Оценить материал
Еще читать в этом разделе
- 11.05'Venom: The Last Dance': финал трилогии о бывшем журналисте, в котором поселился инопланетный симбиот
- 11.03Рэпер Канье Уэст снял документальный фильм о своей жизни за миллиард долларов
- 11.02'Conclave' – триллер о выборах папы римского с Рэйфом Файнсом. Актер имеет все шансы на «Оскар», но сам фильм разочаровывает
- 10.28'Lee' с Кейт Уинслет и Александром Скарсгардом. Исторический байопик о жизни фотохудожника на войне
- 10.20'A Different Man' — драма, в которой Себастиан Стэн играет закомплексованного и потерянного актера, чье лицо обезображено редкой болезнью
Рандеву с французским кино в нью-йоркском Линкольн-центре
9 Марта, 2016, Юрий Мергольд
Кадр из фильма режиссёра Гийома Никлу «Valley of Love». Фото с сайта filmlinc.org
Любит ли зритель французское кино? Несомненно – особенно наши соотечественники: старшее поколение помнит романтических героев Жерара Филлипа, обаятельного Ива Монтана, магнетического Жана Габена, утончённо-элегантного Жана Маре. Те кто помоложе росли вместе с картинами жанра «плаща и шпаги», засыпая под цокот копыт и звон клинков. Помните ту дерзскую, искристую музыку из «Трёх Мушкетёров»? Нет, нет – речь не о том милом советском капустнике с Боярским и Тереховой, а о настоящем, франзузском, 1961 года, от которого просто захватывало дух!
Какие в этих фильмах были актёры, их имена: Жан Рошфор, Жак Тожа, Робер Оссейн тоже звучали как особая музыка, а над ними царила неповторимая пара супергероев, в воплощении томного красавца Алена Делона и бесшабашного повесы Жан-Поля Бельмондо! Что уж говорить о француженках, истинных королевах экрана? О-ля-ля! Таинственная Мишель Морган, трагическая Жанна Моро, многогранная Ани Жирардо, вечная Анжелика – эротичная Мишель Мерсье.. Катрин Денёв в «Шербургских зонтиках» - все они создали неповторимый образ истинно французской женщины!
Вспомним картины просто нокаутирующие публику! Ну хотя бы «Мужчину и женщину» Клода Лелюша с волшебной музыкой Фрэнсиса Лея. Ну кто как не французские актёры способны были так поведать о чувственной любви, как это смогли Анук Эме и Жан-Луи Трентиньян? «Продвинутые» зрители знакомы и с революционным кино «Новой Волны», когда молодые интеллектуалы, такие как журналист Жан-Люка Годара или киновед Франсуа Трюффо, своими экспериментальными фильмами бросили вызов коммерческому кино. Ну разве забудешь великих французских комиков, таких как Бурвиль или Де Фюнес – вот где неповторимый, парадоксальный, гротескный юмор! Всё это уже часть культуры не одного поколения наших киноманов и согласитесь, что в кинопрокате, времён бывшего СССР, французское кино было неплохо представлено. И вот, волею судеб, мы на американском континенте – родине грандиозного, во многих отношениях, американского кино. Другие ритмы, другие способы повествования, другие мифы, легенды и герои.
Приходится признать, что новые поколения наших американцев, уже ничего не знают о кинематографе страны где он был изобретён - а многим его, прежде верным почитателям, сегодня почти недоступны французские фильмы. К счастью, это в меньшей степени касается жителей и гостей Нью-Йорка – настоящей культурной столицы Соединённых Штатов! Здесь вы найдте немало мест где можно увидеть европейское и, конечно же, французское кино. В Нью-Йорке есть даже кинотеатр «Париж», (напротив отеля «Плаза») где в репертуаре постоянно присутствуют фильмы Франции. Но главная площадка для киногурманов – это, несомненно, Кинообщество Линкольн-центра, где, кроме традиционного Нью-Йоркского кинофестиваля и разнообразных тематических показов ежегодно проводятся французские кинонедели.
И вот Неделя французского кино в Линкольн-центре под названием «Rendez-Vous with French Cinema» – прекрасная возможность новой встречи с французским кино, и если не удасться увидеть все представленные здесь фильмы, то хотя бы попытаться внести их в планы будуших просмотров – некоторые из этих картин скоро появятся в прокате или будут доступны в интернете и на электронных носителях.
В этом году году программа «Rendez-Vous with French Cinema» вновь, как и в прежние годы, включает своеобразный срез современной киноиндустрии Франции, представляя и новые имена, признаных мастеров и даже звёзд, которыми сегодня, как и прежде, так богат французский кинематограф! Доверимся составителям программы недели, выбравшим всего два десятка картин, по которым нам предстоит получить представление о современном киноискусстве Франции – между прочим страны, занимающей третье место в мире по объёму кинопроизводства. Не удивляйтесь: после Американского Голливуда, и Индийского Болливуда, Франция, выпуская более 200 картин в год (и эта цифра ежегодно растёт) сегодня - крупнейшая мировая кинодержава! Не стоит забывать о знаменитом Каннском кинофестивале, признанным номером один в мире, а всего во Франции ежегодно проводится около 120 фестивалей.
Программа недели разнообразна по жанрам и стилям и, без сомнения, каждый фильм найдёт своего зрителя. Перед вами обзор лишь некоторых картин недели, которые, по мнению автора, достойны особого внимания, представленные в своеобразных условных номинациях:
В номинации «Актёрское мастерство» – картина режиссёра Гийома Никлу «Valley of Love» (Долина Любви) – несомненный хит программы. В этом фильме присутвует всё, чем славится европейское, и, конечно же, французское кино,несмотря на то, что по жанру (типичный «роуд муви») этот фильм ближе к кино американскому.
Сюжет: двое бывших супругов встречаютсв в Неваде, в Долине Смерти, в маленьком туристском центре, ведомые одинаковыми письмами от своего сына, покончившего жизнь самоубийством год назад – своеобразная последняя воля, с пугающим обоих родителей, упоминанием о возможном с ними свидании. Из такой истории вполне мог получиться банальный мистический триллер или заунывный артхауз, если бы не присутствие в картине двух великих актёров!
Изабель Юппер и Жерар Депардье, при своих более чем впечатляющих послужных списках (более ста картин у неё, и более двухсот у него) вместе снимались всего три раза, причём последний раз 35 лет назад! Это было в фильме каннского лауреата режиссёра Мориса Пиала «Лулу», 1980 года. Да, они несколько изменились, и не боятся показать это в фильме: он - свою вызывающую брутальность, она – безжалостные приметы прожитых лет – более того, героям ещё даны имена самих актёров, Изабель и Жерар. Их дуэт в этой картине достоин учебников по актёрскому мастерству! Именно такое экзистенциальное погружение в роли, наполнение надуманной истории «кровью и нервами» артистов такого калибра делает этот фильм одним из лучших!
Нельзя не отметить режиссёра и оператора картины: длинные, снятые одним кадром томительные проходы или гнетущие, безжизненой красоты пейзажи, создают трагическую атмосферу этой истории.
Кадр из фильма режиссёра Гийома Никлу «Valley of Love». Фото с сайта filmlinc.org
В номинации «Новое поколение» стоит выделить фильм режиссёр Луи Гарреля «Two Friends» (Друзья). Луи Гаррель, несмотря на свою молодость – уже популярный актёр, настоящая звезда. Он начал сниматься в восьмилетнем возрасте, и понятно, что в картине своего отца, известного режиссёра Филлипа Гарреля. Луи запомнился интересными работами у многих крупных мастеров, включая самого Бернардо Бертолуччи и, несмотря на успешную актёрскую карьеру, всё чаще становится по другую сторону камеры, совмещая обе ипостаси в своих фильмах.
«Друзья» – это уже четвёртая и вполне зрелая режиссёрская работа Гарреля. Трогательная, щемящая история о двух друзьях, потерянных в большом городе, агрессивный урбанизм которого подчёркивает их необходимость друг в друге. Венсан, наивный, искренний недотёпа, подрабатывающий в киномассовках, и его друг, меланхоличный циник Абель в исполнении Гарреля оказываются в непростой ситуации классического любовного треугольника. Венсан влюблён в восточную красавицу Мону – девушку словно сошедшую с Фаюмского портрета. Она скрывает от друзей, что отбывает наказание и существует в жёстком режиме между унылой работой и ежевечерним возвращением в тюрьму. Так, в течении одного дня и одной ночи, отношения трёх молодых людей подвергаются серьёзным испытаниям...
Кадр из фильма Луи Гарреля «Two Friends». Фото с сайта filmlinc.org
Лента «Three Sisters» (Три сестры) в номинации «Экранизация классики», снятая по одноименной чеховской пьесе, – ещё одна уверенная работа актрисы в реальной роли режиссёра Валерии Бруни-Тедески.
Волоокая и сексуальная, и совсем не из первого эшелона Французского Кино, Валерия Бруни-Тедески, была также известна как кузина экс-первой леди страны, довольно много и успешно снималась во Франции и в Италии. Две её предыдущие режиссёрские работы прошли незамеченно, а вот психологическая мелодрама «Замок В Италии», снятая в 2013 году уже заставила специалистов обратить на неё внимание. А уж замахнуться на «Антона, нашего, Павловича» который во Франции почитаем не меньше чем в России... Практически никто не ожидал от неё столь яркого и мастерского дебюта в фильме для телевидения, когда при более чем скромном бюджете – фильм был снят всего за несколько съёмочных дней, Бруни-Тедески сумела выдать столь достойный результат!
Как известно, пьесы и проза Чехова – наиболее трудный материал для киноэкранизаций. Театр Чехова – это живая ткань объединяющая мировые культуры, кино «по Чехову» лишь отдельные редкие удачи. Всё дело в том, что драматургия Чехова внешне очень статична – там почти нет действия, а язык кино – это как раз динамика, движение.
Так режиссёр, почти дебютант Бруни-Тедески, сумела приблизиться к немногим кому удавалось средствами кино передать чеховские интонации (как это удалось, например, в фильмах Хейфица или раннего Михалкова). В начале кажется – всё это так далеко от привычного классика: и экстравагантная интродукция всех трёх сестёр во время утреннего совместного туалета, и унылые, постные мужчины, спотыкащиеся в диалогах на русских именах-отчествах, и вдруг происходит почти чудо: Действие начинает раскрываться, и ты уже веришь, что это не классичесский французский дом-шато, а русская усадьба в Абрамцево или Переделкино и кадр-лейтмотив изящного пленэра убеждает, что режиссёру близка живопись Левитана и Поленова, а костюмы героев кажутся уже почти сошедшими с картин Серова.
Три главных характера, тоже представлены не традиционными монологами, а через действие и детали тех же костюмов... Какую неожиданную окраску приобретают сцены, словно «подсвеченные» контрастирующими музыкальными темами! И вот тебе уже безумно жаль этих людей - ведь мы, в отличие от Антона Павловича, знаем что с ними случится уже совсем скоро...
Кадр из фильма Валерии Бруни-Тедески «Three Sisters». Фото с сайта filmlinc.org
Картина «21 Nights with Patti» (21 Ночь с Патти) режиссёров Жана-Мари и Арно Ларье – фаворит номинации «Французский коктейль». О, этот фильм может стать хорошим яблоком раздора в споре об уникальности французской культуры, о границах дозволенного в жанрах сатиры, комедии – в данном случае комедии чёрной! А кому-то эта картина, подобно бокалу искристого французского шампанского, просто поможет скоротать вечерок в компании добрых друзей, не лишенных чувства юмора.
Итак – сюжет: Главная героиня – парижанка Каролин, приезжает в маленькую деревушку на юге Франции по печальному поводу – смерти своей матери. В доме усопшей и по дороге к нему она знакомится с разнообразными обитателями этого местечка, многие из которых, как оказывается, составляли весьма экзотический круг знакомств её маман. Главная заводила этого странного коллектива – дама средних лет по имени Патти, обладает маниакальным даром делится с первым встречным своими любовными приключеними, причём во всех откровенных деталях! Параллельно выясняется, что и покойница тоже была замечена на этом фронте и не была обделена вниманием мужчин! Когда же выясняется, что тело покойной таинственно исчезло накануне похорон, то уже явственно запахло триллером, ну а когда умершая-призрак сплясала на столе, да ещё явно в исполнении актёра-мужчины, то самым разумным было расслабиться и весело наблюдать за этой гремучей смесью стилей и жанров! Психолог-полицейский, псевдописатель-некрофил, деревенские пляски, тайные комплексы и любовь, любовь, любовь!
«Пока смеёшся – живёшь» – настаивают режиссёры братья Ларье. Звучит вполне убедительно!
Кадр из фильма Жана-Мари и Арно Ларье «21 Nights with Patti». Фото с сайта filmlinc.org
В номинация «Переиграть Венсана Касселя» хочется отметить работу режиссёра Майвенн Ле Беско «My King» (Мой Король ). Рабочее название этой картины «Нет смысла убегать» и кажется, что оно точнее передаёт авторский посыл этого фильма. И вновь перед нами успешная актриса, с амбицией стать режиссёром. Майвенн Ле Беско, которой ещё нет и сорока, сыгравшая в множестве картин, бросает вызов режиссёрам-мужчинам. Пожалуй, эта тендеция и есть главная примета недели Кино Франции-2016. Женщина-режиссёр демонстрирует в этом фильме свой особый взгляд на роковую и, похоже, безнадёжную любовь к мужчине, которому уже никогда не вырваться из губительной, и для него и для неё, смертельной наркотической зависимости. Лидер французских актёров среднего поколения международная звезда, демонический Венсан Кассель, как всегда, хорош! Но в этой картине Кассель, может, и в ущерб сюжету, начисто переигрывает свою партнёршу актрису Эмманюэль Берко, которая тем не менее получила приз в Каннах за главную женскую роль.
Остаётся только добавить, Беско не только востребованная актриса но и.. вы правильно догадались – известный сценарист и режиссёр.
Кадр из фильма Майвенн Ле Беско «My King». Фото с сайта filmlinc.org
Как уже было сказано, всего на неделе представлено около двадцати картин, дающих вполне объёмное представление о современном французском кино: тут и победители престижных кинофестивалей, обладатели кинопремий и многообещяющие талантливые дебютанты. А ведь есть ещё и мудрый, признанный классик Отар Иосселиани, который уже давно вне всяких кинопроцессов, течений и тенденций. Его картина «Winter Song» (Зимняя Песня), представленная в номинации «Мастер», кого-то возможно и разочарует – вновь те же странные чудики полугрузины, полуфранцузы суетятся в калейдоскопе городской или, может, вселенской суеты?
Уже более 30 лет Мастер живёт и работает во Франции, снимая картину за картиной, а кажется, что это как-будто продолжение одного и того же фильма.. А может это и есть наш мир в его, Отара, особом увеличительном стекле? Во всяком случае, он заслужил, этот взгляд, и право на своё кино, где по-особенному течёт время.
Кадр из фильма Отара Иосселиани «Winter Song». Фото с сайта filmlinc.org
Итак, неделя Французского Кино в Нью-Йорке, которая продлится до 13 марта, ждёт своих зрителей. Представленные на ней фильмы уже история кино: камера остановилась, и фильм мгновенно начинает жить своей отдельной жизнью. И жизнь продолжается. Многие, некогда крупнейшие европейские кинематографии сейчас переживают не лучшие времена: Италия, Венгрия, Испания.. А кино Франции живое, оно развивается, и потому так разнообразно и интересно!
© RUNYweb.com
Добавить комментарий
0 комментариев