-->
Пятница, 29 Марта 2024

Оценить материал


Вставить в блог

Bookmark and Share

Фильм «Ходорковский» в Нью-Йорке

6 Ноября, 2011, Автор: Геннадий Кацов

В конце прошлой недели в Нью-Йорке состоялся закрытый показ документального фильма «Ходорковский» немецкого режиссера Сирила Туши.

В конце прошлой недели в Нью-Йорке состоялся закрытый показ документального фильма «Ходорковский» немецкого режиссера Сирила Туши.

В конце прошлой недели в Нью-Йорке состоялся закрытый показ документального фильма «Ходорковский» немецкого режиссера Сирила Туши. С 30 ноября в ньюйорском Film Forum эта двухчасовая лента будет демонстрироваться открыто и для всех в течение нескольких недель.

Режиссер снимал «Ходорковского» на протяжение пяти лет. В итоге из 180 часов записей были отобраны два, что является реальным испытанием для зрителей. Фильм документальный, два часа показа – определенная зрительская работа, к которой не всякий готов. Другое дело – насколько такая работа благодарна, и каков ее результат.

Основная идея фильма Сирила Туши, чьи предки прибыли в Германию из России в начале ХХ века – противостояние на личном уровне двух мужчин, хотите – «альфа-самцов», двух крепких, влиятельных, способных каждый в своей сфере, двух индивидуальностей – Путина и Ходорковского. Как говорит в интервью для радио «Свобода» режиссер:

 «...я решил ... сосредоточиться на одном конфликте. На самом деле конфликтов в этой истории много, но я выбрал конфликт между Путиным и Ходорковским. Однако, остались другие темы, и, когда у меня будет больше возможностей и энергии, я начну выкладывать на своем сайте – я бы хотел делать это каждое воскресенье – различные сюжеты. Например, "Ходорковский и российская оппозиция" – я интервьюировал Каспарова, Лимонова и других. "Ходорковский и еврейство", "Ходорковский и комсомол" (у меня очень много материалов о комсомоле), "Позиция Германии в деле Ходорковского", "Американская позиция в деле Ходорковского", "Ходорковский и бизнес 90-х годов", и вот такими порциями все это выкладывать

В этой трагичной, знаковой истории не только много конфликтов, но и немало причин, по которым с 2003 года Михаил Ходорковский сидит в российской тюрьме. Причины в фильме перечисляются, при этом не совсем понятно, на какую аудиторию он рассчитан. Тем, кто в США его увидит, причинно-следственная связь в деле Ходорковского отлично известна, поскольку проговорена в СМИ многократно. Американский же обыватель на этот фильм просто-напросто не пойдет, а в России, пока у власти будет находиться Путин, его не покажут ни в каком виде, даже в варианте 30-секундного ролика.

В конце прошлой недели в Нью-Йорке состоялся закрытый показ документального фильма «Ходорковский» немецкого режиссера Сирила Туши.

С другой стороны, на Берлинском кинофестивале «Ходорковский» был встречен овациями, в Европе фильм показали во многих странах и интерес он вызывает не только в прессе, так что в его исторической необходимости сомневаться не приходится.

Причины известного отношения Кремля к Ходорковскому и его компании «Юкос» названы Туши в таком, примерно, порядке:

- Ходорковский начал активно поддерживать оппозицию, хотя между олигархами и властью существовал негласный договор о том, что в России политикой занимается Кремль и никто другой;

- Финансово-производственная отчетность «Юкоса» с каждым годом становилась все более прозрачной по западному образцу, а это в условиях нынешнего российского номенклатурно-олигархического капитализма, с его «черным налом», было супротив принятых правил;

- Ходорсковскому намекали, что его оставят в покое, если он поделится доходами, заплатит «миллионов сто» (по предположению, высказанному в фильме бывшим партнером Ходорковского Леонидом Невзлиным, хотя не сомневаюсь, что для путинской гвардии 100 млн. – это скромное начало в процессе долгого и подробного разговора об «откатах»);

- В 2003 году «Юкос» должен был подписать договор о партнерстве с двумя западными нефтяными гигантами, таким образом пустившись в свободное плавание и выйдя из-под контроля Кремля, что в «жандармско-полицейский период правления Путина» (из «Корпорация», Ю.Фельштинский, В.Прибыловский) нельзя было никак позволить даже одной, отдельно взятой фирме;

- Наконец, личные отношения между президентами – страны и претендующей на глобальность компании. В фильме показан фрагмент встречи в Кремле президента Путина и влиятельнейших бизнесменов России. Ходорковский на этой встрече заговорил о повсеместной коррупции. Мы, мол, сами эту коррупцию начинали, сказал Михаил Борисович прямо в глаза Владимиру Владимировичу, нам с ней надо и кончать. Сей вызов царем всея Руси был принят, и через несколько месяцев Ходорковский оказался в КПЗ.

Как-то незаявленно, пунктиром прошли еще две причины. В фильме несколько раз мелькают фотографии встреч Ходорковского с американцами: тогдашний президент США Джордж Буш-младший, глава «Майкрософт» Билл Гейтс. Влиятельнейшие политики и отличники бизнеса. Возможно, Ходорковского подвел инстинкт самосохранения, как и пять лет спустя, в иной ситуации, еще одного Михаила, Саакашвили. Оба, очевидно, надеялись не столько на конкретную физическую, военную помощь Запада, сколько все же на помощь и влияние. Допустим, что Кремль не зайдет так далеко (с арестом, войной), понимая, насколько это может катастрофически отразиться на отношениях между Россией и Западом, и кардинально сократить инвестиционные потоки в Россию. Однако, у России свой путь, своя правда, и на подобные опасения, как показала история, ей глубоко плевать.

И вторая, не озвученная в фильме причина. Хотя Ходорковский неоднократно говорил, что знал, на что идет, возвращаясь в 2003 году в Россию и понимая, что уже арестованный Платон Лебедев был заложником, есть все же ощущение, что до той секунды, когда спецназ ворвался в его самолет и на него надели наручники, Ходорковский в арест не верил. 

И представить себе не мог, зная о планах Игоря Сечина по захвату «Юкоса», что это станет реальностью. 

Павел Ходорковский, старший сын Михаила Ходорковского на закрытом показе фильма Сирила Туши «Ходорковский»
Павел Ходорковский, старший сын Михаила Ходорковского на закрытом показе фильма Сирила Туши «Ходорковский». Фото © RUNYweb.com

Все происходило еще до банкротства Lehman Brothers, когда руководители крупнейших компаний мира пребывали в уверенности, что формула "too big to fail" работает безотказно. Но в деле Lehman Brothers не было политической составляющей.

Вероятно, отрыв от реалий характерен для большинства сильных мира сего: политиков, банкиров, управляющих первого звена. Они начинают истово доверять и своей фортуне, и безотказной логике принятия собственных решений, и чутью, которое не может подвести. Они оперируют гигантскими цифрами, человеческими судьбами оптом и строят светлое будущее по своему плану и подобию. 

Ходорковский здесь не исключение. Вспоминаю рассказанную мне в Нью-Йорке писателем и журналистом Виктором Шендеровичем историю о том, как он со Светланой Сорокиной подписывали чек на 25 млн. долларов в кабинете Ходорковского. 

Владимир Гусинский, в те годы владелец телекомпании НТВ, где работали Шендерович и Сорокина, попросил известных журналистов подсобить ему в простом деле. Надо было подписать чек, а поскольку Ходорковский с большим уважением относился и к Шендеровичу, и к Сорокиной, то все внимание уйдет на приятную беседу и общение, то есть за подписью дело не станет.

Так оно и получилось. Ходорковский принял журналистов тепло и дружески. Попили чай, наговорились всласть. Когда же надо было прощаться, Шендерович вынул чек и попросил поставить на нем подпись. Гусинский, де, передал оказией. 

Ходорковский взглянул на чек и подписал без лишних слов. Каких-то двадцать пять миллионов долларов. О чем речь, экая мелочь!

В известном смысле, несметное богатство и неограниченная власть делают из людей небожителей. Ты ворочаешь миллионами, ты на светском рауте с первыми лицами государств, ты мыслишь не меньше, чем столетиями. 

Кто, как не ты, вписываешься в формулу too big to fail. А это непросто, ответственно и крайне опасно.

Здесь мне понятны претензии одного из участников фильма, бывшего адвоката «Юкоса» Дмитрия Гололобова. Адвокат говорит, что по отношению к партнерам, акционерам, работникам «Юкоса» было абсолютно неправильным решение Ходорковского возвращаться в Россию, предполагая в перспективе арест и тюремное заключение. Больше толку было бы и для компании, и для Лебедева защищать свои права из-за границы, чем сесть с Лебедевым на одну скамью подсудимых.

Если это так, то остается сетовать на историю, которая не знает сослагательного наклонения. Можно лишь гадать сегодня, сожалеют о принятых ими решениях как Ходорковский, так и Путин. Сирил Туши убежден, что едва цена на нефть упадет ниже 30 долларов за баррель, Путин выпустит Ходорковского на свободу. 

Есть и такое предположение: после того, как Путин займет президентское кресло в 2012 году, он (а не Медведев, которого по этому сценарию нет ни в роли действующего лица, ни в роли исполнителя) своей высшей волей отпустит Ходорковского на свободу. Тем самым покажет Западу, что и ему не чужда тема прав человека и либеральных ценностей. 

Другое дело, насколько Путин, погруженный в думы об имперских амбициях России в последующие 12 лет его правления, вообще хочет Западу показывать что-то больше, чем собственный обнаженный торс и найденные им на дне моря греческие амфоры.

Елена Ходорковская, первая жена Михаила Ходорковского на закрытом показе фильма Сирила Туши «Ходорковский».
Елена Ходорковская, первая жена Михаила Ходорковского на закрытом показе фильма Сирила Туши «Ходорковский». Фото © RUNYweb.com

«Ходорковский» не ставит футуристические вопросы. Сирил Туши пытается разобраться в том, по каким мотивам Путин, российская власть, опасались одного из олигархов и насколько этот судебный процес стал для остальных влиятельных бизнесменов образцово-показательным.

В фильме – интервью в Израиле, Великобритании, Нью-Йорке перемежаются документальными кадрами и хроникой 1990-х. Я согласен с мнением Павла Ивлева, директора Института современной России, что «Ходорковский» несколько затянут, но смотрится с интересом. Динамичный монтаж, соответствующий традиционному напряжению, возникающему в хрестоматийной теме «царь – поэт», в нашем случае «царь и его узник»; разностильные съемки в городах и весях; мультипликация (Ходорковский, переплывающий бассейн, вначале наполненный золотыми тугриками, затем – вязкой нефтью), вызвавшая самые протиповоложные реакции в зале; и искреннее желание режиссера во всем дойти до самой сути.

В книге Алекса Гольдфарба «Саша, Володя, Борис...», автор вспоминает любопытный рассказ о том, как лидер формалистов Виктор Шкловский на одном из диспутов с соцреалистами сказал: «На вашей стороне армия и флот, а нас четыре человека – что же вы так боитесь?»

В «Ходорковском» нет ответа на вопрос «чего же боится Кремль?», - обязав Хамовнический суд огласить приговор в Москве, приказав расправиться в Лондоне с Литвиненко.

На вопрос корреспондента «Пари Матч» (26.10.2011 - 02.11.2011): «Все ли боятся Путина? Медведев? Бизнесмены? А Вы?» -Ходорковский отвечает: «За себя я не боюсь. Но многие, несомненно, испытывают страх. Ведь сегодня в тюрьмах томятся тысячи бизнесменов. Угроза тюрьмы стала «дубиной» коррумпированной системы, которая разрослась до невиданных в истории моей страны размеров. Мое заключение имеет, среди прочего, цель напоминать другим, что становится с любителями свободомыслия в стране, где отсутствует независимое правосудие.»

В фильме неоднократно высказывается мнение о том, что Ходорковский не претендовал на кресло президента России, о чем сам же и заявляет. И здесь уместно вернуться к «Корпорации»: «В 2008 году, - пишут авторы, - у Путина был выбор... Диктатором он становиться не захотел или не смог, потому что прочие члены совета директоров корпорации на такое нарушение закона пойти не позволили...» 

Путин на четыре года стал премьер-министром, чтобы в соответствие с Конституцией, вернуться президентом РФ еще на двенадцать лет. А там, как говорится, или падишах умрет, или ишак. Да и коль в Конституцию за прошедшие четыре года внесли необходимые поправки, то кто помешает ее корректировать «под себя» в последующие двенадцать лет.

Был такой в 1970-е популярный фильм «Воспоминание о будущем». Не о политике, коррупции, суме и тюрьме, но название запоминающееся. Я бы добавил его к «Ходорковскому» в качестве подзаголовка. Что ждет Россию в годы, когда Путин вернется к власти? Сколько Ходорковских окажется за решетками? И чем определяются такие жесткие кремлевские решения: опасениями политического и/или экономического свойства?

В том же интервью Ходорковский говорит: «...альтернативы «Путин или Медведев», как оказалось, не существует, возможностей для реформирования, на мой взгляд, - нет. Путин в качестве президента - это 6 или 12 дополнительных лет, которые будут  потеряны для моей страны.»

Павел Ивлев, бывший адвокат Михаила Ходорковского, ныне директор Института современной России на закрытом показе фильма Сирила Туши «Ходорковский».
Павел Ивлев, бывший адвокат Михаила Ходорковского, ныне директор Института современной России, на закрытом показе фильма Сирила Туши «Ходорковский». Фото © RUNYweb.com

Несколько лет спустя после того, как был уничтожен «Юкос», вернее, растаскан и разграблен по частям самыми законными, как посчитала «Корпорация», способами, был уничтожен и московский банк «Нефтяной». Было широко распространено в СМИ мнение, что поскольку банк ввел в Совет директоров оппозиционных Немцова и Касьянова, то Кремль банку «перекрыл кислород».

Его бывший президент Игорь Линшиц сейчас живет в Израиле. В беседе с одним из его бывших партнеров я поинтересовался, насколько политическая составляющая явилась главной причиной закрытия банка. 

Понятно, что причин было множество, хотя следуя в этом направлении, уверен, можно закрыть практически все банки, начавшие свою деятельность в 1990-х, при том, что на сегодня их совсем немного осталось.

Так вот, бывший партнер Линшица рассказал мне, что поддержка банком оппозиционеров вообще никого не интересовала. «Кому эта оппозиция нужна, кто ее в России боится? – делился со мной впечатлениями бывший банкир. – Все дело в «бабках». Линщиц приобрел за $300 млн. некое сталелитейное предприятие. Через время к нему пришли и от имени очень влиятельных людей предложили завод отдать. Ну, миллионов за сто пятьдесят. А если он не согласится, то пусть пеняет на себя... Линшиц послал их куда подальше. Отказался вести разговор на эту тему вообще. На следующий день банк опечатали и начался внеплановый многомесячный аудит. На Линшица подали в розыск в Интерпол.»

И вся недолга. Ни Ходорковский, ни Линшиц не согласились делиться, уходили от общака и вместо того, чтобы как Дерипаска произнести «все отдам ради Отечества», упорно строили свое дело, будучи сугубо частными предпринимателями. 

В условиях коллективной круговой поруки на просторах Азеопы, за такие вещи – секир-башка. 

На пресс-конференции после кинопоказа, старший сын Ходорковского Павел, проживающий в Нью-Йорке, отметил, что если после первого судебного процесса, Михаила Ходорковского поддерживали 13-15% россиян, то после второго, на котором владельцев «Юкоса» обвинили в фантастической краже 218 миллионов тонн нефти у дочерних предприятий компании, а судья Данилкин вынес обвинительный вердикт, число поддерживающих Ходорковского и Лебедева россиян утроилось.

Ведь многим из нас так хочется верить, что у демократии в России есть будущее.

Михаил Ходорковский в наручниках
Фото ИТАР-ТАСС

© RUNYweb.com

Просмотров: 15497

Вставить в блог

Оценить материал

Отправить другу



Добавить комментарий

Введите символы, изображенные на картинке в поле слева.
 

0 комментариев

И Н Т Е Р В Ь Ю

НАЙТИ ДОКТОРА

Новостная лента

Все новости