Оценить материал
Еще читать в этом разделе
- 03.12Вдова Стива Джобса купила Художественный институт Сан-Франциско с фреской Диего Риверы
- 03.05Джуди Чикаго: «Мое творчество нельзя понять, опираясь на прежние каноны»
- 02.24MoMA вернул картину Марка Шагала наследникам владельца
- 01.31Суд в Нью-Йорке отклонил иск миллиардера Дмитрия Рыболовлева к аукционному дому Sothebyʼs из-за продажи «Спасителя мира» да Винчи
- 01.22'Capturing Nature: 150 Years of Nature Printing'. Создано природой, увековечено наукой, сохранено собирателем
Концептуалистка Саня Ивекович в МоМА
19 Декабря, 2011, Автор: Майя Прицкер
Саня Ивекович. Личные надрезы (кадр из видео), 1982. Фото с сайта moma.org
В залах классического искусства проводишь много времени, потому что много чего надо рассмотреть. Залы искусства концептуального тоже требует долгого присутствия – в них много чего надо прочесть. Такое сравнение приходит в голову на ретроспективе концептуалистски Сани Ивекович, которая открылась в МоМА.
Ивекович родилась в 1949 г. в Загребе и две трети жизни провела в Югославии, которой правил Иосиф Броз Тито, а потом прошла через ужас распада страны, межнациональных конфликтов и войны. Она по сей день живет там, хотя хорошо известна в мире, особенно в Европе. В Америке ее знают хуже, нынешняя выставка – первая ее монография здесь. Выставка небольшая – несколько залов на третьем этаже, большая инсталляция – на втором.
Так получилось, что начала я с инсталляции. Это обелиск, который Ивекович поставила в 2001 году в Люксембурге, совсем недалеко от памятника павшим воинам. Они очень похожи. Только у Ивекович золотая женская фигура богини победы Ники с венком в руках заметно беременна и на постаменте, вместо традиционно-торжественной памятной надписи -- слова на разных языках: La Résistance, La Justice, La Liberte, L’Independence (Сопротивление, Справедливость, Свобода, Независимость), но рядом с ними – Kultur, Kitch, Kapital, Kutst (Культура, Кич, Капитал, Искусство) и дальше – Whore, Bitch, Madonna, Virgin (в переводе не нуждаются). Такое преображение национальной святыни, названное к тому же «Lady Rosa of Luxemburg» -- в память о революционерке, казненной за свои взгляды в 1919 году в Германии, разъярили многих, особенно в Люксембурге, хотя Ивекович просто хотела восстановить справедливость: официальный памятник даже не упоминает женщин, хотя они самым активным образом участвовали (и погибали) в сопротивлении нацистам и еще раньше – в Первой мировой войне. Оценить шум, поднявшийся в Европе вокруг «Розы», помогают сменяющиеся на двух телеэкранах интервью и выступления -- они были частью телехроники того времени. И десятки газетных статей, разложеных в витринах.
Саня Ивекович. Сладкое насилие. Фото с сайта moma.org
А начинала Ивекович весьма скромно по средствам (в соответствии с возможностями, какие были в коммунистической Югославии 70-х), но смело и независимо по мысли. Ее главный прием – сопоставление «глянца», искусственно создаваемой «мечты» -- и реальности, будящий мысль контраст – сформировался сразу, как и техника: фотография, видео, коллаж.
Саня Ивекович. Трагедия Венеры. Фото с сайта moma.org
Она вырезала фотографии из модных журналов и «сталкивала» их с собственными, как в серии «Трагедия Венеры», где сочетание фотопортретов Мэрилин Монро и скромной югославской девочки проливает новый свет на судьбы обеих. А вот серия “Бумажные женщины», где Ивекович просто берет фотографии моделей из журналов и... режет, разрывает, царапает их, создавая таким простым способом образ насилия над красотой. Ее первая видеоинсталляция, как и вся выставка, тоже о насилии – «Сладкое насилие» (Sweet Violence, 1974)? Насилие над человеческим сознанием, над самой жизнью, которым манипулируют, мягко, умело, тонко.
Саня Ивекович. Жемчужины революции. Фото с сайта moma.org
И опять простые средства: на экране нечто вроде «нарезки» программ югославского телевидения (еще черно-белого), но все это мы видим через... тюремную решетку (Ивекович попросту заклеила черной лентой телеэкран, и уже потом сняла своей камерой показываемую телевидением программу). Когда будете на выставке, не пропустите несколько других видеоинсталляций, спрятанных в темных отсеках. Одна снята в австрийском городке, где Ивекович попросила местных жителей собраться на площади в некоей живой копии старой фотографии: группа цыган перед отправкой в фашистский концлагерь.
Саня Ивекович. Леди Роза Люксембургская. Фото с сайта moma.org
Благополучные австрийские граждане стараются. Но им трудно удержать позы и уж совсем невозможно почувствовать себя на месте тех самых цыган... Другая видеоинсталляция идет на большом экране в темной комнате, заставленной кадками с деревьями. На экране бегущий за окном пустыннй пейзаж сменяется отдельными словами. Не торопитесь, вчитайтесь, вы найдете в них смысл. Она называется «Резник» и сделана в 1994 году, в разгар войны. Выставка открыта по 26 марта.
© RUNYweb.com
Добавить комментарий
0 комментариев