-->
Воскресенье, 19 Сентября 2021

Оценить материал


Вставить в блог

Bookmark and Share

'The Card Counter' – психологический триллер о покере, но не только

7 Сентября, 2021, Антон Долин

Оскар Айзек в фильме \'The Card Counter\'. Фото: Heidi Hartwig via deadline.com

Оскар Айзек в фильме 'The Card Counter'. Фото: Heidi Hartwig via deadline.com

Сценарист 'Taxi Driver' и 'Raging Bull' Пол Шредер снял картину, вновь рассказывающую о сильном травмированном мужчине. 'The Card Counter' показали на Венецианском кинофестивале. Главный герой – хладнокровный игрок в покер Уилл (Оскар Айзек), который в прошлом был охранником в иракской тюрьме и пытал заключенных. Рассказываем, как эта история зарифмовалась с реальностью после вывода американских войск из Афганистана.

Уилл Телл – человек без свойств. С непроницаемым лицом и глазами, скрытыми за темными очками, он ездит по Америке от казино к казино. Играет, всегда выигрывает, неизменно довольствуется скромными суммами. Снимает на ночь комнату в дешевом мотеле, наутро движется дальше. Мы ничего о нем не знаем, даже его имя – не настоящее; цель Уилла – ничего не рассказывать о себе и читать по лицам других. В покере без этого не выиграть. Уилл не шулер – просто научился считать, считать и запоминать карты, чтобы не сделать ни одного случайного или ложного хода. Уилл мотал срок в военной тюрьме, и у него было достаточно времени изучить эту науку вдоль и поперек. 

С 1978 года Пол Шредер снял 18 полнометражных фильмов, но самыми знаменитыми работами этого философа американского кино остаются сценарии, написанные для Мартина Скорсезе – 'Taxi Driver' и 'Raging Bull'. Их можно выстроить в единую линию с некоторыми собственными режиссерскими картинами Шредера – 'American Gigolo', 'Light Sleeper', 'Walker', 'First Reformed', – и получится растянувшаяся на десятилетия эпопея: тематический цикл об одиноких травмированных мужчинах, скрывающих свои шрамы за маской определенной профессии. 'The Card Counter' обладает кристальным единством формы и содержания, позволяющим говорить о большой удаче. И о том, что Шредер – режиссер вечно ищущий – здесь смог найти что-то по-настоящему важное. 

Кадр из фильма 'The Card Counter'
Кадр из фильма 'The Card Counter'

Прежде всего, актера. Теперь можно сравнить Оскара Айзека (на этом венецианском фестивале у него сразу три роли, и все разные даже по жанру – независимая драма, голливудский блокбастер и сериал) с выдающимися актерами предыдущих шредеровских картин: Робертом де Ниро, Ричардом Гиром, Вуди Харрельсоном, Итаном Хоуком и Уиллемом Дефо, которому в «Холодном расчете» тоже досталась роль – небольшая, но чрезвычайно яркая. Айзек, на котором построен весь фильм, поражает своей сконцентрированностью, сдержанностью, харизмой, пробивающейся через намеренную статичность и безэмоциональность персонажа. Не случайно его имя (все-таки Шредер литератор и интеллектуал): перед нами Вильгельм Телль, легендарный меткий стрелок из драмы Шиллера и оперы Россини. Телл – бывший солдат, чья дисциплинированность и бесстрашие теперь служат новым целям. 

Конечно же, 'The Card Counter' – фильм не только и не столько об азартных играх. Войдя в очередной гостиничный номер, герой Айзека достает из чемодана белую ткань и тщательно завертывает в нее всю мебель. Он прячет от своих глаз реальность – точно так же, как скрывается от реальности сам. В прошлом Телл, как мы вскоре узнаем, был охранником в иракской тюрьме Абу-Грейб, а сам за решетку попал по обвинению в пытках, которым вместе с сослуживцами подвергал заключенных. Теперь его мучают кошмары, к которым он привык. И, как бывает только в кино, прошлое непременно предъявит счет, по которому придется заплатить полной ценой. 

Кадр из фильма 'The Card Counter'
Кадр из фильма 'The Card Counter'

Для последних военных кампаний США 'The Card Counter' – такое же беспощадное зеркало («Ты со мной говоришь?», – спрашивал герой де Ниро Трэвис Бикл у своего отражения), каким «Таксист» был для Вьетнама. Совпадение премьеры «Холодного расчета» с выводом войск из Афганистана и заявлением Джо Байдена об отказе Штатов от роли «мирового полицейского» вышло поразительно уместным. Если Уилл Телл – это скрытое лицо Америки, которое та стесняется предъявить окружающим, то рядом с ним по-прежнему существует иное воплощение национальной идеи: частый соперник героя за покерным столом, никогда не снимающий звездно-полосатые бейсболку и майку-алкоголичку. Группа поддержки так его и называет, Мистер США. Впрочем, как сообщает Уиллу по секрету один из давних приятелей, на самом деле этот архетипический американец, вечно настроенный на агрессивную победу, – украинец. 

Телл все-таки завязывает отношения с посторонними, женщиной (Тиффани Хэддиш) и подростком (Тай Шеридан), слегка ослабляя свою защиту от внешнего мира. Разумеется, внезапно проявленная сентиментальность выйдет ему боком. Но, хоть на этом и держится интрига, интереснее всего в этом фильме не движение к развязке, а именно тупиковость жизненной ситуации, в которой оказался главный герой, ее неразрешимость любыми методами, кроме самых экстремальных. Это подчеркнуто меланхоличным, монотонным и затягивающим саундтреком – своеобразными гитарными балладами, иногда вовсе бессловесными, авторства и в исполнении Роберта Левона Бина из инди-постпанковской группы Black Rebel Motorcycle Club. Точно так же бессмысленно и однообразно, как эта тоскливая гипнотическая музыка, тянется жизнь антигероя-харизматика, курсирующего по казино в ожидании хоть какой-нибудь развязки.

Кадр из фильма 'The Card Counter'
Кадр из фильма 'The Card Counter'

Она в фильме есть, и очень красивая. А последний кадр – прямая, хоть и не навязчивая цитата из «Сотворения Адама» Микеланджело. Приятно смотреть американский фильм, автор которого – не только талантливый, но и образованный человек.  

Источник: Meduza

Просмотров: 386

Вставить в блог

Оценить материал

Отправить другу



Добавить комментарий

Введите символы, изображенные на картинке в поле слева.
 

0 комментариев

И Н Т Е Р В Ь Ю

НАЙТИ ДОКТОРА

Новостная лента

Все новости