Оценить материал
Еще читать в этом разделе
- 11.27Гастон и Хэнкок в Еврейском музее: диалог художников в формате троллинга Ку-клукс-клана
- 11.23Шедевр Магритта продан за $121,2 миллиона на аукционе Christie's в Нью-Йорке
- 11.21Банан, приклеенный скотчем к стене продали на аукционе за $6.2 млн
- 11.20Картина робота Ай-Да продана на аукционе Sotheby's за более чем 1,3 миллиона долларов
- 11.18Кортеж Орфея совершил путешествие из Парижа 1910-1930 годов в музей Гуггенхайма
Дитя любви в Библиотеке Моргана
26 Октября, 2011, Майя Прицкер
Экспонат выставки «Живописные сокровища исламских манускриптов» в Библиотеке Моргана. Фото с сайта themorgan.org
Все знают, что Библиотека и музей Моргана – сокровищница европейских и американских рукописей, а также произведений на бумаге. Поэтому новая выставка, «Живописные сокровища исламских манускриптов» (Treasures of Islamic Manuscript Painting from the Morgan), представляющая работы из постоянного собрания Библиотеки, станет для многих сюрпризом.
Не менее неожиданна история самого собрания. В 1905 году Пирпонт Морган пригласил стать хранителем своей библиотеки молодую исследовательницу-библиотекаря из Принстонского университета по имени Белл да Коста Грин. Смуглая красавица якобы португальского происхождения (на самом деле и отец, и мать были чернокожими), умевшая со вкусом одеваться и непринужденно вписаться в любое общество, была великолепно образованным специалистом по старинным рукописям, обладала острым умом и дипломатическими талантами. Все это вскоре сделало ее незаменимой помощницей Пирпонта Моргана в собирании и сохранении его коллекции, а позже и первым директором Библиотеки. Она скончалась в 1950-м году. Замужем она никогда не была, предпочитая богемную свободу и не нуждаясь в финансовой поддержке. Но в ее жизни был большой и серьезный роман – с прославленным историком искусств Бернардом Беренсоном. Беренсон, сын литовских евреев и выпускник Гарварда, был к тому времени женат, что не помешало роману, который продолжался много лет. Впрочем, брак не распался. Жена Мэри (тоже историк искусства) вынуждена была смириться с создавшимся треугольником. А начался роман в Мюнхене, в 1910 году, на гигантской выставке исламского искусства, которая потрясла и Беренсона, и Белл. Вернувшись из Мюнхена, Белл уговорила Моргана, что Библиотеке нужен отдел исламских рукописей, и активно начала его «строительство». К счастью, Морган ей доверял и в средствах не ограничивал. Но длилось это недолго, всего два года. В 1913 году он скончался. После этого исламская часть собрания почти перестала расти, но сама Белл была по-настоящему увлечена этим искусством и продолжала собирать его, уже для себя, завещав свою коллекцию Библиотеке. Все это никогда раньше не выставлялось, да и каталог бы опубликован только в 1997 году.
Сравнительно небольшая выставка включает рукописи и отдельные страницы как светского, так и религиозного содержания. Самая древняя -- одна из величайших персидских рукописей «Использование животных» (ок. 13 века, когда Персия была под властью монголов), которая была переводом китайского труда, посвященного природе, методам лечения и снадобьям, и даже в живописных иллюстрациях напоминала элементы китайской живописи.
У входа, в отдельной витрине внимание привлекают два огромных, роскошно украшенных корана. А рядом с ними – две маленькие шкатулочки, покрытые орнаментальной резьбой. Это тоже коран, только миниатюрный. Как в исламе, так и на выставке Коран занимает центральное место (в другой витрине вы найдете более ранние образцы). А вокруг -- четыре других составляющих выставки. Это миниатюры из книги о персидском поэте и мистике Руни (книга – перевод персидского текста -- была заказана турецким султаном Мурадом III в 16-м веке), это восхитительно иллюстрированные страницы пяти знаменитых поэм Низами (среди них -- «Семь красавиц» и «Лейла и Меджнун»). Две стены заняты страницами из альбомов, которые некогда принадлежали сэру Чарльзу Геркулесу Риду, коллекционеру, хранителю Британского музея. «Персидский альбом» и «Могольский альбом» были среди первых покупок Белл да Косты Грин для коллекции. Увидав их на той самой судьбоносной выставке в Мюнхене и еще не зная, что Рид будет их продавать, она написала ему письмо, в котором восхищалась альбомами и просила ей первой сообщить, если они когда бы то ни было будут выставлены на продажу. Тот так и сделал.
© RUNYweb.com
Добавить комментарий
0 комментариев