Оценить материал
Еще читать в этом разделе
- 04.22«Оскар» искусственному интеллекту? Американская киноакадемия решила, что теперь это возможно
- 04.20'Sinners' — самый необычный блокбастер 2025 года, а может быть, даже и лучший
- 04.12Киноакадемия наконец признает заслуги каскадеров: у «Оскара» появится номинация за работу в области постановки трюков
- 03.31'Snow White' — фильм, который не назовешь катастрофой, потому что он слишком блеклый. Непонятно, зачем вообще существует этот очередной ремейк диснеевской сказки
- 03.20'Small Things Like These': почему нужно смотреть драму с Киллианом Мёрфи. В основу фильма легли реальные события в приютах Магдалины
'Black Bag' — Стивен Содерберг выпустил шпионский триллер с Майклом Фассбендером, Кейт Бланшетт и «русским следом»
23 Марта, 2025, Антон Долин
.jpg)
Кадр из фильма Стивена Содерберга 'Black Bag'. Фото: Claudette Barius/Focus Features via AP
'Black Bag' — шпионская история Стивена Содерберга. В его новой картине старательный разведчик в исполнении Майкла Фассбендера должен отыскать «крота». Под подозрением — его жена и коллега, сыграла которую Кейт Бланшетт. Далее о том, почему, несмотря на звездный состав и безупречный продакшен, фильм оставляет смешанные чувства
Считается, что мужу с женой лучше не быть коллегами, ведь это опасно и для работы, и для отношений. Но на Майкла Фассбендера и Кейт Бланшетт — точнее, их персонажей Джорджа и Кэтрин — правила не распространяются. На этом безответственном утверждении, проходящем успешную проверку режиссурой Стивена Содерберга и игрой превосходного актерского ансамбля, построен 'Black Bag'. Также бытуют неофициальные русские переводы названия «Черный кейс» и «Черный чемодан», однако речь в фильме идет о профессиональной идиоме: Black Bag — засекреченная информация, о которой нельзя спрашивать даже самого близкого. «Черный ящик», в котором скрывается полумертвый кот Шредингера, можно считать идеальной метафорой для супружеских отношений Кэтрин и Джорджа.
Такой же черный и в придачу бездонный ящик — карьера Содерберга, который в свои 62, кажется, вновь достиг пика творческой активности. Его предыдущий фильм 'Presence' вышел буквально несколько недель назад — режиссер снимает быстрее, чем кинотеатры успевают выпускать его новые опусы.
Кадр из фильма Стивена Содерберга 'Black Bag'. Фото: Claudette Barius/Focus Features via AP
В 1989-м он в рекордно юном возрасте открыл череду американских побед в Каннах — вслед за его 'Sex, Lies, and Videotape' «Золотую пальмовую ветвь» получили Дэвид Линч ('Wild at Heart', 1990) и братья Коэн ('Barton Fink', 1991), три года спустя их догнал Квентин Тарантино ('Pulp Fiction', 1994). Что мы видим сегодня? Линч ушел из жизни, оставив после себя десять полнометражных фильмов, Тарантино снял девять и никак не возьмется за десятый, на счету плодовитых Коэнов в общей сложности двадцать картин на двоих. А у Содерберга — тридцать шесть, во многих из которых он сам писал сценарий, был оператором, продюсером и монтажером. Завершать карьеру он явно не собирается.
За такой лихорадочной активностью видится не только история успеха, но и фаустовская неудовлетворенность несомненными достижениями. Мало кто еще может похвалиться высшим призом главного европейского фестиваля, «Оскаром» за режиссуру ('Traffic') и суперуспешной блокбастерной франшизой со звездами — речь, конечно, о «друзьях Оушена». Судя по всему, Содерберг всемогущ. С равной легкостью он берется за экспериментальное ('Kafka', 'Full Frontal', 'Bubble') и развлекательно-мейнстримное ('Erin Brockovich', 'Magic Mike', 'Behind the Candelabra'), переснимает Тарковского ('Solaris') и предсказывает пандемию ('Contagion'). Однако чем больше различных киноязыков он осваивает и присваивает, чем виртуознее обходится с «как», тем сложнее обстоит ситуация с «зачем» и «о чем». Содерберг мог быть идеальным голливудским профи, работающим на заказ, если бы не выступал в большинстве случаев собственным заказчиком. Как будто все эти годы он искал свою тему, пытался выработать философию, но не преуспел.
Кадр из фильма Стивена Содерберга 'Black Bag'. Фото: Claudette Barius/Focus Features via AP
В 'Black Bag' режиссер то ли с отчаянием, то ли с облегчением возвращается в исходную точку. Много лет спустя он снова снял фильм про секс, ложь и видео — пусть теперь в ходу не старомодные видеокамеры, а современная спутниковая съемка, позволяющая агентам спецслужб в любой момент следить за любым уголком земли. Остается ли в таком прозрачном мире место для секретов? Выясняется, что да. На то и нужен «черный ящик».
На роль шефа британской разведки Штиглица Содерберг пригласил Пирса Броснана — но, кажется, сделал это из чувства противоречия: ведь фильм демонстративно следует не бондовской традиции Яна Флеминга, а аналитическо-задумчивой линии Джона Ле Карре. Первым делом вспоминается безупречная экранизация его прозы «Шпион, выйди вон!»: сюжет 'Black Bag' тоже строится на поисках «крота» — разведчика-предателя, найти которого в первой же сцене поручают исполнительному и надежному Джорджу. Дав на выполнение задания неделю и таким образом задав темпоритм фильму, начальник (Густаф Скарсгорд) сварливо напоминает Джорджу, как всем осточертела его вопиющая моногамия. Не без удовольствия он сообщает, что Кэтрин — в списке подозреваемых. «А как Анна, уже простила тебе измену?» — интересуется в ответ тот.
Они же разведчики, лгать — их профессия, учебник по способам обмана детектора лжи — настольная книга. Если всегда можно спрятаться от неудобных вопросов в «черный ящик», как избежать искушения? Когда Джордж и Кэтрин собирают на домашний ужин четырех коллег, на которых пало подозрение в измене, непостоянство в отношениях демонстрирует каждый из них. Эти четверо — две пары: импульсивная Кларисса (Мариса Абела из недавнего байопика Эми Уайнхаус) заранее полна претензий к полному сарказма Фредди (Том Берк лучше всего известен по роли Страйка из одноименного сериала), психолог Зои (Наоми Харрис, Манипенни из трех последних фильмов бондианы) издевается над нерешительным Джеймсом (Реже-Жан Пейдж из 'Бриджертонов'). А раз ты неверен в отношениях, то и родину можешь предать. Лишь Джордж безусловно верит Кэтрин… пока не находит в мусорном ведре использованный билет в кино на фильм, который та, по ее словам, не смотрела.
Пересказывать последующее, вероятно, не стоит. Даже если поначалу кажется, что 'Black Bag' лишь имитирует британское шпионское кино, автор сценария Дэвид Кепп и Содерберг увлекаются игрой настолько, что им удается заставить зрителя гадать, кто же предатель, и ждать умеренно неожиданной развязки.
Кадр из фильма Стивена Содерберга 'Black Bag'. Фото: Claudette Barius/Focus Features via AP
Это не значит, что в происходящем есть хотя бы тень правдоподобия. Слово «игра» ключевое. Можно поверить в ревность, алчность, себялюбие и даже патриотизм героев, но уж точно не в большую любовь. С чувствами у Содерберга вообще часто не ладится, и он давно научился превращать это в преимущество — как в 'Solaris', где герой влюблялся в фантом своей жены, или в 'The Girlfriend Experience', парадоксально сухой картине о секс-работе.
Это делает Фассбендера чем-то большим, чем подходящий актер: он, привычный к ролям роботов ('Prometheus') и бездушных убийц ('The Killer'), становится альтер эго автора. То ли ревниво выслеживая жену через спутник, то ли пытаясь спасти ее, он нехотя извлекает из себя те чувства, которые профессиональный долг, драматургическое амплуа и режиссерская задача приказывают держать на коротком поводке. Этот процесс — самый интересный во всем фильме.
Кадр из фильма Стивена Содерберга 'Black Bag'. Фото: Claudette Barius/Focus Features via AP
Сделан 'Black Bag' безупречно, но будит в публике скорее автоматический азарт, не особо задевая эмоционально. Это сполна отражено в саундтреке североирландского композитора Дэвида Холмса, чьи холодные ритмы озвучивают фильмы Содерберга уже не первое десятилетие. В музыке преобладает то легкий поверхностный джаз, то неуместно помпезная перкуссия, вызывающая в памяти 'Burn After Reading' Коэнов — уморительную пародию на шпионское кино.
Подшучивают ли над тем же жанром сценарист Кепп и режиссер Содерберг? Поначалу кажется, что перед нами тонкая пародия — из фильмов, которые в каждой реплике остроумны, но не опускаются до того, чтобы быть смешными. Макгаффином предстает таинственный артефакт с магическим названием «Северус», за которым охотятся персонажи (ледяная ирония 'Black Bag' отсылает к Хичкоку, пусть критики чаще сравнивают его с импульсивным экшеном «Мистер и миссис Смит» Дага Лаймана, чем с одноименным хичкоковским фильмом). Но внезапно политическая и детективная составляющая набирают обороты, при всей абсурдности предпосылки выходя на первый план. Это случается со сценариями маститого голливудского драматурга Кеппа — например, в двух последних сериях 'Indiana Jones'. Ты до последнего надеешься, что он шутит, и тут вдруг интонация меняется на насупленно-серьезную, оставляя тебя в недоумении.
Кадр из фильма Стивена Содерберга 'Black Bag'. Фото: Claudette Barius/Focus Features via AP
Смешанные чувства по итогу просмотра оставляет вовсе не интонационно-жанровая зыбкость, а «русский след». Как и полагается порядочному шпионскому фильму, 'Black Bag' в нужный момент выкидывает козырь — российского генерала-диссидента, который вот-вот устроит (то ли с подачи британской разведки, то ли по собственному желанию) в Кремле ядерный армагеддон. Вы уже догадываетесь, что по-настоящему значительную катастрофу героям удастся предотвратить. А зрителям лишь досадовать, что уже не в первый раз неподдельная боль идущей прямо сейчас войны служит приправой к интриге изящного и необязательного фильма.
Источник: Meduza
Добавить комментарий
0 комментариев