Четверг, 9 Апреля 2020

Оценить материал


Вставить в блог

Bookmark and Share

Режиссер Сергей Лозница: «Я не ищу, я нахожу»

17 Июня, 2013, Беседовал Олег Сулькин

Режиссер Сергей Лозница.

Режиссер Сергей Лозница. Фото с сайта telekritika.ua

После премьеры в Бруклинской академии музыки (BAM), состоявшейся на прошлой неделе в рамках программы «Транскультурный экспресс», фильм режиссера Сергея Лозницы «В тумане» (In the Fog) в этот уикенд вышел в кинопрокат США.

Дистрибюторская фирма Strand Releasing, cпециализирующаяся на артхаусном кино, намерена показать эту психологическую драму о событиях в Беларуси в разгар Второй мировой войны, в ограниченной сети кинотеатров. В русской программе BAM в Бруклине демонстрировались сразу три фильма Сергея Лозницы – «Счастье мое», «В тумане» и короткометражка «Письмо». После показов режиссер, приехавший на несколько дней в США, ответил на вопросы зрителей.

Ситуация, в которой оказался герой фильма «В тумане» железнодорожник Сущеня, безысходна. Ложно обвиненный в предательстве, он выпущен немцами из-под ареста, в то время как остальных подозреваемых в саботаже путейцев фашисты казнят. Как доказать партизанам, приговорившим его к смерти, что он никого не предавал? Как в нечеловеческих обстоятельствах сохранить человеческое достоинство?

Сергей Лозница родился в 1964 году в белорусском городе Барановичи. В 1987 году окончил Киевский политехнический институт по специальности инженер-математик. С 1987 по 1991 годы работал в киевском Институте кибернетики, где занимался разработкой экспертных систем и проблемами искусственного интеллекта. Также работал переводчиком с японского языка. 

Кадр из фильма Сергея Лозницы «В тумане» (In the Fog).
Кадр из фильма Сергея Лозницы «В тумане» (In the Fog). Фото с сайта filmofilia.com

В 1997 году закончил ВГИК, мастерскую режиссуры игрового кино. Получил международную известность как автор документальных фильмов «Артель», «Представление», «Блокада» и других, за которые удостоен множества фестивальных наград. С 2001 года Сергей Лозница живет в Германии.

Его игровой дебют «Счастье мое» (2010), показанный впервые на кинофестивале в Канне, получил много престижных наград и вызвал острую дискуссию в российской прессе. Премьера его второй игровой ленты «В тумане» состоялась в мае прошлого года в Канне, где была удостоена приза Международной федерации критиков FIPRESCI. Эта экранизация военной повести Василя Быкова отмечена также гран-при фестивалей имени Андрея Тарковского «Зеркало» и «Золотой абрикос» в Ереване.

Что побудило вас обратиться к прозе Василя Быкова? Связано ли это с желанием прикоснуться к корням, к родной земле, вы же родом из Беларуси?
Выбор повести Василя Быкова «В тумане» в какой-то степени, конечно, связан с тем, что я родился в Беларуси, время от времени приезжал туда погостить у родственников и хорошо знаю и эти места, и людей, которые там живут. Я как только прочел повесть, сразу написал сценарий. Спустя десять лет мы смогли собрать бюджет и снять картину.

Вещь эта, «В тумане», заведомо сложна для экранизации. Минимум действия, всего три героя, покров ночи, однообразие фона-ландшафта. Подзадоривала ли вас трудность перевода этой литературы на киноязык?
Никогда не думал о том, что это сложная для экранизации повесть. Конечно, мне что-то пришлось изменить, но не так много. Я написал несколько сцен и сократил некоторые линии.

Кадр из фильма Сергея Лозницы «В тумане» (In the Fog).
Кадр из фильма Сергея Лозницы «В тумане» (In the Fog). Фото с сайта filmofilia.com

Аналогия с «Восхождением» Ларисы Шепитько неизбежна. И у вас, и у нее – партизанская тема, тема героической стойкости и предательства в экстремальных обстоятельствах, герои, олицетворяющие разные модели человеческого поведения. Насколько эти сравнения, эта реальная или кажущаяся преемственность для вас важны?
Фильм «Восхождение» был снят тоже по повести Василя Быкова. Повесть называется «Сотников». «В тумане» Василь Быков написал позже, уже в восьмидесятые годы, и тема этой повести – вариация темы «Сотникова». Отсюда безусловно и сходство, и различия. Я начинаю фильм сценой повешения, которая является в фильме Шепитько кульминационной и одной из последних. Этой сцены в повести нет, и мне пришлось ее добавить, поскольку она очень важна и задает интонацию фильма. Сцена, как и весь фильм, сдержанная и лишена, насколько это было возможно, нажима, подчеркивания, пафоса. У Шепитько в фильме пафос присутствует. В этом смысле это стилистический спор и иной взгляд.

Сущеня несет тело смертельно раненного партизана Бурова, которому был дан приказ его убить, и еще одна ассоциация в этой связи неизбежна – Голгофа, последний путь Христа. Насколько христианские мотивы существенны для вас?
Христианские мотивы присутствуют в прозе Василя Быкова. Они настолько же существенны для меня, насколько они существенны для европейской культуры в целом. Мы вообще-то дети христианской культуры, какая бы идеология где ни произрастала.

Ваш предыдущий фильм, «Счастье мое», был насыщен и даже перенасыщен разнообразными событиями. Это был своего рода отчетливый сказовый экшн, прописанный до мельчайших деталей социальный хоррор. Здесь же, все погружено в неопределенность, обманчивую двойственность – вспоминается и Акутагава, рассказ с похожим названием «В чаще». Туман как художественный прием. И в этом контексте короткометражка «Письмо», где размытость изображения доминирует, определяя эстетику, воспринимается как подмалевок, как дальний подступ к визуальному стилю «В тумане». Расскажите, как вы искали художественное решение фильма?
Я ничего не искал. Мне нравится эта фраза у Пикассо – «Я не ищу, я нахожу». Нужно было только найти места, реквизит, построить дома и станцию, чтобы снова это стало виртуальным – тенью на экране. Обычно за полгода до съемок я, оператор Олег Муту и художник Кирилл Шувалов собираемся и обсуждаем сценарий последовательно, эпизод за эпизодом, и Кирилл рисует раскадровки. Вот в этот момент и появляются правила, которыми мы будем руководствоваться, снимая фильм. Я бы не сказал, что фильм «Письмо» это подмалевок к большой картине. Это вполне самостоятельный фильм, материал которого был снят двенадцать лет назад. Фильм вышел сейчас, просто потому, что созрел. Так случилось. Можно считать это совпадением.

Кадр из фильма Сергея Лозницы «В тумане» (In the Fog).
Кадр из фильма Сергея Лозницы «В тумане» (In the Fog). Фото с сайта filmofilia.com

Как вы отбирали актеров? Как с ними работали, посвящали ли во все тонкости актерской задачи?
Володю Свирского на роль Сущени мне посоветовал Гриша Добрыгин – друг Володи и тоже прекрасный актер. А вообще-то я езжу по городам, делаю кастинг. Как обычно. В России много очень хороших актеров. Все-таки школу удалось сохранить. Работаю с актерами я как обычно – репетирую. Тут нет никакой хитрости, о которой можно сказать. В этом процессе, впрочем, есть хитрости, которые не опишешь словами.

В интервью со мной в 2007 году по поводу «Блокады» вы сказали, что «хотели показать войну как расчеловечивание человека». Расчеловечивание в условиях войны очень зримо в фрагментах-флэшбеках в «Счастье мое». Здесь же, в новой работе, акценты несколько другие: с одной стороны, «банальность зла» в лице партизана Войтика, предавшего своих ради спасения себя, с другой – подвиг смирения и самоотречения Сущени. Почему именно этот нравственный вектор вам сегодня интересен?
Главный герой фильма Сущеня – не философ. Он таков, каков он есть в силу такой его человеческой природы. Он просто не может понять, что произошло с миром за одно мгновение. Почему окружающий мир стал враждебен по отношению к нему. Почему от него отвернулись родные и близкие. Он почему-то считает, что это положение вещей можно как-то изменить. И он весь фильм, по сути, прощается с этой иллюзией. Меня привлек такой редкий в наше время характер. Можно сказать, исчезающий тип людей.

У Василя Быкова в повести присутствует некий фатализм, выраженный двумя фразами в финале: «Человек не все может. Иногда он не может ничего ровным счетом». Вы разделяете эту точку зрения?
Если бы я не думал так же, я бы не делал этот фильм.

Что следующее в ваших планах?
В следующем году я буду снимать фильм «Бабий Яр». Это оригинальный сценарий, который я написал сам, опираясь на самые разнообразные исторические источники. Сейчас мы уже начали подготовку к съемкам.

Кадр из фильма Сергея Лозницы «В тумане» (In the Fog).
Кадр из фильма Сергея Лозницы «В тумане» (In the Fog). Фото с сайта filmofilia.com

© RUNYweb.com

Просмотров: 4528

Вставить в блог

Оценить материал

Отправить другу



Добавить комментарий

Введите символы, изображенные на картинке в поле слева.
 

0 комментариев

И Н Т Е Р В Ь Ю

НАЙТИ ДОКТОРА

Новостная лента

Все новости