-->
Вторник, 19 Марта 2024

Оценить материал


Вставить в блог

Bookmark and Share

«Скрытое напряжение» стало явным в Музее Гуггенхайма. Фотопортреты Роберта Мэпплторпа продолжают вызывать споры

9 Августа, 2019, Олег Сулькин

Фрагмент экспозиции выставки \'Implicit Tensions. Mapplethorpe Now\' в  Музее Гуггенхайма. Фото: EVA KIS via metro.us

Фрагмент экспозиции выставки 'Implicit Tensions. Mapplethorpe Now' в Музее Гуггенхайма. Фото: EVA KIS via metro.us

Роберт Мэпплторп (Robert Mapplethorpe) умер от СПИДа в 1989 году в возрасте 42 лет, но и сегодня некоторые его фотопортреты продолжают вызывать неоднозначную реакцию. Многие эксперты считают Мэпплторпа классиком современного фотоискусства, но у части зрителей его провокативные работы, в основном, гомоэротического характера, вызывают недовольство и неприятие.

Если в первой части выставки 'Implicit Tensions. Mapplethorpe Now' («Скрытое напряжение. Мэпплторп сейчас»), главными экспонатами были работы самого Мэпплторпа, то во второй, открывшейся в Музее Гуггенхайма 24 июля, кураторы Лорен Хинксон, Сюзан Томпсон и Леви Промбаум «сконструировали» пространство для воображаемого диалога мастера с творчеством шести современных художников.

Радикализм: вчера и сегодня

Организаторы этой представительной выставки решили показать, насколько значительно влияние, прямое и опосредованное, эстетики Мэпплторпа на современное искусство фотографии. Они разделили выставку на две последовательные части, причем во второй части львиную долю экспозиционного пространства предоставили последователям мастера, фотохудожникам из ЛГБТ-сообщества.

Арт-директор и главный куратор музея Нэнси Спектор подчеркнула на встрече с прессой актуальность исследования сексуальной и расовой идентичности в фотоискусстве и выразила благодарность Фонду Роберта Мэпплторпа за значительную финансовую помощь, которая, по ее словам, будет использована для консервации и изучения современной фотографии.

Фрагмент экспозиции выставки 'Implicit Tensions. Mapplethorpe Now' в  Музее Гуггенхайма. Фото: EVA KIS via metro.u
Фото: EVA KIS via metro.us

Столкнув разные стили и подходы к фотопортрету, запечатлевшему представителей национальных и сексуальных меньшинств, кураторы тем самым отчасти воскрешают атмосферу конца 80-х – начала 90-х годов, когда в США, в разгар эпидемии СПИДа, бушевали «культурные войны». А в них творчество Мэпплторпа служило безотказным «триггером», вызывавшим бурные дискуссии. Главной мишенью становились его гомоэротичные «ню», в том числе портреты обнаженных чернокожих натурщиков.

Как сообщила Сюзан Томпсон, многие работы из коллекции музея представлены публики впервые. «Хочу напомнить, – сказала она, – что именно дар Фонда Мэпплторпа в самом начале 90-х в количестве 194 фотопортретов стал основой музейного собрания современной фотографии. Сегодня очень интересно по-новому взглянуть на эти работы, поставить их в контекст сегодняшнего дня. Многое воспринимается по-другому, но остаются неизменными экспериментальный радикализм и амбивалентность восприятия».

Культ личности

Роберт Мэпплторп родился во Флорал-Парк, штат Нью-Йорк, в 1946 году. В 1963 г. поступил в институт Пратта на факультет изящных искусств. Начинал свою карьеру фотографа, делая снимки полароидом. Так же, «Полароид», называлась и первая выставка Мэпплторпа в 1976 году в музее Метрополитен. В середине 1970-х годов он начал фотографировать друзей и знакомых, увлекшись красотой обнаженного человеческого тела.

Его студийные фотопортреты статуарны и полны вневременной грациозности. Скандальную известность получили портреты чернокожих и белых натурщиков, в которых он делал заметный акцент на гомоэротизме. Он также любил фотографировать цветы, в основном орхидеи. Делал портреты знаменитостей – Арнольда Шварценеггера, Игги Попа, Ричарда Гира, Деборы Харри, его близкой подруги рок-певицы Патти Смит. Среди моделей, помимо звезд музыки, мира моды и шоу-бизнеса, – художники-маргиналы, актеры порноиндустрии, представители садомазохистских клубов.

Фрагмент экспозиции выставки 'Implicit Tensions. Mapplethorpe Now' в  Музее Гуггенхайма. Фото: EVA KIS via metro.u
Фото: EVA KIS via metro.us

Фотопортрет отца поп-арта Энди Уорхола 1987 года был продан на аукционе Christie’s в 2006 году за рекордные 643 200 долларов, став одним из самых дорогих за всю историю фотографии.

За полтора десятка лет бурной творческой жизни Мэпплторп стал участником почти ста коллективных и более ста персональных выставок как в США, так и во многих других странах мира. После его смерти он мгновенно стал культовой фигурой. В 2016 году телеканал HBO показал документальный фильм «Мэпплторп: посмотрите на снимки», а в прошлом году демонстрировался игровой байопик режиссера Онди Тимонер «Мэпплторп», где заглавную роль сыграл британский актер Мэтт Смит.

Поверх барьеров

Как сказала  одна из кураторов выставки Лорен Хинксон, шестеро фотохудожников, представленных во второй части выставки, могут поспорить с Мэпплторпом в способности провоцировать общественное мнение.

«Если говорить об общем знаменателе, объединяющем эту шестерку, то, наверное, это поиск гендерной и расовой идентичности, – отметила Лорен Хинксон. – Не случайно все они, наряду с причастностью к ЛГБТ-сообществу, либо чернокожие, либо женщины, либо и те, и другие. Они, можно сказать, переболели эстетикой Мэпплторпа и, оставаясь в ойкумене его творческого наследия, шагнули вперед в трактовке самых острых проблем».

Фрагмент экспозиции выставки 'Implicit Tensions. Mapplethorpe Now' в  Музее Гуггенхайма. Фото: EVA KIS via metro.u
Фото: EVA KIS via metro.us

Уроженец Лагоса (Нигерия) Ротими Фани-Кайоде, как и Мэпплторп, умер от СПИДа в 1989 году. Он фотографировал геев-натурщиков, используя в качестве этнографического декора артефакты традиционной культуры народа йоруба, включая перья и головные уборы. Его портреты сочетают племенной символизм, гомоэротизм и наивно-экстатическую религиозность.

Южноафриканка Занеле Мухоли называет себя «визуальной активисткой». Она много времени посвятила созданию фотогалереи портретов геев и лесбиянок ее родной Южной Африки. А затем нацелила камеру на себя. Она воспевает разнообразие человеческой природы и, одновременно, сокрушается по поводу предубеждений, ненависти и насилия, которые по-прежнему характерны для восприятия ЛГБТ-сообщества как в Африке, так и на других континентах.

Фотографии, видео и инсталляции нью-йоркца Лайла Эштона Харриса представляют собой визуальные размышления на темы этнической и гендерной принадлежности и природы сексуальности. Его инсталляция «Без названия» («Отец») представляет собой многоуровневую рефлексию на смерть отца художника.

Еще один житель Нью-Йорка концептуалист Гленн Лайгон создал в 90-е годы внушительную панорамную инсталляцию «Заметки на полях Черной книги», которая воссоздана в одном из залов выставки. Лайгон соединил имиджи из собрания фотографий чернокожих натурщиков работы Мэпплторпа 1986 года с текстами философов, историков, церковников, их комментирующими и критикующими за фетишизацию и дегуманизацию.

Фрагмент экспозиции выставки 'Implicit Tensions. Mapplethorpe Now' в  Музее Гуггенхайма. Фото: EVA KIS via metro.u
Фото: EVA KIS via metro.us

Кэтрин Опи из Огайо представлена несколькими портретами, в том числе тремя выразительными автопортретами. Ей интересно изучать обыденность, мир простых вещей, неумолимость старения плоти.

Самым близким к поэтике Мэпплторпа из этой шестерки можно считать Пола Мпаги Сепуйа из Сан-Бернадино (Калифорния). Он увлечен фотографированием обнаженных мужчин, включая себя самого, нередко в провокативных позах.

«Да, их работы ни в коей степени не преуменьшают значения и влияния Мэпплторпа, – пишет об этих фотохудожниках Мисс Розен, обозреватель онлайнового журнала Another Man, – а скорее обнажают силу и слабость его визуальной аргументации, и, делая это, приглашают аудиторию поделиться собственными сокровенными и тайными предрассудками».

Впрочем, сегодня в связи с доступностью интернет-порнографии и ломкой этических барьеров эпатажный заряд самых откровенных фотопортретов Мэпплторпа и его последователей заметно ослабел.

Фрагмент экспозиции выставки 'Implicit Tensions. Mapplethorpe Now' в  Музее Гуггенхайма. Фото: EVA KIS via metro.u
Фото: EVA KIS via metro.us

Об этом пишет в своей рецензии на выставку в Музее Гуггенхайма арт-критик Артур Лубоу в газете «Нью-Йорк таймс». В качестве подтверждения этого тезиса он приводит реакцию публики на посвященную Мэпплторпу ораторию «Триптих» в Бруклинской академии музыки (BAM), где ранее табуированные образы сексуальной активности не вызвали ни малейшего замешательства в зале.

Характерно, что Лубоу без энтузиазма и пиетета пишет о творческом методе Мэпплторпа. «Говоря с изрядной долей снисхождения, – отмечает он, – признаем, что Мэпплторп обладал сметливостью и умом выставлять снимки, обрамлявшие его сексуальные фантазии с формальной элегантностью, которая дала ему беспрецедентный доступ в галереи и музеи. Он идеально воспользовался историческим моментом, но этот момент уже прошел».

Выставка завершит работу 5 января 2020 года.

Источник: Голос Америки

Просмотров: 5430

Вставить в блог

Оценить материал

Отправить другу



Добавить комментарий

Введите символы, изображенные на картинке в поле слева.
 

0 комментариев

И Н Т Е Р В Ь Ю

НАЙТИ ДОКТОРА

Новостная лента

Все новости