может растянуться на несколько лет. Эти выставки проводятся в рамках затеянного Морган возрождения программы заказов, пришедшей в упадок, несмотря на то что изначально она была главным смыслом существования институции. Теперь заказанные фондом работы зачастую попадают в его же коллекцию. Например, недавно музей приобрел Cielo terrenal («Земные небеса», 2023) колумбийской художницы Делси Морелос — пронзительную инсталляцию из земли, керамики и найденных артефактов.
Выдвижение на первый план живых перформансов и саунд-арта — еще один способ, благодаря которому важные манифесты из прошлого актуализировались в сегодняшней программе фонда. Морган говорит, что ей было важно проникнуться историей музея, прежде чем начать пополнять его коллекцию. Ее первым крупным проектом в Dia стало воссоздание в Челси в 2015 году «Дома мечты» (1979–1985) Ла Монте Янга и Мариан Зазилы. Они были первыми художниками, сотрудничавшими с Dia, и вот их «Дом мечты» принял форму звукового и светового пространства в приобретенном фондом трехэтажном здании в Трайбеке.
Проект Джоан Джонас After Mirage (Cones/May Windows) (1976). Dia Beacon. 2021. Фото: Bill Jacobson Studio/Dia Art Foundation
Среди других живых работ — выступления танцовщиц и хореографов Триши Браун и Стива Пакстона. В 2020 году новый подход был обозначен Party/After-Party — сайт-специфичной звуковой и световой инсталляцией детройтского продюсера техномузыки Карла Крейга.
На благотворительном обеде в честь 50-летия Dia впервые был представлен новый проект Стива Маккуина «Басы» (2024). Это наиболее абстрактная работа Маккуина, состоящая исключительно из света, цвета и звука. «Если вспомнить те дни, когда я только начинала, то тогда мы не смогли бы сразу показать Стива, — отмечает Морган. — Но теперь, когда мы постоянно работаем со звуком и размышляем о художниках, которые работают с ним и реагируют на него, я не могу представить себе лучшего автора».
Источник: The Art Newspaper
Добавить комментарий
0 комментариев