-->
Пятница, 13 Декабря 2024

Оценить материал


Вставить в блог

Bookmark and Share

Кино вчера, сегодня, завтра. 58-й Нью-Йоркский кинофестиваль в декорациях пандемии

13 Октября, 2020, Юрий Мергольд

Кадр из фильма \'Nomadland\' (США, 2020)  режиссёра Хлое Чжао

Кадр из фильма 'Nomadland' (США, 2020) режиссёра Хлое Чжао

«Если вы никогда не плакали, ваши глаза не могут быть прекрасными»
Софи Лорен

Этот грустный, но вполне философский эпиграф как-то невольно монтируется с заметками о  закрывшемся 11 октября 58-м Нью-Йоркском кинофестивале, промелькнувшем, увы, не в парадной архитектуре Линкольн Центра, а где-то в глубинах таинственных серверов, запечатанных сложными паролями, которые, впрочем, легко открываются магическим ключом вашей кредитной карты. Да и название материала представляется тоже не случайным.

«Вчера, сегодня, завтра» – знаменитый фильм Витторио де Сика, вышел в 1963 году – и, что символично, в год 1-го Нью-Йоркского кинофестиваля. Картина, в которой королева европейского экрана София Лорен, на пике своей нокаутирующей сексуальности, представила образы трёх современных женщин, да так, что нынешним феминисткам и не снилось. Это было время, когда в странах Старого и Нового света, кино было необычайно популярно, и толпы зрителей осаждали кинотеатры. Сколько открытий великого кино тогда ещё было впереди: и Новая волна во Франции, и фильмы хрущёвской оттепели в России, и расцвет Голливуда 70-х, а Куросава в Японии, а Феллини, а Бунюэль…? Сегодня, как-то особенно отчётливо понимаешь, что эта ностальгическая классика уже то самое «вчера» мирового кинематографа – прекрасная, но невозвратно ушедшая эпоха. Ну а что же «сегодня», и как бы попытаться заглянуть в совсем уже недалёкое «завтра»?  

Кадр из фильма 'The Human Voice' (Испания, 2020) режиссёра Педро Альмодовара
Кадр из фильма 'The Human Voice' (Испания, 2020) режиссёра Педро Альмодовара 

Неожиданная турбулентность двадцатого года двадцать первого века, включая политические тектонические сдвиги и, конечно, коварный коронавирус, обозначила новые вызовы, с которыми мир столкнулся сегодня. Если говорить о киноиндустрии в целом, то такое уже случалось в истории кино и даже оказало на него заметное влияние. Известно, что эпидемия печально знаменитой «испанки» – летального гриппа, который по масштабам сопоставим с новым вирусом, в середине 20-х годов прошлого столетия, нанёс сокрушительный удар Голливуду и вскоре существенно изменил экономическую модель американской, а следом и мировой кинопромышленности. Тогда, после тотального карантина, который, кстати, продолжался всего 6 недель, Адольф Цукор, владелец, скромной по тем временам компании Парамаунт, а в будущем крупнейший киномагнат, начал энергично скупать, в первую очередь небольшие, совсем или почти разорившиеся кинотеатры.

Так зародилась мощная система голливудских студий, которые контролировали и производство, и прокат кинопродукции – система, которая хотя и видоизменялась, всё же просуществовала почти до наших дней. Именно в то время были пересмотрены почти все компоненты кинобизнеса – от продолжительности фильмов до структуры продажи и цен на билеты. Именно такая жёсткая перезагрузка кинопромышленности, завершившаяся к концу 1928 года, вследствие пандемического кризиса, позволила Америке не только выстоять в пришедшую следом Великую Депрессию, но и обеспечить настоящий ренессанс Голливуда тех славных лет. И вот сегодня, на фоне новой реальности, многие специалисты предрекают похожие, вынужденные, а может и вполне плодотворные реформы – те, что в ближайшие 1-2 года радикально поменяют мировой кино-ландшафт. Этот процесс начался ещё до пандемии: на картах крупнейших городов стремительно уменьшается количество кинотеатров.

Знаменитый премьерный театр Zigfield на 54-й улице в Нью-Йорке – роскошный дворец с помпезным убранством интерьеров времён золотой Эпохи Голливуда недавно переоборудован в банально безликое техно-пространство для частных корпоративов. Сегодня, в октябре 2020 года, все кинотеатры по-прежнему закрыты и уже очевидно, что многие из них обречены на банкротство. И вот тут пошли в атаку могучие стриминговые (потоковые) компании, такие как Netflix или Amazon, готовые не только к распространению, но и к производству картин. Сначала они монополизировали интернет-доставку фильмов на экраны вашего домашнего кинотеатра или карманного гаджета, а сегодня они всё больше и больше, уже сами продюсируют и снимают кино. Скорее всего мы станем свидетелями жестокой конкуренции больших игроков на этом рынке, уровня, скажем Apple или YouTube, заточенных на производство высокобюджетных блокбастеров. А какая судьба ожидает старые, уютные кинозалы и даже мощные мультиплексы, и что будет с независимым кино? Думаю, что перспективы тут весьма невесёлые. Но, как видите, всё повторяется… 

Кадр из фильма 'Beginning' (Грузия-Франция, 2020) режиссёрп Деа Кулумбегашвили
Кадр из фильма 'Beginning' (Грузия-Франция, 2020) режиссёрп Деа Кулумбегашвили

Есть и ещё одна занятная историческая параллель, характерная, уже только для американского кино. Речь идёт о так называемых драйв-инах (drive-in movie theaters) – в русском языке нет даже близкого перевода, а в американском кинобизнесе, в недавние времена, это было просто культовым явлением. Представьте гигантскую автостоянку, на которой установлен огромный экран, добавим к этому пару павильонов, для продажи билетов и непременных колы и попкорна, и перед вами уникальный объект, сформировавший не одно поколение американцев, ставший наряду с джинсами Levi’s, томатным супом и ореховым маслом настоящим артефактом национальной поп-культуры. Прообраз классических «драйв-инов» был впервые открыт в далёком 1915 году, ещё на заре немого кино, а вот достигли пика своей популярности они как раз после пандемии, по всем известным сегодня санитарным причинам. В 30-50-е годы в США было зарегистрировано до 5000 таких «очагов культуры».

Так, плодотворное слияние Голливуда и автопрома США, надолго стало, особенно в провинциальных городках средней Америки, своеобразными градообразующим центрам притяжения публики - в первую очередь местных тинэйджеров. В начале 70-х годов популярность драйв-инов начала стремительно падать; их вытеснили современные кинозалы, оснащённые объёмным звуком и цифровым изображением. До недавнего времени, их оставалось всего несколько, включая знаменитый Shankweiler's Drive-In Theater в штате Пенсильвания, открытый в 1934 году. И вот Нью-Йоркский фестиваль, вместе с вынужденными онлайн просмотрами, решает реанимировать и драйв-ины.

Справедливости ради скажем, что фестиваль Трайбека первым, в этом карантинном году, устроил несколько таких пробных просмотров, и вот теперь NYFF-58, при участии компании Brooklyn Rooftop, уже открывает целых три локации в мегаполисе, призывая самых активных зрителей к этому своеобразному ретро-аттракциону с привлечением новейших технологий изображения и звука, достойных 21-го века. Не уверен, приживётся ли это наследие славного прошлого на новом витке истории. Поживём – увидим, но вот только визуальный футуристический образ безжизненной автостоянки с лучом проектора, скользящим по крышам сотен плотно стоящих тёмных машин, представляется немного депрессивным.

Кадр из фильма 'A Night at the Opera' (Франция, 2020) режиссёра Сергея Лозницы
Кадр из фильма 'A Night at the Opera' (Франция, 2020) режиссёра Сергея Лозницы

Подводя некоторые итоги состояния кинопроцесса и фестивалей, как культурного события «сегодня», думаю, не стоит торопиться с выводами. Пока нет точных прогнозов и уверенных прорывов на медицинском фронте; все участники киноиндустрии будут продвигаться вперёд методом проб и ошибок. Результат и оптимальная модель, как уже было в прошлом, будет обязательно. Сегодня уже очевидно, что демонстрация фильмов онлайн полностью «живой» прокат заменить не может. Например, премьера многообещающего ремейка Стивена Спилберга «West Side Story», в который раз переноситься на неопределённый срок, очередной хит Бондианы “No Time to Die”, тоже долго ждёт своего звёздного часа и, кажется, выходит в ноябре в надежде, хотя бы, на открытый европейский прокат. Кинофестивалям тоже, как воздух, необходима реальная связь со зрителем, а ещё и с городом, в котором он проходит – с его культурной, коммерческой и социальной жизнью. 

И наконец, какое же нас ждёт кино на фоне всех этих пандемий, геополитических потрясений, проблем экологии, разрушительных протестов, и при этом небывалого развития компьютерных технологий? Будет ли оно более публицистичным, стреноженным псевдо-политкорректной самоцензурой – той, что хуже и опаснее тоталитарной? Программа 58-го Нью-Йоркского кинофестиваля, в какой-то степени, даёт ответы на эти вопросы. Каковы они, эти ответы – судить зрителям. Нью-Йорк традиционно собирает лучшие картины года, некоторые из которых уже отмечены призами крупнейших международных фестивалей. Перед вами очень субъективный выбор картин, на которые, по мнению автора, стоит обратить внимание зрителей. Отмечу лишь два из них более подробно и просто назову ещё несколько, которые вы найдёте на сайте фестиваля или на других платформах уже совсем скоро.

Несомненно, выдающееся кино, центральная картина программы фестиваля, и скорее всего, лучший фильм этого года – Nomadland (2020) американского режиссёра Хлое Чжао. 

'Nomadland' (США, 2020) 
Режиссёр Хлое Чжао 

Обладателница двух Оскаров, актриса Фрэнсис Макдормэнд вновь демонстрирует свой филигранный талант в этой глубокой, гипнотически завораживающей работе режиссера Хлое Чжао (The Rider, NYFF-55). Сценарий написан по известной книге Джессики Брудер о странствующих изгоях - пожилых американцах, книге, которая шокировала многих читателей. Как свободно и талантливо молодая женщина-режиссёр, к тому же азиатского происхождения, сумела выступить в традиционно классическом для американского кино жанре «Road Movie». «Nomadland» повествует о годе из жизни Ферн (Макдормэнд), немолодой вдовы; вся её взрослая жизнь прошла в небольшом городке, который с закрытием единственной фабрики по упаковке посылок, превращается в город-призрак. Единственным шансом выжить остаётся переселиться в старый автофургон и отправиться на поиски какой-нибудь сезонной работы. Рядом с Макдормэнд, исполнители остальных ролей –непрофессиональные актёры, все настоящие «кочевники», и они не играют, а просто органично существуют в предлагаемых обстоятельствах. Эта невероятная по своей достоверности картина уже удостоена главных призов в Венеции и в Торонто, и номинирована на множество других наград. В картине безукоризненно сочетается художественная образность и жёсткий реализм, присущий лишь документальному кино. Режиссёр Хлое Чжао, уже по праву, зарекомендовала себя уже сложившимся мастером среди кинематографистов нового поколения.

Одним из главных и неожиданно позитивных результатов ограничительных напастей этого года, отметим выросший интерес к короткометражному и документальному кино. В этой категории настоящим украшением программы фестиваля стал новый фильм, хорошо известного нам Сергея Лозницы: 

'A Night at the Opera' (Франция, 2020)
Режиссёр Сергей Лозница

Эту картину можно смело назвать настоящим шедевром. Она смотрится, что называется, на одном дыхании, и с удовольствием, которое порой не может доставить просмотр иного полнометражного художественного фильма. То, что мы видим на экране можно назвать настоящим волшебством, абсолютно завораживающим действом. Кажется, что всё происходит в один вечер середины прошлого века: к парижскому театру Гарнье подъезжают дорогие лимузины, из них выходят роскошно одетые пары, которые торжественно следуют по парадной лестнице, затем неторопливо раскланиваясь, они занимают места в своих роскошных ложах и в партере, и вот начинается концерт. И вновь, погружаясь в архивы аудиовизуальной истории 20-го века, Сергей Лозница создает этот элегантный ироничный портрет эпохи 1950-х и 60-х годов. Да-да, эта 19-и минутная картина представляет собой тончайшую мозаику, виртуозно смонтированную из кадров разных событий в течение почти 10-и лет. С использованием монтажа и тщательно отреставрированного саундтрека, Лозница представляет зрителю портрет европейской и мировой элиты, которой восхищаются толпы поклонников в абсолютно гротескно-сатирическом свете. Среди знаменитостей мелькают лица Брижит Бардо, Жана-Клода Бриали, Бурвиля, Чарли Чаплина, Жана Кокто, Грейс Келли, Сержа Лифаря, Мишель Морган, Жерара Филиппа, Франсуазы Саган. А вот политики и царствующие особы – Королева Нидерландов Юлиана, королева Дании Ингрид, принц Греции Георг, принц Монако Ренье, королева Англии Елизавета II и принц Филипп, герцог и герцогиня Виндзорские, король Норвегии Олав V, король Швеции Густав VI, генерал де Голль, шах Ирана и принцесса Пехлеви, Никита Хрущев, Жорж Помпиду и ещё многие весьма известные персоны. И мы видим, как с одинаковым восторгом, они слушают партию Розины в исполнении великолепной Марией Каллас. Сергей Лозница – автор полутора десятка известных документальных и художественных картин, таких как «Процесс», «Государственные похороны», «Донбасс», сделал, пожалуй, свой лучший фильм по уровню таланта и художественного изыска.

В категории Main Slate (Основная Программа) выделяется дебютная картина молодого автора из Грузии, фильм, отмеченный главным призом Золотая Раковина на фестивале в Сан-Себастьяне этого года и двух серебряных, за лучшую женскую роль и режиссуру:

'Beginning' (Грузия-Франция, 2020)
Режиссёр Деа Кулумбегашвили

Жестокая драма о религиозных преследованиях, с замечательной, тончайшей работой актрисы, играющей главную роль (Иа Сухиташвили) и неожиданный контраст трагичности повествования с живописностью каждого кадра. 

В категории Spotlight (в лучах света) – картина ветерана Нью-Йоркского фестиваля темпераментного испанца Педро Альмодовара:

'The Human Voice' (Испания, 2020)
Режиссёр Педро Альмодовар 

Эта 30-минутная картины, запомнится впечатляющим бенефисом мистической актрисы Тильды Суинтон и подчёркнутой декоративностью и буйством красок нарочитых декораций, в которой разыгрывается эта пьеса для одной актрисы…

В категории Revivals (Возрождения) запомнились несколько проверенных временем картин, которые с не меньшим интересом смотрятся и сегодня. Среди них грустная и чувственная история взросления, обретений и потерь 'Smooth Talk' – первая роль совсем юной, будущей победительницы Оскара Лоры Дёрн. Здесь же фильм уважаемого классика из Гонконга Вонга Кар-вая “In the Mood of Love”. Этот фильм по-прежнему остаётся образцом безукоризненной визуализации повествования настоящими средствами кино; костюмы, музыка, пластика актёров – так органично мастер погружает зрителя в атмосферу этого внешне статичного, но захватывающего любовного сюжета. 

58-й Нью-Йоркский кинофестиваль скоро станет историей; отдадим ему должное – сегодня он выстоял, сделал всё, что мог, с трудом, оставаясь самим собой в этом странном 2020 году. Остаётся верить в его прекрасное «завтра», потому, что Фестиваль очень нужен Городу,  а Город – Фестивалю.

© RUNYweb.com

Просмотров: 3565

Вставить в блог

Оценить материал

Отправить другу



Добавить комментарий

Введите символы, изображенные на картинке в поле слева.
 

0 комментариев

И Н Т Е Р В Ь Ю

НАЙТИ ДОКТОРА

Новостная лента

Все новости