Среда, 14 Ноября 2018

Оценить материал


Вставить в блог

Bookmark and Share

Вечности заложник. Новое явление неистового Винсента Ван Гога на киноэкране

7 Ноября, 2018, Юрий Мергольд

Уиллем Дефо в роли Винсента Ван Гога (\'At Eternity’s Gate\', 2018)

Уиллем Дефо в роли Винсента Ван Гога ('At Eternity’s Gate', 2018)

«Я заплатил жизнью за свою работу, и она стоила мне половины рассудка»
Винсент Ван Гог

«Ты Вечности заложник, у Времени в плену»
Борис Пастернак

В ноябре на экраны США выходит картина Джулиана Шнабеля 'At Eternity’s Gate' ( «На пороге вечности») – очередная попытка представить языком кино трагически-солнечный мир величайшего живописца ХIX столетия Винсента Ван Гога...

Ван Гог – один из немногих художников, определивших само понятие Modern Art. Гений, признанный мастер постимпрессионизма, чьи картины украшают лучшие музеи мира и неизменно возглавляют списки самых дорогих произведений искусства. Последнее появление его полотна на крупнейшем мировом аукционе отмечено ценой 129.5 миллионов долларов. Его короткая жизнь – всего 37 лет, полна загадок, драматических поворотов, одиночества, фатального безумия, но и безудержной страсти и фанатичного, испепеляющего погружения в его особое, завораживающее живописное пространство.  

Неудивительно, что жизнь и творчество Ван Гога традиционно привлекали кинематографистов; даже хорошо известные факты его биографии – готовый сценарий для фильма любого жанра, от психологической драмы до жестокого триллера, от мрачной мелодрамы до изысканного артхауса... Фильмография Ван Гога насчитывает около десяти картин; каждая из них своеобразный штрих на бумаге или мазок на холсте, а скорее всего лишь только одна из красок на его уникальной палитре, особенной и странной, как вся его трагическая судьба.                  

Перед вами короткий экскурс, своеобразная ретроспектива наиболее известных кинопроизведений о Ван Гоге в порядке их появления на экранах:

'Lust for Life' (1956, США). Реж. Винсент Минелли, Джордж Кьюкор. В роли Ван Гога – Кирк Дуглас

«Что такое живопись? Это умение пробиться сквозь железную стену, которая стоит между тем, что ты чувствуешь, и тем, что ты умеешь», – писал в своих дневниках художник. 

Картина 'Lust for Life' первой пробила эту стену; одноимённый фильм, байопик на основе самой известной и популярной во всём мире книги о Ван Гоге, американского писателя-публициста Ирвинга Стоуна, не мог не появиться в Голливуде. Автор бестселлера стал соавтором сценария и это, в немалой степени, определило успех картины. Режиссёрами фильма стали два классика Голливуда – тандем, состоящий из Винсента Минелли и Джорджа Кьюкора, которые до этого не работали вместе. Эта «тяжёлая артиллерия» была ставкой на успех, который, в общем, и состоялся. Красивая, может даже излишне красивая, картина была номинирована на несколько Оскаров, а итальянский актёр Энтони Куинн получил этот трофей за роль Поля Гогена. Кирк Дуглас, артист, сыгравший Ван Гога, остаётся в истории кино самым похожим на своего персонажа, был тогда, в середине 50-х, на пике своей популярности. Кстати, Кирк Дуглас, как и многие наши соотечественники, родом из еврейского местечка Белоруссии – патриарх, легенда Голливуда и родоначальник целого артистического клана, жив и по сей день, в возрасте 102-х лет. 

Кирк Дуглас в роли Винсента Ван Гога ('Lust for Life', 1956)
Кирк Дуглас в роли Винсента Ван Гога ('Lust for Life', 1956)

'Besuch bei Van Gogh' («Визит к Ван Гогу, 1985, ГДР). Реж. Хорст Земан. В роли Ван Гога – Кристиан Граскоф

А вот и фантастический триллер. Редкий и очень неординарный фильм ведущего режиссёра студии ДЕФА, ГДР Хорста Земана. Это мистическая история о современных мошенниках, которые отправляются в прошлое, чтобы украсть картину знаменитого Ван Гога и, естественно, небескорыстно доставить её обратно в настоящее. Художник, который, как известно, при жизни продал всего одну картину был потрясён (вдобавок к его безумию) своим коммерческим рейтингом в недалёком будущем. Запоминается неожиданно точное, атмосферное погружение в мир Ван Гога, которого талантливо сыграл, совсем не похожий на художника, артист Кристиан Граскоф. Увлекательный, детективный сюжет и обворожительная польская актриса Гражина Шаполовска в главной роли, сделали этот фильм особенным явлением в «кино-вангогиане» и весьма заметным в короткой истории кинематографа социалистической, восточной Германии. 

'Vincent & Theo' («Винсент и Тео», 1990, Франция, Нидерланды, Великобритания, Германия, Италия). Реж. Роберт Олтман. В роли Ван Гога – Тим Рот

Эту картину специалисты до сих пор считают лучшей о Ван Гоге. И главная причина – без сомнения, режиссура Роберта Олтмана. Этого, выдающегося мастера американского кино никогда не считали своим в Голливуде, и в то время, его особенно терзали критики по обе стороны Атлантики. Фильм «Винсент и Тео» не только украсил фильмографию Олтмана, но и открыл новый этап в его творчестве, ознаменованным картинами звёздного уровня: вспомним сатирическую трилогию 90-х 'The Gambler', 'Short Cuts', 'Prêt-à-Porter'. Нервный, рефлексирующий британский актёр Тим Рот, кажется, создан для роли неистового Винсента. Известно, что Ван Гог написал 35 своих автопортретов, включая несколько хрестоматийных – с отрезанным ухом, и, следовательно, как выглядел художник, знает каждый, кто хоть немного знаком с его произведениями. Поэтому вопрос «похожести» непременно встаёт перед каждым исполнителем этой роли. Тим Рот добивается этого просто виртуозно, без единого штриха пластического грима, кажется, только одним взглядом или поворотом головы. Вот пример классической британской театральной школы в сочетании, как принято говорить на Западе, с «методом Станиславского». Действие фильма начинается на аукционе Кристи, где продаётся знаменитая картина Ван Гога «Подсолнухи», цена которой поднимается с 5-и до 50-и миллионов долларов и, 100 лет назад, в мрачной каморке, служившей художнику мастерской – его последней обители перед приютом умалишённых. Но главное фильме – это взаимоотношение двух братьев. Как известно, брат Винсента, Теодор сыграл неоценимую роль в судьбе художника. По сути, он посвятил свою жизнь творчеству брата и все его, примерно 900 полотен, которые Ван Гог написал всего лишь за 10 лет изнурительного труда, стали достоянием мировой культуры только благодаря жертвенности брата Тео... Отметим также другого английского актёра Поля Райса, в роли Теодора Ван Гога – это, несомненно, не менее выдающаяся работа, которая так же определила ценность этой картины.

Тим Рот в роли Винсента Ван Гога ('Vincent & Theo', 1990)
Тим Рот в роли Винсента Ван Гога ('Vincent & Theo', 1990)

'Dreams' («Сны Акиро Куросавы», 1990, Япония, США). Реж. Акира Куросава. В роли Ван Гога – Мартин Скорсезе.

Как видите, 1990 год – 100 летняя годовщина смерти Ван Гога, был рекордным по фильмам, связанным с eго именем. К тому же, именно в 1990 году была продана картина «Портрет доктора Гаше» за рекордную, по тому времени, сумму в 92,5 миллиона долларов. Покупателем стал японский олигарх Риоэ Сайто, который завещал в случае своей смерти, кремировать картину вместе с ним. Известно, что умер Сайто спустя всего лишь 6 лет, а что стало с картиной – загадка, известно лишь то, что с тех пор она нигде не выставлялась. Таких мистических историй, и о самом художнике, и о его фильмах, известно множество и, не случайно, великий Куросава посвятил одно из своих произведений именно Ван Гогу, видимо, сознавая своё внутреннее родство с его визуальным миром. 

Если понятие жанра «артхаус» вообще применимо к японской художественной традиции, то перед нами, несомненно артхаус, во всём блеске таланта Куросавы. Начиная с 1965 года, классик, каждые 5 лет выпускал очередную картину-шедевр и, наконец, в 1990 году, 80-летний мастер снимает фильм, в название которого (подобно Феллини), впервые выносит своё имя – «Сны Акиро Куросавы». Картина состоит из 8-и кино-этюдов, каждый из которых начинается фразой: «Я видел этот сон». Так, в замедленном или пульсирующем ритме, алтер-эго самого Куросавы погружается в мир Ван Гога, путешествуя внутри его знаменитых картин, где монтаж режиссёра сливается с пластикой художника а мистическое волшебство видений-снов становится идеальным воплощением его замысла языком кино. Метафорическое путешествие во времени и в пространстве живописи Ван Гога (роль которого – неожиданно экстравагантный ход, исполнил знаменитый американский режиссёр Мартин Скорсезе) несколько идиллично завершается райскими кущами, которые в фантазии Куросавы существуют на Земле, пока ещё не обезображенной цивилизацией. Скорсезе – Ван Гог, гигантские одуванчики и образ конца света, от Акиры Куросавы... Занавес – конец сна. Философия жизни и смерти: есть о чём подумать.

 'Van Gogh' (1991, Франция). Реж. Морис Пиала, В роли Ван Гога – Жак Дютрон

Фильм лауреата Каннского фестиваля, французского режиссёра Мориса Пиала, интересен тем, что смело отходит от набора стереотипов, связанных с именем Ван Гога; отшельник, безумец, отрезанное ухо и так далее... Кстати, современные исследователи утверждают, что отрезанного уха и вовсе не было: в противном случае, при отсутствии профессиональной медицинской помощи, художник просто бы умер от потери крови. Они утверждают, что у Ван Гога была отрезана лишь мочка уха, и это вполне мог сделать Поль Гоген, во время одной из их горячих дискуссий, которые даже иногда заканчивались потасовками. Запомним эту гипотезу – впереди фильм, который это решительно опровергает. До сих пор образ Ван Гога монополизировали британцы: возможно, в их представлении «сумрачный гений» Ван Гога ближе английскому темпераменту? А это уже очень французское кино. Жак Дютрон, известный по культовым картинам Лелюша и Жулавского, похож на Ван Гога меньше, чем другие актёры. Зато у него получился интересный, несколько приземлённый образ художника – не брутально красивый, как у Кирка Дугласа, а живой, и даже обаятельный в своей замкнутой странности. Фильм  'Van Gogh', подобно многом другим французским картинам, отличается какой-то легкостью, и даже, вполне уместной в этом контексте, чувственностью.

Жак Дютрон в роли Винсента Ван Гога ('Van Gogh', 1991)
Жак Дютрон в роли Винсента Ван Гога ('Van Gogh', 1991)

'The Yellow House' (2007, Великобритания). Реж. Крис Дурлахер. В роли Ван Гога – Джон Симм

«Нормальность — это асфальтированная дорога: по ней удобно идти, но цветы на ней не растут» – вот ещё одно известное высказывание художника, быть может оно, отчасти, говорит о степени его безумия? Возможно, это лишь подтверждает известную истину, что гениальность – это всегда отклонение от психической нормы? 

Картина 'The Yellow House' повествует о дружбе Ван Гога с Полем Гогеном, другим выдающимся постимпрессионистом. Оба художника, два месяца – ноябрь и декабрь 1888 года жили в «Жёлтом доме» в городе Арле, на юге Франции, полностью посвятив себя живописи. За эти несколько недель оба написали, быть может, свои самые лучшие работы, признанные, впоследствии, настоящими шедеврами. Оба мечтали, что «Жёлтый дом» станет прообразом постоянной творческой мастерской, свободной и открытой для всех желающих художников-единомышленников. Мы видим, что Гоген и Ван Гог вместе не только работали до изнеможения; они ещё и много пили, до хрипоты спорили и навещали бордели. Несмотря на столь высокие художественные результаты, их совместное существование трудно назвать идилличным и безоблачным. Гоген побаивался неконтролируемых вспышек темпераментного соседа, а Ван Гог считал Гогена ужасно неумелым… поваром.

И вновь Ван Гога играет британский актёр Джон Симм, как будто сошедший со знаменитого автопортрета художника «с обритой головой»: именно эту работу он посвятил Гогену, которого великолепно сыграл другой англичанин The Yellow House Джон Линч.

'Van Gogh: Painted with Words' (2010, Великобритания). Реж. Эндрю Хаттон. В роли Ван Гога – Бенедикт Камбербэтч

Этот фильм выделяется особенно яркой эмоциональностью. В основе его не литературное произведение и даже не полноценный сценарий, а реальная переписка Винсента и его брата Тео. Читает настоящие подлинники писем суперпопулярный английский актёр Бенедикт Камбербэтч, хорошо известный по роли Шерлока Холмса в одноименном сериале. Внешне, актёр вообще не имеет даже отдалённого сходства с Ван Гогом; перед нами замечательный пример необыкновенной драматургической силы авторского голоса, актёрской интонации и проникновенных смыслов этих уникальных текстов...                                 
«Я всё больше прихожу к убеждению, что о Боге нельзя судить по созданному им миру: это лишь неудачный этюд...». Из письма Ван Гога к Тео – весьма смелое, по тем временам, размышление.

Бенедикт Камбербэтч в роли Винсента Ван Гога ('Van Gogh: Painted with Words', 2010)
Бенедикт Камбербэтч в роли Винсента Ван Гога ('Van Gogh: Painted with Words', 2010)

Сериал 'Doctor Who'. Сезон 5, серия 10 «Винсент и Доктор» (2010, Великобритания). Реж. Грэм Харпер, Эрос Линн, Дуглас Маккилан. В роли Ван Гога – Тони Кёрран.

И вновь британское кино, на этот раз сериал – возможность рассказать о художнике с особенным вниманием к деталям. К сожалению, эта картина изобилует фактическими и даже географическими неточностями. Фильм отличают великолепные натурные съёмки в местах, словно сошедших с полотен художника. В роли Ван Гога - шотландский актер Тони Кёрран. Рыжебородый от природы, Кёрран, своим характерным профилем, и в самом деле, очень похож на некоторые автопортреты Ван Гога. Есть, правда, сомнение, что у реального Ван Гога могла быть столь белозубая улыбка, зная о несметном количестве выпитого им абсента. А ещё, в этом фильме сценаристы предлагают оригинальную версию безумия Ван Гога, утверждая, что его приступы были ничем иным как битвой с таинственным монстром, которого мог видеть только он.

'Loving Vincent' (2017, Польша, Великобритания, США). Реж. Дорота Кобела и Хью Уэлшман

Фильм супругов Дороты Кобела и Хью Уэлшмана – настоящий кино-аттракцион. О картине начали говорить и писать, как о сенсации, ещё задолго до начала её производства. Сначала был задуман короткометражный фильм-эксперимент, в котором, как в ранних мультиках Уолта Диснея, каждый из движущихся кадров должен быть отдельно нарисован. Разница заключалась в том, что вместо рисунков на целлулоиде, каждый кадр будущего фильма должен стать законченным живописным полотном, написанным в манере Ван Гога, профессиональными художниками. В результате, масштаб завершённого фильма потрясал воображение:104 минуты картины состоят из 65 тысяч кадров, написанных по сюжетам знаменитых полотен Ван Гога. Из пяти тысяч, поданных на конкурс заявок были отобраны 125 художников, которые кадр за кадром рисовали историю жизни голландского мастера, использовав при этом более трёх тонн краски. Цифры впечатляют. И все же, после просмотра фильма остается чувство некоторого разочарования. Причина и в досадных просчётах сценария, и в некоторой переоценке эффектного приёма, которого явно не хватило для создания чуда. Рассказ о жизни и смерти Ван Гога в «С любовью, Винсент», кажется наскоро, обрядили в форму анти-детектива, вновь убеждающего нас в невозможности узнать всю правду о великом художнике.

Кадр из анимационного фильма 'Loving Vincent' (2017)
Кадр из анимационного фильма 'Loving Vincent' (2017)

И, наконец:

'At Eternity’s Gate' (2018, Великобритания, Франция, США). Реж. Джулиан Шнабель. В роли Ван Гога Уиллем Дефо

'At Eternity Gate' – На пороге Вечности. Название нового фильма о Ван Гоге сразу может показаться излишне пафосным и даже банальным, но не будем торопиться с выводами… 'At Eternity’s Gate' – также название одной из картин Винсента, на которой изображён старик, схватившийся за голову. Эта небольшое полотно очень кинематографично: выверенная мизансцена как наезд кинокамеры на крупный план и, кажется, мы даже слышим этот душераздирающий крик отчаяния. Представляется, что именно это небольшое полотно Ван Гога и стало для режиссёра и сценариста ключом к пониманию личности художника. 

Невозможно понять картину 'At Eternity Gate' без более близкого знакомства с Джулианом Шнабелем, фигурой сложной и противоречивой; художником, наделённым талантом, калибра, без преувеличения, мастеров эпохи Ренессанса. 

Итак, Джулиан Шнабель – коренной нью-йоркец, родился в 1951 году в Бруклине, в еврейской семье. Получил художественное образование в университете Хьюстона, штат Техас, куда вскоре переехал с родителями. Дальше, изучал современную живопись в Нью-Йорке, Париже, штудировал архитектуру Антонио Гауди в Испании и, уже с середины 70-х годов, начал выставлять свои работы в крупнейших галереях и музеях мира: в Барселоне, Лондоне, Париже, Амстердаме, и, конечно, в Нью-Йорке. Яркий последователь направления Нео-экспрессионизм, Шнабель стал всемирно известен благодаря своей уникальной живописи «на разбитых тарелках», в которой своеобразным холстом для его картин служат мозаичные композиции из битого фарфора. На одной из недавних Венецианских биеннале Джулиан Шнабель представил вниманию публики ретроспективу своих работ под названием «Постоянное становление и архитектура видения». Это масштабные философские инсталляции, в которых Шнабель выступает не только как художник, но и как скульптор, эссеист и… архитектор. Да, именно как профессиональный архитектор; жителям Вест Виллидж и нью-йоркским агентам недвижимости хорошо знакомо весьма странное здание на Вест 11-й улице. Это сооружение, радикально тёмно-розового цвета, с кокетливыми арками и колоннами, известное как Палаццо Чупи, не что иное как резиденция и мастерская самого Шнабеля, его архитектурный и бизнес-проект. Бывшие конюшни начала прошлого века, над которыми разместилось несколько элегантных кондоминиумов с террасами и плавательным бассейном. Стилистика этого объекта навеяна псевдо-средиземноморским флёром с эклектичными интерьерами в стиле «поп-арт». Палаццо Чупи явилось архитектурной сенсацией нижнего Манхэттена, а к статусу соседа модного художника стремились многие известные персоны. Известно, что нью-йоркская локация Ричарда Гира по этому адресу стоило ему всего каких-то 15 миллионов. Как архитектор, Шнабель иногда радует и жителей Монтока, в Лонг Айленде, где ему так же удаются весьма авангардные сооружения-инсталляции. 

Неудивительно, что столь разносторонний мастер приходит и в кино. В 1990 году он дебютирует как режиссёр с фильмом Basquiat, о трагической жизни молодого художника в среде нью-йоркской артистической богемы 70-х годов. Это эпоха Энди Уорхолла и Дэвида Боуви, среда, которую Шнабель хорошо знал. Всего, включая At Eternity’s Gate – фильм закрытия недавнего 56-го Нью-Йоркского Кинофестиваля, он поставил всего (или уже?) 6 картин. Зато почти все работы Шнабеля были отмечены главными призами в Венеции и Каннах, стали лауреатами и номинантами самых престижных кинематографических наград в Европе и в США. К сожалению, столь яркая и разнообразная карьера далась художнику непросто: как это часто случается с большими талантами, и ему не удалось избежать депрессий, сокрушительных разочарований, стремления к саморазрушению, утрат и трагических ошибок... 

Уиллем Дефо в роли Винсента Ван Гога ('At Eternity’s Gate', 2018)
Уиллем Дефо в роли Винсента Ван Гога ('At Eternity’s Gate', 2018)

В отличие от фильма Basquiat, новый фильм 'At Eternity’s Gate' – изначально не байопик, а скорее психологическое исследование или художественное высказывание по мотивам биографии Ван Гога. Сценарий, который Шнабель написал совместно с Жаном-Клодом Карьером, 86-и летним классиком мирового кино, который работал ещё с Луисом Буньюэлем и с Милошем Форманом, не имеет структурированного сюжета. Авторы предлагают свою версию смерти Ван Гога: художник умер в 37 лет от пулевого ранения в живот. Оружия при нем не было найдено и до сих пор нет достоверных доказательств, было ли это самоубийством, несчастным случаем или, всё-таки, убийством. Авторы предложили свою версию произошедшего с художником в тот последний, роковой день и попытались уйти от других кинематографических клише. Например, Шнабель убеждён, во многих фильмах и исследованиях о художнике, его друг Пол Гоген несправедливо предстаёт фигурой демонической, поэтому в этом фильме Гоген, также одержим живописью, но всегда оставался, пусть немного циничным, но искренним другом Ван Гога. В этой роли обаятельный Оскар Айзек, известный по картинам 'Star Wars', 'X-Men: Apocalypse'. Уже понятно, что этот фильм не обещает зрителю увлекательного зрелища с любованием подсолнечных полей и канонических натюрмортов. Порой, во время его просмотра, возникает ощущение что под вами тлеющие угли: настолько изображение, цвет, музыка и композиция каждого кадра, скорее, неприятны слуху и глазу, а порой, их даже вызывающе раздражают. И только во второй половине картины начинаешь понимать, что перед нами рискованная попытка одного художника реинкарнироваться в другого. Мы уже видели «походы по вангоговским местам» в других фильмах о художнике, но здесь его огненно-рыжие пейзажи преломляются сквозь странно вибрирующие фильтры, и вы вдруг начинаете верить, что именно так воспалённый мозг Ван Гога воспринимал окружающий мир. Сцены, в которых Ван Гог пишет или рисует, просто завораживают. Знаменитый «Натюрморт с башмаками» рождается прямо на наших глазах. Мы видим чудо возникновения картины: и это не компьютерная графика. Кисть в руке художника сначала набрасывает киноварью контурный рисунок, а затем, мазок за мазком, возникает вся живописная ткань. В роли руки Ван Гога - гениального художника 19-го века, рука Джулиана Шнабеля, художника из века 21-го, выдающегося мастера современного искусства. Вот так вместе, в прямом смысле, «рука об руку» вместе с актёром, исполнителем главной роли, Шнабель работал над этим кинематографическим портретом.

Ван Гога играет знаменитый Уиллем Дэфо, известный по многим знаменитым картинам – среди них 'Platoon', 'The Last Temptation of Christ', 'Antichrist', или его недавняя номинация на Оскар – трогательная роль в фильме The Florida Project. Актёр работал над ролью Ван Гога с особым вдохновением. Знакомство и близкая дружба с режиссёром во многом изменили его взгляды на кинематограф и современное искусство. Он даже всерьёз начал брать уроки живописи и специально учился у Шнабеля профессиональному «хвату» кисти – не хотел выглядеть манекеном, даже на средних планах. 

«Я создаю ясный задний план, с помощью богатого, насыщенного синего, который только могу придумать, и с помощью этой простой комбинации – например, ярких волос на фоне насыщенного синего заднего плана, я получаю мистический эффект, как у звезды в глубине лазурного неба» – Винсент Ван Гог, из писем к Тео. Кажется, что всё так просто, а повторить, хоть приближённо похожее, ещё не удавалось никому.

Было бы опрометчиво рекомендовать эту картину широкому зрителю: фильм слишком метафоричен, сложен по ритму и сюжетным конструкциям. Перед нами определённо не забойный блокбастер... Но тем, кого не оставляют равнодушными золотой жар этих пейзажей на фоне глубокого ультрамарина этого бездонного неба, тем, кто пытается разгадать загадку странного магнетизма изломанных автопортретов Ван Гога – адресована эта картина.

© RUNYweb.com

Просмотров: 413

Вставить в блог

Оценить материал

Отправить другу



Добавить комментарий

Введите символы, изображенные на картинке в поле слева.
 

0 комментариев

И Н Т Е Р В Ь Ю

НАЙТИ ДОКТОРА

Новостная лента

Все новости