Оценить материал
Еще читать в этом разделе
- 03.12Вдова Стива Джобса купила Художественный институт Сан-Франциско с фреской Диего Риверы
- 03.05Джуди Чикаго: «Мое творчество нельзя понять, опираясь на прежние каноны»
- 02.24MoMA вернул картину Марка Шагала наследникам владельца
- 01.31Суд в Нью-Йорке отклонил иск миллиардера Дмитрия Рыболовлева к аукционному дому Sothebyʼs из-за продажи «Спасителя мира» да Винчи
- 01.22'Capturing Nature: 150 Years of Nature Printing'. Создано природой, увековечено наукой, сохранено собирателем
Редкие пастели в музее Метрополитен
10 Мая, 2011, Наташа Шарымова
Фрагмент картины Жана Клода Ришара, аббата де Сен Нон «Две сестры», 1770 г. с выставки «Pastel Portraits: Images of 18th-Century Europe» в музее Metropolitan. Фото с сайта metmuseum.org
Когда-то, когда я жила в Ленинграде, то любила бесцельно бродить по Эрмитажу, надеясь внезапно увидеть что-нибудь «новенькое», то, чего я в музее до поры – до времени не замечала. Но я всегда приходила в зал с большими итальянскими окнами и видом на Неву, к работами двух французских художников Жана Фуке и Франсуа Клуэ. Эти работы - «Портрет неизвестного»(тонированная бумага, сангина, уголь, цветные мелки) Фуке и «Портрет Карла IX» (черный мел, сангина) Фуке стали для меня символом Франции и всей ее культуры. Художественный эффект этих работ, основанный на особой силе, чистоте и мягкости цвета, передает первоначальную свежесть замысла, а нежная и бархатистая поверхность рисунков казалась мне - и кажется - отражением какой-то особой, душевной структуры – как модели, так и художника. В общем, французов я представляла себе аристократичными и интеллектуальными. Как говорится, по большому счету – я не ошиблась.
Возможно оттуда, из юности, проистекает мой интерес к пастели, к работам Буше, Лиотара, Дега, Серова, Сомова, Серебряковой и моего приятеля, художника Андрея Бартенева. А если есть неподдельный интерес и чистая любовь, то, как учил нас в Театральном институте великий и ужасный Георгий Товстоногов, появятся и знания, и свои концепции.
Французский термин «pastel» происходит от итальянского слова pastello, уменьшительная форма от pasta – тесто. Пастель – это живопись мягкими, сухими цветными мелками, спрессованными из порошка пигментов с добавлением молока, мела или гипса. Красочный слой работ закрепляли столь успешно, что в музеях и частных собраниях можно увидеть пастели 15-го века, то есть того времени, когда эта техника возникла. Чаще всего – портреты. Тонко проработанные и довольно большие, они всегда интересны своими цветовыми решениями. Часто пастели вставляли в массивные рамы, и они изначально вызывали сравнения с живописью. Но природа пастели – тонкость, изящество техники и ее мягкая декоративность - такова, что при помощи мягких цветных карандашей художник способен передать непосредственное и живое впечатление от модели.
В 18-м столетии по всей Европе пастель внезапно стала чрезвычайно популярной. К середине этого века только в одном Париже работало больше двух тысяч профессиональных пастелистов и любителей. Пастельные портреты были в моде у различных классов: аристократии, буржуазии, горожан. Конечно,покупателями и заказчиками, в основном, были: королевская семьями, их многочисленные родственники, придворными и богатые представители среднего класса.
Выставка Pastel Portraits: Images of 18th-Century Europe в Музее Метрополитен открывается 17 мая. В экспозиции — 40 пастелей. Основа выставки – произведения французских художников, но есть работы и швейцарцев, итальянцев, немецев и англичан.
Пастели чувствительны к свету, они легко выгорают, не переносят вибраций. Поэтому пастели редко перевозят и очень редко выставляю. Для данной выставки работы предоставили Princeton University Art Museum, the Yale Center for British Art, New Haven, Frick Collection, Pierpont Morgan Library, New-York Historical Society, и частные коллекционеры.
Экспозиция открывается портретом «Gustavus Hamilton (1710-46), Second Viscount Boyne» и полотном «Young Woman with Pearl Earrings», принадлежащим кисти венецианской художницы Розальбы Каррьера (1675-1757), которая была любимицей туристов того времени (включая лорда Байрона) и в 1720 году приехала в Париж, где получила заказ на 36 портретов членов королевской семьи. Тут она познакомилась с художником Ватто, написала его портрет и была избрана членом Французской Королевской Академии живописи. Позже она работала в Вене при дворе императора Карла VI. Она – одна из главных представителей стиля рококо в искусстве Италии и Франции.
Виртуозная техника, в которой рисовала художница, заслуживает отдельного разговора. Пастель – одновременно живопись и графика. Художник, работающий в пастели, должен быстро, мастерски рисовать и обладать чувством цвета, поскольку краски невозможно смешивать, делая их более темными или светлыми. Каждому тону - свой мелок. В XVII веке пользовались 40 тонами пастели,в XXI веке их – около двух тысяч. Портреты Розальбы Каррьера исполнены нежнейшего очарования, ее персонажи — улыбчивы, красивы, их мир полон очарования, женственности, легкости, которые столь ценились во времена рококо.
В реальной жизни Разальбы Каррьера назревала трагедия, и 1750-м году она потеряла зрение: операции по удалению катаракты не помогли. художница до конца своей жизни осталась слепой. Ужасный финал...
В экспозиции Rarely Seen 18th-Century Pastel Portraits - работы Мориса Кантена де ла Тура, который создавал огромные парадные портреты и выдающегося мастеров: Жана-Батиста Перроно, Аделаиды Лабиль-Гийяр, сестры Людовика XVI, Жана Этьена Лиотара, английского пастелиста, теоретика пастели Джон Рассела и бостонца Джон Синглтон Копли, учившегося самостоятельно и окончившего жизнь в Лондоне.
Выставка Rarely Seen 18th-Century Pastel Portraits – уникальная возможность посмотреть в одном месте произведения выдающихся мастеров и проследить процессы развития целой области художественного творчества.
Я пойду на эту выставку, как только она откроется. И уверена – увижу то, чего никогда раньше не видела.
Выставка продлится до 14 августа.
© RUNYweb.com
Добавить комментарий
0 комментариев