Оценить материал
Еще читать в этом разделе
- 12.02'Here' — фильм Роберта Земекиса об истории одной семьи, снятый неподвижной камерой c актерами и командой из 'Forrest Gump'. Вышло уныло
- 11.28В Лос-Анджелесе вручили премии 'Governors Awards' — почетные «Оскары» за выдающиеся заслуги в кинематографе
- 11.23'Juror #2': юридическая драма Клинта Иствуда, где героями движет не чувство справедливости, а личный интерес
- 11.18'Heretic' — религиозный хоррор с неожиданной ролью Хью Гранта
- 11.16'Anora': love story стриптизерши с Брайтон-Бич и сына русского олигарха. Самая необычная комедия года нацелилась на оскаровские номинации
Мартин Скорсезе раскритиковал стриминги и призвал вернуть ценность киноискусства
17 Февраля, 2021
Мартин Скорсезе раскритиковал стриминги и призвал вернуть ценность киноискусства. Фото: © SHUTTERSTOCK
Автор 'Mean Streets', 'Taxi Driver' и 'The King of Comedy' Мартин Скорсезе обратился к деятелям киноиндустрии с требованием сохранить искусство кино и указал на роль стримингов в его разрушении...
16 февраля Harper’s Magazine опубликовал эссе Мартина Скорсезе «Маэстро. Федерико Феллини и утраченная магия кино». По мнению кинематографиста, в наши дни искусство кино систематически обесценивается, отодвигается на второй план, принижается и сводится к общему знаменателю – контенту.
Еще 15 лет назад термин «контент» использовался, когда кино обсуждали на серьезном уровне, противопоставлением этому термину было слово «форма». Затем постепенно «контент» стали использовать все больше людей, которые захватили медиакомпании, и большинство из них ничего не знали об истории искусства кино или даже не задумывались, что надо бы получить такие знания.
«Контент» стал бизнес-термином для всех движущихся изображений: фильма Дэвида Лина, видео с котиками, рекламы Супербоула, супергеройского сиквела или одного эпизода сериала. Конечно, это слово использовали в связи с домашним просмотром, а не с кинотеатральным. Оно относилось к стриминговым платформам, которые стали заменять походы в кино так, как Amazon заменил обычные магазины.
С одной стороны, это принесло пользу режиссерам, и я в их числе. С другой стороны, это создало ситуацию, в которой все преподносится зрителю на равных условиях – звучит демократично, но это не так. Если варианты для просмотра предлагаются алгоритмами, которые оценивают ваши вкусы, и предложения основаны только на жанре или названии, что это означает для искусства кино?
Скорсезе считает, что помогать ориентироваться зрителю в мире кино должны не алгоритмы, а люди, желающие поделиться своими знаниями и накопленным опытом просмотра. Режиссер предлагает альтернативу – кураторство. По его мнению, лучшие стриминговые сервисы основаны на этом принципе – это Criterion Channel и MUBI.
Кураторство нельзя считать недемократичным или «элитарным» – это термин, который сейчас используется так часто, что потерял всякий смысл. Это проявление щедрости: вы делитесь тем, что любите, что вас вдохновляет. Алгоритмы по определению основаны на расчетах, которые рассматривают зрителя как потребителя и не более.
Выбор, сделанный такими дистрибьюторами, как Амос Фогель из Grove Press в шестидесятые годы, был не просто проявлением щедрости, но довольно часто и храбростью. Дэн Талбот, который был прокатчиком и производителем, основал New Yorker Films, чтобы распространять любимый им фильм Бертолуччи «Перед революцией». Фильмы, которые получили широкое распространение благодаря усилиям этих и других дистрибьюторов, образовали необычайный момент в истории <...> Вот почему я так часто возвращаюсь в те годы. Мне повезло, что я был тогда молод и открыт всему происходящему. Кино всегда было чем-то большим, чем контент, и так будет всегда. Те времена, когда фильмы выходили по всему свету, порождали дискуссии и переопределяли формы искусства едва ли еженедельно, тому доказательство.
На примере наследия Федерико Феллини режиссер объясняет страсть художников к исследованию изменчивости формы искусства. Скорсезе подчеркивает, что в 60-х художники постоянно задавались вопросом: «Что такое кино?», пытаясь найти ответ в каждом следующем фильме. Режиссеры по всему миру не действовали в вакууме, но заново изобретали кино каждым новым движением камеры, монтажом и сценарием.
В центре этого процесса находился Феллини: «Имя, которое сразу же пробуждало определенный стиль, отношение к миру. Допустим, вы хотели описать сюрреалистическую атмосферу на званом ужине, похоронах или свадьбе, политическом съезде, и все, что вам нужно было сделать, – это произнести "Felliniesque". И люди мгновенно понимали, что вы хотите сказать».
В 60-е годы Федерико Феллини стал больше, чем режиссером. Как Чаплин, Пикассо и The Beatles, он превзошел свое искусство. В какой-то момент речь шла уже не о том или ином фильме, а о всех фильмах, объединенных в один грандиозный жест, выписанный в целой галактике. Названия его фильмов стали неотделимы от фамилии: «Сатирикон» Феллини, «Казанова» Феллини. Единственным сопоставимым примером в кино был Альфред Хичкок, но все равно это больше бренд и жанр. А Феллини был виртуозом.
Скорсезе рассказал, как познакомился с творчеством Федерико Феллини, а потом и самим режиссером – в 1970 году. Режиссер пытался помочь итальянцу выпустить его последний фильм, «Голос Луны». Американские прокатчики и продюсеры хотели от Феллини грандиозной феерии, но он предоставил им медитативную и мрачную картину. Фильм отказывались прокатывать крупные студии и независимые кинотеатры Нью-Йорка.
Все изменилось – кино и его значение для культуры. Неудивительно, что Годар, Бергман, Кубрик и Феллини, когда-то находившиеся у руля этой великой формы искусства, бывшие ее богами, ушли в тень со временем. Но теперь мы не должны принимать ничего как должное. Мы не обязаны полагаться на кинобизнес в вопросах, касающихся искусства.
В кинобизнесе, который сейчас превратился в индустрию массовых визуальных развлечений, акцент всегда делается на слове «бизнес», а ценность произведения определяется суммой денег, которую можно заработать на конкретной собственности.
Те из нас, кто знаком с кинематографом и его историей, должны поделиться своей любовью к кино и знаниями о нем со всеми. Мы должны дать понять компаниям, которые владеют фильмами, что эти фильмы – больше, чем собственность, которую можно продать или запереть в архиве. Это величайшие сокровища нашей культуры и они требуют к себе соответствующего отношения.
Полагаю, что мы должны четко определить для себя, что кино, а что – нет. Федерико Феллини – хорошая стартовая точка. Вы можете многое сказать о его фильмах, но одно тут несомненно: это кино. Работы Феллини прошли длинный путь, чтобы определить эту форму искусства.
Мартин Скорсезе – американский кинематографист, лауреат премий «Оскар», «BAFTA», «Золотой глобус», «Эмми», «Грэмми», «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля, «Золотого медведя» Берлинале, «Сезар», «Серебряного льва» Венецианского кинофестиваля и премии Гильдии режиссеров Америки. Среди самых известных работ Скорсезе – 'Mean Streets', 'Taxi Driver', 'Raging Bull', 'The Last Temptation of Christ ', 'The Nice Guys', 'Cape Fear', 'Casino', 'Gangs of New York', 'The Aviator', 'The Departed', 'Shutter Island', 'Hugo', 'The Wolf of Wall Street' .
Режиссер сотрудничает со стриминговыми платформами Netflix, для которой снял «Ирландца», и Apple TV+, которая финансирует его новый проект 'Killers of the Flower Moon' по роману Дэвида Гранна.
Источник: РБК Стиль
Добавить комментарий
0 комментариев