Оценить материал
Еще читать в этом разделе
- 12.07'Wicked' — главный голливудский мюзикл года. Броская и нарядная предыстория колдуньи из страны Оз с Синтией Эриво и Арианой Гранде
- 12.02'Here' — фильм Роберта Земекиса об истории одной семьи, снятый неподвижной камерой c актерами и командой из 'Forrest Gump'. Вышло уныло
- 11.28В Лос-Анджелесе вручили премии 'Governors Awards' — почетные «Оскары» за выдающиеся заслуги в кинематографе
- 11.23'Juror #2': юридическая драма Клинта Иствуда, где героями движет не чувство справедливости, а личный интерес
- 11.18'Heretic' — религиозный хоррор с неожиданной ролью Хью Гранта
«Под сенью Пушкина снимается...», В Нью-Йорке вновь пройдет независимый фестиваль документального кино RUSDOCFILMFEST-3W
16 Сентября, 2020, Марина Адамович
Кадр из фильма «100 million views» (Израиль), представленного на кинофестивале документального кино в Нью-Йорке – RUSDOCFILMFEST-3W
19 октября в Нью-Йорке откроется очередной, тринадцатый по счету, независимый фестиваль документального кино RUSDOCFILMFEST-3W. Стоит ли погружаться в магию цифр? – Хотя в этом году она заявляет о себе особенно настойчиво. Прежде всего, 19 октября – особый день для русской культуры – как, впрочем, и для каждого западного интеллектуала: Лицейский день, осеяный благодатью Александра Сергеевича Пушкина.
А ровно 190 лет назад, осенью же, Поэт оказался в Болдино, оказался закрытым на карантин (холера была завезена в Европу в 1820-е годы из Азии)... Это «Великое сидение» вошло в мировые литературные анналы как «Болдинская осень» – наиболее плодотворный период в творчестве Пушкина: было написано 32 стихотворения, цикл Повестей Белкина, «Маленькие трагедии», закончен «Евгений Онегин» - и прочая прочая...
Зритель 13-го кинофестиваля (естественно – тринадцатого!) как никогда близко ощутит всю гамму чувств и переживаний Поэта – замкнутого в пространстве, как и мы. Но именно потому, что мы все оказались в изоляции новой пандемии, организаторы фестиваля хотят помочь преодолеть ее, превозмочь - и приблизиться друг к другу.
Фестиваль этого года мы запускаем на специальной платформе Online Theater, онлайн-кинотеатра. Пилотный проект нашего виртуального кинозала мы опробовали еще в прошлом году; учли все проблемы, продумали все варианты. Не сходя с дивана, не нарушая карантин, вы сможете посмотреть всю фестивальную программу, с 19 по 25 октября, в любое время дня. (Подробно о том, где и как можно подключиться к кинозалу, мы рассказываем на фестивальном сайте www.rusdocfilmfest.org). Здесь же хочется говорить о другом: почему нам важно увидеть – да-да, увидеть и почувствовать – ваше внимание на фестивале этого года.
Кадр из фильма «Зулмат. Массовый голод в Казахстане» (Казахстан), представленного на кинофестивале документального кино в Нью-Йорке – RUSDOCFILMFEST-3W
Изоляция не разобщила – но объединила нас. «Жив, жив, курилка!..» Документальное кино, в пандемию испытывающее колоссальные трудности, продолжает держать руку на пульсе мира. В программе этого года – семь стран-участниц, представляющих частные, независимые киностудии США, России, Армении, Франции, Испании, Израиля, Казахстана. Их объединило и прошлое Восточной Европы, боровшейся против коммунистической диктатуры, и общие, как оказалось, проблемы постсоветского пространства, и культурная память, и единое сообщество многонациональной русскоговорящей диаспоры в ее рассеянии, - как и вызовы, брошенные человечеству эпохой новейших виртуальных (и не очень) властных структур. Акцент фестиваля поставлен на программу «Free World» - на фильмы с острой социальной проблематикой, что особенно актуально в контексте конфликтов, охвативших все мировое сообщество
Уроки прошлого – выученные или неучтенные. Неслучайно участие в кинофестивале фильма казахского журналиста, активиста и режиссера Жанболата Мамая «Зулмат. Массовый голод в Казахстане». «Зулмат» по-казахски значит «трагедия»; Мамай рассказывает в своей ленте о Голодоморе в Казахстане, унесшем в 1920-30 годы жизни четырех миллионов казахов. Но в отличие от украинского, этот голодомор не признан ни в самом Казахстане, ни в России, правопреемницы СССР.. Фильм запрещен к показу в этих государствах.
Тема зулмата звучит во многих лентах фестивальной программы. Эти работы можно объединить в особый антисталинский цикл (что особенно важно на фоне сегодняшних попыток реабилитировать тирана): фильмы «Шаман», «Эффект Боровска», «Театр за колючей проволокой», «Каляевская 5» (Россия), фильмы острой антисоветской направленности, такие как «The Sweetest Thing» (Болгария), повествующий о проблемах, оставленных болгарскому народу советской идеократией, или «Кунашир» (Франция), рассказывающий о депортации японцев с Курильского архипелага после Второй мировой войны и о нынешних проблемах островов.
Кадр из фильма «Спитак. Тридцать лет одиночества» (Армения / Россия), представленного на кинофестивале документального кино в Нью-Йорке – RUSDOCFILMFEST-3W
Такая перекличка неизжитого прошлого и драматичного настоящего слышится и в фильме о давней трагедии Армении – «Спитак. Тридцать лет одиночества» (Россия/Армения) – о городе, не оправившемся от потерь землетрясения 1988 года, от горя народного... – или это страдание закреплено преступным равнодушием власть имущих?.. Вот и фильм «Осознание красоты. Чей Байкал?» (Россия), рассказывает отнюдь не о красотах и даже не об экологических испытаниях этого огромнейшего мирового резервуара пресной воды, а о противостоянии людей: одних – отстаивающих Великий Байкал, других – свои миллионные доходы. На нашем фестивале мы неоднократно поднимали тему Байкала – с разных сторон, под углом зрения кинематографистов России и США, – и мы видим, как жестоко протекает эта борьба.
Из прошлого ведет свой рассказ и героиня фильма «Без нимба» – известный активист, создатель правозащитной Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева (1927-2018). Ее опыт сегодня, на фоне оппозиционных выступлений в Беларуси и России, особенно важен.
Вообще, фильмы фестивальной программы, сделанные на частных киностудиях разных стран, в различных стилистиках, отражающих национальные традиции европейских киношкол, объединяет четкость кинематографического высказывания, непримиримость в отстаивании правды. Герои этих лент не боятся оказаться перед камерой «без нимба». Режиссеры фильмов держат «киноглаз» прямо, в лицо. Именно такова работа Ирины Васильевой об укринском режиссере Кире Муратовой (1934-2018) – хотя и названная «о Кире украткой», но создающая откровенный многогранный портрет мастера.
Афиша фильма «Вертинский. Одинокий странник» (Россия), представленного на кинофестивале документального кино в Нью-Йорке – RUSDOCFILMFEST-3W.
Или – фильм об Александре Вертинском, о великом эмигранте, певце Серебряного века, вопреки внешней хрупкости и экзальтированности, сумевшем через десятилетия, в скитаниях, мужественно сохранить «звук лопнувшей струны» великой русской культуры... Многострадальный прошедший русский 20-й век – как начальная нота всего нынешнего века, 21-го.
«Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать» – сказал Поэт в ту страшную, в ту золотую Болдинскую осень. Эта строка как нельзя более точно отражает чувства и цели участников нашего кинофестиваля. Но нам, собравшим в фестивальном Онлайн кинозале столь разных и столь прекрасных в своем творческом порыве людей, хочется вспомнить еще и другие пушкинские строки: «...Небесами / Клянусь: кто жизнию своей / Играл пред сумрачным недугом, / Чтоб ободрить угасший взор, / Клянусь, тот будет небу другом, / Каков бы ни был приговор / Земли слепой…»
Берегите себя! Тринадцатый фестиваль ждет вас. Мы открываем свои двери в виртуальное пространство нашей реальной жизни.
© RUNYweb.com
Добавить комментарий
0 комментариев