Суббота, 19 Октября 2019

Оценить материал


Вставить в блог

Bookmark and Share

Елена Лежен. Монолог художника

9 Июня, 2015, Беседовала Татьяна Бородина

Художник Елена Лежен на открытии выставки «The Memory of Time and Space: Russian-American-Women Artists in Dialogue» в The National Arts Club

Художник Елена Лежен на открытии выставки «The Memory of Time and Space: Russian-American-Women Artists in Dialogue» в The National Arts Club. Фото: Ross Den Photography

Я познакомилась с художником Еленой Лежен во время подготовки нашего совместного проекта Stand with Ukraine в апреле этого года. Ее трогательные, нежные и вместе с тем пронзительные картины остались в мой памяти и душе. Я возвращалась к ним вновь и вновь, пытаясь разгадать их язык, пленительную образность и необычность, и какую-то, удивительную для меня, притягательность. Интервью хороший предлог чтобы разобраться, и я подготовила вопросы собираясь созвониться с Еленой и встретится. И тут, получила приглашение на ее выставку в The National Arts Club в манхэттенском районе Грамерси-парка, которая открылась 2 июня. Не часто так бывает, но ответы Елены Лежен на вопросы сложились в поэтическое эссе, которое невозможно прерывать или разбивать на вопросы-ответы. Поэтому получился, скорее, монолог художника нежели интервью.

С чего все началось?  
Началось все с детства, с моей семьи, с моего отца, который будучи известным в Киеве преподавателем физики, всю жизнь мечтал о карьере искусствоведа и погрузил меня самого раннего детства в мир музеев, концертов, поэзии и книг. Книги заполняли в нашей маленькой киевской квартирке все свободное пространство.

Особенно я любила альбомы по искусству, которые мы с папой покупали в “Иностранной литературе” на Крещатике, а потом, сидя на скамеечке под каштанами и перелистывая страницы, наслаждались картинами Врубеля, Ренуара, Эль Греко…. Возможно это и были мои первые учителя, но только я об этом еще не знала.

Работы художника Елена Лежен на выставке «The Memory of Time and Space: Russian-American-Women Artists in Dialogue» в The National Arts Club. Фото: Ross Den Photography
Фото: Ross Den Photography

Потом была художественная школа, Арт и дизайн колледж, работа, дети и все меньше времени для живописи.

Эмиграция, Америка, новые впечатления, новые друзья, поездки, подъемы и падения, отчаяние.

И настало время, когда я поняла, что мое творчество — это мое спасение. Я помню первую мою живопись в Америке – Андреевский спуск. Дальше пошли портреты. В основном мне нравилось рисовать детей. Были заказы. За этим последовали и другие темы.

Я всегда больше любила те свои работы в которых проявлялось что -то подсознательное, которые приходили ко мне внезапно и вызывали чувство, что кто-то водит моей рукой пока я рисую. Это бывало не часто, и я очень ценила такие моменты. Но по-настоящему я узнала поняла, что значит энергия “выплескивания” только четыре года назад, после сильного стресса, предшествовавшего этому.

Работы художника Елена Лежен на выставке «The Memory of Time and Space: Russian-American-Women Artists in Dialogue» в The National Arts Club. Фото: Ross Den Photography
Фото: Ross Den Photography

Да, это было в 2011г., когда гуляя у океана, я по добрала “свой” первый камень. Я вдруг увидела на нем изображение очень похожее на рисунки Пикассо, которыми я всегда восхищалась. Решив, что это случайность я подняла еще один камень и увидала на нем совсем другой рисунок. Это было как волшебство, я почувствовала, как кто-то, через камни пытается мне что-то сказать. Я насобирала камней и вернувшись домой взяла маркер и начала рисовать то что я на них видела. Так продолжалось три года.

Камни из разных мест рассказывали мне разные истории. Я дарила эти камни, привозила их домой, оставляла на пляжах… Я рисовала в самолетах, в машине, путешествуя и дома, а темы становились все более сложными и неоднозначными и в какой-то момент я почувствовала, что пространство, ограниченное размером камня для меня становится маленьким.

Представить, что я буду так же свободно разговаривать с листом бумаги или с холстом я не могла.

И опять вмешалась какая то сила: зайдя в Арт магазин я наткнулась на папку с черной бумагой, открыв ее и проведя по бумаге рукой, я почувствовала примерно то же, что я чувствовала проводя рукой по камню, и я увидела рисунок.  С этого и начался новый этап в моей жизни и в моем творчестве. Бумага заговорила, но теперь разговор был не на абстрактные темы, разговор велся на темы, которые меня волновали каждый день. Это были события на Украине и в России, книги и стихи, которые я читала и которые всплывали в моей голове, прочитанные давно, мысли о друзьях, о детях, о любви. К линиям присоединился цвет, а потом цвет стал вызывать линии. Я стала наносить цветовые пятна на бумагу и уже после этого появлялся рисунок, который объединял эти пятна (совсем недавно я наткнулась на термин – blot drawing и прочла, что этим способом при рисовании пользовался великий Леонардо).

Может быть именно потому, вы почувствовали и охарактеризовали мои работы так точно, как не смогла бы сделать это я сама: “В них есть особая пластичность, текучесть, постоянная трансформация форм, мыслей, эмоций…

Мне кажется или это так и есть, что ваши работы обладают определенным своеволием, своим характером и внутренней жизнью, лишь отчасти зависящей от вас?
Может быть они от меня и не зависят, но я очень завишу от них…

Художник Елена Лежен на открытии выставки «The Memory of Time and Space: Russian-American-Women Artists in Dialogue» в The National Arts Club. Фото: Ross Den Photography
Фото: Ross Den Photography

И еще несколько ответов на Ваши вопросы – я думаю, что и мои работы 20 лет тому назад и сейчас это во многом мое отражение, отражение моего характера, темперамента, настроения, и вдохновляет меня все, что происходит вокруг и плохое, и хорошее.

Я не хочу никому навязывать свои мысли и мое понимание мира и событий, которые в нем происходят, но я не могу молчать, когда я вижу и слышу ложь, ненависть, неприятие чужих взглядов, зависть. Мой рассказ для собеседника, а не для противника. Я хочу, чтобы те, кто хотят видеть, слышать, думать, увидели в моих рисунках и живописи мое отношение к этому миру.

Выставка "The Memory of Time and Space: Russian-American-Women Artists in Dialogue" проходит в рамках нью-йоркского фестиваля Russian Heritage Month, который 13-й год подряд проводит Russian-American Foundation.

The National Arts Club, Gregg Gallery
15 Gramercy Park South, New York, NY
June 1 – June 11
Mon – Sat: 10 am – 5 pm. Sat – Sun 11am – 5 pm
Free Admission

Источник: Elegant New York

Просмотров: 3884

Вставить в блог

Оценить материал

Отправить другу



Добавить комментарий

Введите символы, изображенные на картинке в поле слева.
 

0 комментариев

И Н Т Е Р В Ь Ю

НАЙТИ ДОКТОРА

Новостная лента

Все новости