Оценить материал
Еще читать в этом разделе
- 12.11Фонд Тейгера пожертвовал 1 миллион долларов MoMA PS1
- 11.27Гастон и Хэнкок в Еврейском музее: диалог художников в формате троллинга Ку-клукс-клана
- 11.23Шедевр Магритта продан за $121,2 миллиона на аукционе Christie's в Нью-Йорке
- 11.21Банан, приклеенный скотчем к стене продали на аукционе за $6.2 млн
- 11.20Картина робота Ай-Да продана на аукционе Sotheby's за более чем 1,3 миллиона долларов
Музей Метрополитен наращивает темпы модернизации
8 Декабря, 2023, Олег Сулькин
У главного входа в музей Метрополитен. Фото: Oleg Sulkin
Триумфальное возвращение Европы и тонкости восточной каллиграфии
Проект, о котором несколько последних лет с придыханием говорили кураторы Музея Метрополитен, завершен. Крупнейшее собрание изобразительного искусства в США открыло для обозрения 45 обновленных галерей, где выставлены 700 картин, созданных в странах Европе за пять столетий – от Джотто и Брейгеля до Пуссена и Гойи. Об этом сообщил на пресс-брифинге директор музея Макс Холляйн.
Динамика обновления
Как отмечают эксперты, реализация этого грандиозного проекта вновь подтвердила лидирующий статус Мет в музейном сообществе мира.
Так, по мнению «Файненшл таймс», об этом говорит сама динамика модернизации важнейших разделов музея. В 2007 году открылись обновленные галереи искусства Древней Греции и Древнего Рима. Два года спустя в новом виде предстало Американское крыло, а в 2011 году – Исламское крыло.
И это далеко не все новации. На будущий год запланировано завершение реновации Рокфеллерского крыла с его коллекцией искусства и ремесел Африки, коренных народов Америки и Океании. Мексиканская архитектор Фрида Эскобедо приглашена руководить реконструкцией Современного и Модернистского крыла, включающего недавно подаренную музею коллекцию кубистской живописи.
«То, что Мет воспринимает как проблемы, – замечает «Файненшл таймс», – для других музеев является предметом зависти».
Директор музея Метрополитен Макс Холляйн. Фото: Oleg Sulkin
Не удивительно, что, обращаясь к журналистам на традиционной полугодовой встрече, Макс Холляйн начал обзор новых проектов и выставок с констатации большого успеха обновленного раздела европейской живописи.
Реконструкция этого раздела началась в 2018 году. Центром внимания музейщиков стали устаревшие, загрязненные и вдобавок время от времени протекающие скайлайты общей площадью 30 тыс. кв. футов. Полная замена системы освещения и вентиляции, а также новая покраска стен были оценены примерно в 150 млн долларов. В бюджет также включили новую развеску картин, которую обозреватели оценили как продуманную и отвечающую современным критериям.
Что за комиссия?
Неизменный интерес публики вызывают имена художников, ежегодно получающих комиссию (заказ) музея. Престиж заказа настолько высок, что этот выбор воспринимается экспертами и публикой как подтверждение незаурядного таланта этих мастеров, имена которых далеко не всегда на слуху у мирового культурного сообщества.
В числе трех получателей заказов на 2024 год – косовский художник-концептуалист Петрит Халилай. Ему предстоит к 29 апреля воплотить инсталляцию в саду на крыше музея. Он родился в Косово, а художественное образование получил в Академии Брера в Милане. В Европе регулярно проходят его выставки, но в США его имя пока не столь известно. Вместе со своим мужем Альваро Урбано Халилай является преподавателем в Школе изящных искусств де Пари в Париже. Он исследует тему беженцев, перемещенных лиц и послевоенной травмы, основываясь во многом на личном опыте. Ведь ребенком в 90-е годы он прошел через тяжкие испытания войнами в бывшей Югославии.
«Петрит – истинный сценограф коллективной памяти его родины, – сказала куратор Айрия Кандела в интервью «Нью-Йорк таймс». – Он мастер наводить мосты, жонглировать хрупкими фрагментами воспоминаний и фантазий».
С большим интересом ожидается творческое решение второго заказа – заполнения ниш на музейном фасаде. Эта непростая задача доверена южнокорейской художнице и скульптору Ли Буль. С конца 80-х годов она работает в разнообразных форматах и техниках, включая перформанс и инсталляции, в которых полемизирует с патриархальными догмами. Она получила известность благодаря инсталляциям с использованием тканей и блесток. Ее знаменитая серия киборгов впечатляет причудливыми антропоморфными формами, соединенными технотронными деталями. Не исключено, что мы вскоре увидим на фасаде Мет вариации Ли Буль на темы киборгов. Окончательный срок проекта 12 сентября.
В главном вестибюле музея. Фото: AP
Как Ли Буль и Петрит Халилай, тайваньская художница и график Дун Ян-цзы фокусируется в своем творчестве на сложных концептуальных решениях. Но исходным пунктом для нее является древнее китайское искусство каллиграфии. Написание иероглифов требует опыта и виртуозности, и 81-летняя уроженка Шанхая добилась в этом ремесле высот мастерства. Показательно, что на официальной печати в тайваньском паспорте использована каллиграфическая надпись Дун. Ей предстоит к 21 ноября будущего года украсить главный вестибюль Мет двумя громадными каллиграфическими картинами-надписями.
«Мы обычно воспринимаем каллиграфию как что-то сугубо академическое, то, чем развлекаются просвещенные люди в свободное время, – отметила куратор Лесли Ма в интервью «Нью-Йорк таймс». – Однако художнице удается увеличить иероглифы в таком масштабе и с такими композиционными новациями, что ее произведения становятся похожи на абстрактную живопись».
Заказ музея для Ли – первый для нее в США за последние 20 лет. Для Халилая и Дун это первые крупные проекты в Америке.
Африканский акцент
«Предстоящий сезон будет богат впечатляющими презентациями искусства с древних времен до нынешнего дня, – сказал на пресс-брифинге Макс Холляйн. – Они отразят захватывающий масштаб творческого духа человечества благодаря новаторским выставкам, стипендиям и комиссиям. Мы приглашаем публику посетить музей и вместе с нами открыть новые главы наших программ».
Холляйн и музейные кураторы представили прессе выставки, запланированные на будущий год.
7 декабря открылась выставка «Женщины одевают женщин». Она познакомит с наследием женщин, ведущих мировых дизайнеров одежды. Открывающаяся 18 декабря выставка «Не забудь позвонить своей матери» это своего рода исследовательский проект, в рамках которого художники изучают чувства ностальгии с помощью семейных фотографий и домашних архивов.
25 января откроется прибывшая из Греции коллекция кикладских скульптур Леонарда Стерна, датируемых III-II тыс. лет до н.э. Это небольшие антропоморфные мраморные фигурки упрощенных геометрических форм.
3 февраля стартует выставка «Видение и стихи. Поэзия китайской живописи», исследующая взаимовлияние живописи и поэзии в истории китайской культуры. Недавние приобретения музеем образцов индийской живописи 16-19 веков украсят экспозицию 6 февраля. 25 февраля откроется выставка «Гарлемский ренессанс и трансатлантический модернизм», которая познакомит с творчеством цветных художников, запечатлевавших современную жизнь Америки 20-40-х годов.
Институт костюма готовится к весенней выставке «Спящие красавицы». Фото: AP
Пожалуй, самым необычным и многовекторным проектом будущего года станет серия выставок и программ, посвященная искусству Африки. На весну 2025 года планируется открытие галерей африканского искусства в реконструированном Рокфеллерском крыле.
«Уже долгое время нашим приоритетом является представление в наиболее убедительном и полном виде искусства Африки, – сказал Макс Холляйн, – причем мы эту работу осуществляем совместно с культурными институтами континента и американскими общинами выходцев из африканских стран. Проект «Африка в фокусе» позволит нам обогатить коллекцию Мет и расширить наше знание истории искусства».
Уже работает выставка «Африканские корни цивилизации», которая впервые демонстрирует шедевры из музейной коллекции, относящиеся к регионам Западной и Центральной Африки, а также к культуре Древнего Египта.
Инсталляция под интригующим названием «Позавчера мы могли летать» иллюстрирует многовековую веру многих африканских народов во взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего. Гордость музея – древнеегипетская коллекция, состоящая из 26 тысяч предметов художественной, исторической и культурной значимости. Значительная часть ее разворачивается в 38 галереях, выстроенных в хронологическом порядке – от додинастического периода до периода римского завоевания Египта.
Особый интерес вызывает выставка, прослеживающая связи культур Африки и Византии. Прежде историки искусства фиксировали почти одностороннее влияние Византии (330–1453 гг.) на культуры Северной Африки, Египта, Нубии и Эфиопии. В этой экспозиции можно проследить следы культурных контактов, которые оказали долговременное влияние на мир народов Средиземноморья. Об этом красноречиво свидетельствуют выставленные в Мет мозаики, скульптуры, керамика, металлические, ювелирные изделия, картины, религиозные тексты и предметы роскоши. Выставка открыта до 3 марта.
Не ослабевает интерес к выставке Мане/Дега, которая рассматривает творческое наследие двух великих французских живописцев 19-го века через призму их дружбы и соперничества. Она открыта до 7 января.
Что касается самого гламурного ежегодного события в музее Met Gala, проходящего в начале мая, то недавно объявлена тема предстоящей выставки моды. Она носит название «Спящие красавицы: пробуждение моды» и будет включать 250 предметов одежды из постоянной коллекции Института костюма, являющегося составной частью музея. Темой гала-выставки уходящего года было наследие знаменитого модельера Карла Лагерфельда, умершего в 2019 году.
Источник: Голос Америки
Добавить комментарий
0 комментариев