Оценить материал
Еще читать в этом разделе
- 12.11Фонд Тейгера пожертвовал 1 миллион долларов MoMA PS1
- 11.27Гастон и Хэнкок в Еврейском музее: диалог художников в формате троллинга Ку-клукс-клана
- 11.23Шедевр Магритта продан за $121,2 миллиона на аукционе Christie's в Нью-Йорке
- 11.21Банан, приклеенный скотчем к стене продали на аукционе за $6.2 млн
- 11.20Картина робота Ай-Да продана на аукционе Sotheby's за более чем 1,3 миллиона долларов
Материалы по теме
Стелла Шалумова: «Считаю себя очень успешной ученицей ярчайшего из искусств - жить счастливо.»
16 Октября, 2013, Беседовал Геннадий Кацов
Художник Стелла Шалумова. Фото: Серж Головач
23 октября в московской арт-галерее «Эритаж» открывается персональная выставка нью-йоркской художницы Стеллы Шалумовой «Дай себе шанс на счастье». Накануне выставки она ответила на вопросы о жизни и творчестве.
Стелла, в ближайшие дни открывается в Москве ваша персональная выставка «Дай себе шанс на счастье». К выходу в свет готовится ваша книга-блокнот «Радость». В своих интервью вы постоянно говорите о счастье, радости, любви, освобождающем свете... Не слишком ли много экзальтации? Как вы с этим живете в мире реальном и рациональном?
На мой взгляд, миров бесконечное множество. Здесь главный вопрос: определение термина «мир». В одном из них – реальном и рациональном, я и живу благодаря внутреннему ощущению радости, чувству благодарности, благодаря любви и свету.
В буклете «Эритажа» сказано о вашей авторской, особой технике письма. Вы сами даете ключи к объяснению своей техники: «объемный мазок». То есть, вашу картину хочется не только рассматривать, но и трогать. Однако, и картины, если не далеко ходить, Винсента ван Гога выполнены «объемным мазком». Или у вас это иной «объем»? В чем, ответьте без ложной скромности, ваша «самость», уникальность?
Ложной скромности у меня нет, скорее всего по причине отсутствия комплексов. Поэтому с удовольствием отвечу на этот вопрос. Каждое действие человека – это передача энергии, будь то выпечка хлеба (согласитесь, пользуясь одинаковым рецептом, у разных пекарей вкус получается разный), или сочинение музыки, или строительство домов. На некоторые вещи смотришь и просто не можешь не ощутить, что сделано это с душой, от души. Здесь и есть ответ: ты можешь поделиться только тем, что у тебя есть. Я не могу поделиться, к примеру, знаниями по квантовой физике или органической химии - у меня их нет. Любовь, свет, тепло, радость – это то, что у меня (во мне) есть, и эта энергия через цвет, фактуру и содержание переходит на полотно и остаётся на вибрационном и энергетическом уровнях в картинах и, соответственно, читается зрителем. Это и есть тот кислород для ощущения счастья, к чему каждый стремится. Это то, что ищут всю жизнь, поэтому – востребованность. Мои работы дают ощущение работы жизни и счастья. Я это не делаю специально, это органично, это часть моей энергии. Я просто делюсь тем, что у меня есть.
Есть ли у вас учителя? И насколько вы одиноки в своем творчестве? Нет ли желания слиться с некоей художественной группой, войти в существующее арт-течение, или же его создать?
Учителя… Это тема для отдельного интервью. Да. Есть. Очень много учителей.
Приведу имена с цитатами.
Александр Давид (художник): «Я столько лет учился и оттачивал детали, чтобы потом прийти, а может вернуться, к полному от них, деталей , отказу. Удивительно...» ( из беседы)
Эдуард Дробицкий (академик Академии Художеств России). Смотрит на мои новые работы. Указывает на некоторые из них. Молчит. Нетерпеливо: «Эдуард Николаевич. Какие ваши ощущения? Что скажете? (думаю о предстоящем разборе полёта)» Смотрит на меня, и так спокойно: «Главное, Стелла, НЕ БОИСЬ.» И показывает на насколько работ. Понимаю СРАЗУ и вспоминаю всегда. Недели работы, и казалось бы надо бы кобальта добавить и рукой провести – справа-налево-чуть верх… И знаешь наверняка, что получится хорошая картина, но рука тянется к оливковому и направление, и угол, и глубина мазка иная совсем, и НЕ знаешь, что получится. И боишься, что НЕ. А потом страх пропадает и исполняешь, как в джазе – импровизация. И с этим «не боись» - лучшее твоё исполнение.
Мой Папа. Биньямин Зовалунович Шалумов. Профессор, академик, был главным химиком Министерства химической промышлености СССР по вопросам волоконной оптики. В 62 года начинает писать картины. Сегодня – академик Академии Художеств России, более 25 персональных выставок в разных странах мира. Три года назад начал писать книги. Никогда ничего не поздно.
Моя Мама Серафима Соломоновна Шалумова. И мои восхитительные три сына, которые своими поступками и отношением в жизни учат меня очень многому.
Мои друзья, которые порой критикуют меня (за что безмерно всем благодарна, ведь это почти невозможно – увидеть себя со стороны) и я стараюсь корректировать себя? если я с критикой согласна.
Вы проживаете в трех странах – США, Россия, Израиль. Видимо, и картины пишите в разных географических точках. Отражается ли ландшафт, характер места проживания на ваших работах? Допустим, специфический свет Леванта, особая отстраненность северной части штата Нью-Йорк, хрестоматийные родовые черты Средне-Русской возвышенности? И насколько меняют просодию вашего стиха географические широты?
В жизни все и вся на всё влияет. Но творчество – это самовыражение, а для меня в последнее время не очень важно, где географически я нахожусь – в Тарусе ли, в Монрё, в Иерусалиме или в Москве. Главное – с кем и какое у тебя внутреннее состояние. Там хорошо не там, где нас нет, а вовсе наоборот – там хорошо, где мы есть. Я картины не пишу (конструирую), я их записываю – как стихи и тексты. Разные у меня формы изложения и техники тоже разные.
Кто из поэтов вам особенно дорог?
Мне важно, когда эмоционально резонирую. Задумываюсь над прочитанным. Меня может поразить-вдохновить строчка, слово, смысл, форма изложения… Недавно оформляла поэтическую пластинку и книгу поэта и переводчика Ирины Гинзбург-Журбиной – получала огромное удовольствие. Ира очень жизнелюбива и жизнь поющая. Это мне очень близко. «…ты подстели соломку, чтоб больно не упасть». Очень просто. И ирАнично (от имени Ира). И очень философски. Мы все друг для друга соломки. И это прекрасно. Здесь тоже ответ на вопрос о влиянии. Во время этой работы пришло желание исполнить целую серию картин. «Соломинка». Две из них уже будут представлены на выставке в галерее «Эритаж» в Москве.
Кстати, и у вас, Геннадий, есть стихотворение, которое меня поразило. Повторяю строчки через годы:
Напою коня, посажу бамбук,
сына выращу и дочь.
И пойду к Нему, и промолвлю:”Бог,
чем еще тебе я могу помочь?”
Умерщвлю врага, помяну друзей,
раза два женюсь или пять.
И пойду к Нему, и промолвлю:”Эй,
что еще тебе я могу сказать?”
Раскурю кальян, перестрою плот,
часть земли с собой унесу в горсти.
И пойду к Нему, и промолвлю:”Вот,
как еще к тебе я могу прийти.”
И услышав плач, и услышав смех,
и в глазах Его распознав печаль,
подойду тогда и промолвлю:”Эх,
что же ты молчал? Что же ты молчал!”
И меня до сих пор (!) оно драйвит, и мне хочется плакать от досады. Финальный вопрос-обращение-сожаление-досада-грусть-выхлест-выкрик, но светло все-равно в этом стихотворении: «Что же ты молчал? Что же ты молчал!»
Имеет ли смысл в современном изобразительном искусстве вопрос «о чем это?», или же содержательная часть холста, акварельной бумаги, ткани после орфизма Сони Делоне, кубизма Пикассо, абстракционизма Кандинского, американских экспрессионистов уже не имеет значения?
У каждого свой путь, своё видение, своё понимание процесса жизни и самовыражения. Никто никому не конкурент и я никого никогда не сравниваю. Все априори разные. Даже последователи любых течений не лучше и не хуже тех, кто их на движение именно в этом направлении побудил. Этот вопрос, скорее всего, зрителей и критиков.
Отвечу цитатой:
«…Вы полагаете, все это будет носиться?
- Я полагаю, что все это следует шить…»
Судя по вашим картинам, в мире нет ни политики, ни терроризма, ни катастроф, ни экономических кризисов. Вы это все действительно не замечаете? Или девиз «life is beautiful!» превыше всего?
На мой взгляд, превыше всего жизнь, а она прекрасна. У меня нет девизов и лозунгов. Да всё, что это существует. Очень замечаю. Но если я выйду или с лозунгом, или с оружием в поисках следов террористов, или пойду во время наводнения как волонтёр спасать утопающих, не умея при этом плавать. – это ничего не изменит. Я не политик, не работник МЧС и не медсестра. Мне посчастливилось (не есть моя личная заслуга) получить Дар художника и поэта. И если воплощение этого дара (трансформация энергий в различные формы – картины, стихи) сделает хоть одного человека счастливее, добрее, даст недостающее, может быть, тепло, повлияет опосредованно на то, чтобы человек стал терпимее, щедрее – это уже прекрасно. Потому что у этого человека появится больший потенциал любви и тепла, которым он дальше будет делиться с другими.
Только неудовлетворённость, ощущение недолюбленности, внутренняя неуверенность в себе рождает зло, зависть, скуку, скупость, желание унизить или оскорбить, желание борьбы за власть и деньги, желание утвердиться любыми путями в глазах других. Это нищие люди, вне зависимости от их материального достатка. Несчастливые люди. У-Богие. Счастливые люди С-Богом! – щедрые, великодушные, живут вне обид, им интересно жить, они готовы прийти на помощь, свободны от предрассудков и общественного мнения. Да. Счастливые люди тоже порой грустят, и плачут порой (спасибо возможности выразить широчайший спектр чувств), не боятся выражать свои эмоции. От счастливых исходит внутренний свет, как от женихов и невест в день свадьбы. Счастливые люди всегда востребованы, вне зависимости от рода деятельности. Вовсе не наоборот, и каждому хочется находиться рядом с таким человеком.
Что вы хотите сказать своими работами современникам и потомкам? Вообще, кто они – ваш зритель и читатель?
Картина - это цветовой звукоряд моих эмоций. Она «читается» подобно партитуре музыльного произведения, в котором звуки, их ритм, гармония будто говорят напрямую с душой зрителя, минуя слова и буквальные образы. Все к чему стремится человек – это быть счастливым. Так случилось, что мне открылся этот путь. Счастье достижимо только в состоянии Любви, и бесконечно важно не перепутать важное с незначимым. Картины освобождают зрителя от предметности, позволяют иначе взглянуть на повседневность. Картины как бы обнимают зрителя, погружают в свободное состояние светлого внутреннего созерцания. Именно в такие моменты человек освобождает свои эмоции и позволяет себе жить и быть счастливым.
После неизменно излагаемых вами манифестов о радости и счастье, сами собой напрашиваются два вопроса: вы счастливы? Вам радостно? Ответьте, пожалуйста, откровенно.
Считаю себя очень успешной ученицей ярчайшего из искусств - жить счастливо. Благодарна за все, что происходит в моей не очень простой жизни.
© RUNYweb.com
Добавить комментарий
0 комментариев