-->
Пятница, 13 Декабря 2024

Оценить материал


Вставить в блог

Bookmark and Share

'A Quiet Place: Day One' — приквел фильмов о зубастых чудовищах с тонким слухом

2 Июля, 2024, Антон Долин

Кадр из фильма \'A Quiet Place: Day One\'

Кадр из фильма 'A Quiet Place: Day One'

Хоррор ‘A Quiet Place: Day One’ — приквел франшизы Джона Красински. Пока третья часть самого ‘A Quiet Place’ находится в производстве, картину о начале нашествия зубастых чудищ на Землю доверили другому режиссеру — Майклу Сарноски. У него получился добротный жанровый фильм о катастрофе в Нью-Йорке — и трех героях, пытающихся в ней выжить. Их сыграли обладательница «Оскара» Лупита Нионго, Джозеф Куинн, известный по роли Эдди Мансона в ‘Stranger Things’, а также кот Шницель, исполнивший роль кота Фродо. Далее о том, чем ‘A Quiet Place: Day One’ отличается от оригинальной франшизы Красински

«Средний уровень шума в Нью-Йорке — 90 децибел. Это как если бы кто-нибудь постоянно громко кричал», — сообщает нам первый же титр фильма. Те, кто бывал там, оценят и согласятся. Но героям удастся вволю покричать, дав выход эмоциям, лишь ближе к середине картины, когда разразится сильная гроза и на фоне раскатов грома их вопли не будут слышны.

Напомним правила игры. Франшиза ‘A Quiet Place’ — об оригинальном изводе апокалипсиса. Нашу планету захватили твари из иных миров, обладающие очень острыми зубами и сверхчутким слухом. Зато других чувств они, по сути, лишены, и если сидеть тихо, то можно остаться в живых. В первом и втором ‘A Quiet Place’ Джона Красински эту модель поведения осваивала семья Эббот, в свежем приквеле — население целого города, разрушение которого входит в обязательный канон фильмов-катастроф. 

Это отдельная картина-предыстория, а не продолжение предыдущих (работа над третьим ‘A Quiet Place’ идет параллельно, из него мы узнаем о дальнейших злоключениях Эбботов). Именно поэтому постановку поручили другому режиссеру. Немного жаль, что проект первоначально приглашенного Джеффа Николса не осуществился — хотя благодаря этому срыву мы получили его замечательный фильм ‘The Bikeriders’. Тем не менее Майкл Сарноски в качестве режиссера отнюдь не худший кандидат. Показав свои таланты в дебютной ленте ‘Pig’ — неординарной драме, где Николас Кейдж сражался с похитителями любимой свиньи, — в ‘A Quiet Place: Day One’ Сарноски получил больший бюджет и явно без особых сожалений смирился с ограничениями творческой свободы. 

Кадр из фильма 'A Quiet Place: Day One'
Кадр из фильма ‘A Quiet Place: Day One’ 

Перед нами очень качественный жанровый фильм, в котором выдержан баланс между разнородными элементами. Почти без диалогов (всем приходится помалкивать, чтоб не сожрали) раскрываются непростые характеры, но есть и впечатляющие массовые сцены, в которых монстры в свое удовольствие расправляются с населением Нью-Йорка. Моменты мастерски созданного саспенса и испуганного молчания сменяются грохотом и напряженными погонями.

Ненавязчивые метафоры доходчивы и скорее традиционны, чем банальны. Например, несколько центральных персонажей собираются вместе перед нашествием чудищ в манхэттенском театре и смотрят спектакль с хрупкими старыми марионетками, а управляет ими такой же ветхий трогательный кукловод. Выйдя из зала и увидев в небе метеоритный дождь, они осознают, что каждый из них — такая же кукла в руках судьбы, чьи ниточки могут быть обрезаны в одну секунду. Представление становится пугающе иммерсивным. 

Выбор актеров — удача фильма, хотя в кастинге есть и некоторая предсказуемость. Лауреатка «Оскара» Лупита Нионго (‘12 Years a Slave’, ‘Black Panther’) уже демонстрировала в ‘Us’ Джордана Пила способность пугаться и пугать. В ‘A Quiet Place’ у ее одинокой героини Сэм терминальная стадия рака. Сама необходимость любой ценой выживать ее раздражает, ведь она-то давно приготовилась к смерти. В партнеры ей дан перепуганный студент по имени Эрик, выныривающий ко второй трети фильма из затопленного метро. На роль пригласили британца Джозефа Куинна, который прославился ролью гитариста Эдди в «Очень странных делах»; выходит, и ему не привыкать к условиям хоррора. Преемственность с предыдущим фильмом франшизы обеспечивает респектабельный Джимон Хонсу — впрочем, на экран его пустили ненадолго. 

Кадр из фильма 'A Quiet Place: Day One'
Кадр из фильма ‘A Quiet Place: Day One’ 

Нужны ли такому фильму звезды? Не факт. Внимание зрителей в любом случае крадет еще один герой — кот Фродо, необходимый Сэм для эмоциональной поддержки, раздражающе невозмутимая бело-черная животина. Фродо (его роль исполнил кот по кличке Шницель) настолько привык быть бесшумным, что ему не приходится адаптироваться к катастрофе. Вновь, вслед за «Свиньей», чувствуется, что Сарноски питает особую страсть к домашним животным: исследовать их глубинную связь с хозяевами ему интереснее всего. 

Иногда картину заносит в пафос сугубо голливудского толка — например, убежище герои находят в полуразрушенной церкви, и эта сцена наполнена литургической торжественностью. А имя кота с анекдотической прямолинейностью указывает на мифологически-сказочную суть интриги: двум беспомощным, но целеустремленным персонажам предстоит добираться до точки назначения, пробираясь туда через самое сердце тьмы. Куда и зачем они идут, не так важно. Допустим, Сэм мечтает напоследок съесть кусок гарлемской пиццы, которой в детстве наслаждалась в компании отца — пианиста-джазмена, ушедшего теперь из жизни.   

Самым привлекательным качеством двух первых «Тихих мест» был минимализм. Речь шла о процессах глобальных, но показать их Красински умудрялся изысканно ограниченными средствами. Приквел поражен типовой болезнью успешных франшиз, требующих роста — как минимум бюджетного. Сделан он небрежнее, столь тщательной работы со звуковой дорожкой, как у Красински, тоже не заметно. Тем не менее персональные дилеммы одиноких персонажей, проявляющих в экстремальных обстоятельствах как лучшие, так и худшие свои качества, по-прежнему в центре интриги. 

Кадр из фильма 'A Quiet Place: Day One'
Кадр из фильма ‘A Quiet Place: Day One’ 

Картина Сарноски держит зрительское внимание, а в последней сцене даже дарит что-то наподобие катарсиса (немалую долю ответственности за этот эффект стоит возложить на волшебную музыку Нины Симон). Остается напоследок признать очевидное: фильмы о конце света, наступившем шокирующе внезапно и вынудившем каждого ради выживания выбирать определенную модель поведения, за последние несколько лет не растеряли актуальности, а лишь стали еще более своевременными.  

Источник: Meduza

Просмотров: 725

Вставить в блог

Оценить материал

Отправить другу



Добавить комментарий

Введите символы, изображенные на картинке в поле слева.
 

0 комментариев

И Н Т Е Р В Ь Ю

НАЙТИ ДОКТОРА

Новостная лента

Все новости