-->
Воскресенье, 6 Октября 2024

Оценить материал


Вставить в блог

Bookmark and Share

В Нью-Йорке в восьмой раз пройдет ежегодный независимый фестиваль российского документального кино.

9 Сентября, 2015, Марина Адамович

Кадр из фильма Романа Супера «На кончиках пальцев», представленного на фестивале «RusDocFilmFest-3W»

Кадр из фильма Романа Супера «На кончиках пальцев», представленного на фестивале «RusDocFilmFest-3W»

Фестиваль под названием «RusDocFilmFest-3W» отражает современность многонационального русскоязычного мира. В нынешнем политизированном мире фестиваль носит неполитический характер и представляет фильмы социальной, исторической и общекультурной направленности. На нем представлены фильмы, сделанные не только в России и рассказывающие не только о России. Это фестиваль, объединяющий все русскоязычное рассеяние, всех кинематографистов, которых увлекает русская культура как часть мирового культурного пространства. За предыдущие семь лет на фестивале было показано около 130 документальных работ из США, России, Армении, Беларуси, Германии, Грузии, Израиля, Литвы, Норвегии, отражающих всю палитру многонационального русскоговорящего сообщества. За эти годы фестиваль сформировал несколько своих специальных кинопрограмм, среди них литературная – «В начале было Слово»; историческая - прежде всего, «Памяти Холокоста в ХХI веке», а также - по история России и диаспоры; социальная программа «Лица», отражающая наиболее острые проблемы современного общества, и программа «Free World», вобравшая в себя основные темы межкультурного диалога и межнациональных отношений. 

В 2015 году «RusDocFilmFest» представит в конкурсной и внеконкурсной программах документальные фильмы из Беларуси, Литвы, России и США, сделанные в 2014/2015 годах, из них – 15 американских премьер. В программу традиционно включены презентации режиссеров в формате Q&A. 

Восьмой фестиваль предложит зрителю много нового. В этом году у него появится своя эмблема – дар скульптора с мировым именем Эрнста Неизвестного, автора мемориала жертвам ГУЛага и «Древа жизни», чьи работы находятся во всех крупнейших музеях. Презентация эмблемы фестиваля пройдет на его открытии 9 октября в зале центра профессионального американского кино Anthology Film Archives. И этот зал – тоже нов для зрителей фестиваля. Он сменит закрывшуюся по финансовым причинам в июне этого года верную любимую зрителем площадку Tribeca Cinemas.

Есть и еще нововведения. Так, отныне к названию фестиваля прибавится таинственное 3W. «RusDocFilmFest-3W» выбирает своим неофициальным мотто известные слова песни Луи Амстронга «What a Wonderful World!» Эти три W принадлежат всему свободному миру. 3W – это еще и «Free World», безграничный многонациональный творческий мир, говорящий с русским акцентом, замыкающим «фри» на «три» и делающим логичным, правильным этот выбор прекрасного в своей свободе мира. Основанный и все годы работающий в едином контексте мировой культуры, фестиваль своим существованием хочет напомнить, что именно культура – и человек культуры – все еще могут сегодня спасти нашу цивилизацию от катастрофы. Начала столетий всегда вызывают в человечестве состояние беспокойства, метаний и истерии, - но это смятение духа, этот взрыв энергии можно повернуть на созидательную творческую стезю. Так рождались шедевры и предпоследнего, двадцатого, века – которому, правда, не удалось уберечь себя от разрушительнейших войн. Но именно искусство способно отвернуть нашу цивилизацию от непоправимых ошибок прошлого. Именно к этому организаторы фестиваля восьмого RusDocFilmFest-3W призывают своего зрителя. 

В 2015 году RusDocFilmFest-3W объявляет новый открытый конкурс snippet-фильмов «Мой прекрасный мир!» – самых короткометражных фильмов-фрагментов (4,5 минуты), снятых любителями кино на любительские кинокамеры, - фрагментов из жизни их города и семьи; киноэтюдов о настроении, мечте, проблеме... Победитель будет награжден бесплатными билетами на Открытие, 9 октября, и Закрытие фестиваля, 11 октября (прием дисков – до 25 сентября). Три лучших фильма будут показаны на Закрытии фестиваля. 

На Открытии фестиваля будут представлены участники – режиссеры, продюсеры; среди американских гостей фестиваля будет, в том числе, и российский продюсер Игорь Степанов, директор международного фестиваля по правам человека «Сталкер» (Москва); Гильдия неигрового кино и телевидения предоставит видеобращения режиссеров, чьи фильмы будут показаны в рамках программы Восьмого фестиваля. Фильмом Открытия фестиваля станет киноработа молодых режиссеров из России «Дух в движении. Spirit in Motion» «Spirit in Motion» – это официальный девиз Паралимпийского движения; фильм создан по заказу Международного Паралимпийского Комитета. Съемки проходили во время XI зимней Паралимпиады в Сочи в 2014 году, а также - в течение года в США, России, Австралии, Германии, Китае, Бразилии. Герои фильма, люди с ограниченными возможностями, представляют шесть зимних видов спорта. Этих молодых людей, каждый из которых пережил за свою короткую жизнь много испытаний, объединяет не только любовь к спорту, но – несгибаемая страсть к жизни, вера в силу духа и любовь к этому сложному, но прекрасному миру.

Тема преодоления, воли к жизни, стала общей сразу для нескольких фестивальных показов. Прежде всего, это «Голоса», фильм, который создатели посвятили 70-летию прорыва Лениградской блокады. Фильм основан на документах – детских рисунках, письмах и дневниках, а также на воспоминаниях выживших – кому сегодня уже более восьмидесяти, но кто не может забыть тех страшных 872 дней. Помнят они и созданный сразу после Отечественной войны музей блокадников Ленинграда, который был расформирован советскими властями в 1950-х годах как хранящий «неугодную память» о блокаде, а коллекция его исчезла... Пожалуй, главный вопрос, который ставят кинематографисты перед зрителем – это вопрос сохранения в памяти, в поколениях, правды истории.

На этот же вопрос пытается ответить и американский режиссер Ольга Львова в своем фильме «When Рeople Die They Sing Songs». Этот фильм она посвящает пережившим Холокост. Простая история жизни еврейской девочки Регины из Чехословакии, после войны оказавшейся в качестве ди-пи в США, продолжается историей дочери Регины - Софии, историей ее любви к медленно угасающей 93-летней матери; историей двух человеческих душ, пытающихся поддержать друг друга – в жизни и в смерти. Фильм неслучайно был сразу замечен американскими профессионалами: в 2014 году он был номинирован на Student Academy Awards (номинация «Оскара»).

О милосердии как основе нашей цивилизации и фильм еще одного молодого участника фестиваля – Романа Супера «На кончиках пальцев» (зал DCTV). У героини фильма – редкое генетическое заболевание, которое называют «синдром бабочки»: от любого прикосновения кожа слезает, как пыльца с крыльев бабочки. Девушка знает, что она – неизлечимо больна, но она борется за свое право жить – и жить, как нормальный человек. 

Борются на свое право на нормальную жизнь и герои фильма «После войны» - ветераны-инвалиды Чеченской войны. Этот рассказ - о храбром мужественном солдате, мечтающем о том, чтобы никогда не было войны. Потому что в войне не бывает победителей, а лишь только – жертвы. С этом мыслью создателей фильма перекликается и фильм кинорежиссера из Беларуси, рассказывающего о противостоянии двух ракетных дивизий – американской и советской – в Германии в период «холодной» войны – «Проигранная война. Возвращение в Бишофсверду». А также – фильм «Кровь» (Россия) – о феномене кровавой мести в современном мире. Фильм основан на истории убийства швейцарского авиадиспетчера россиянином, потерявшим в авиакатастрофе всю семью. Создатели фильма тщательно исследуют традицию вендетты в Италии, Албании, Сербии, Пакистане, Ингушетии – и задаются вопросом: а не кровавый ли это результат беззакония и беззащитности простого человека перед лицом государства?

В зале DCTV фестиваль преставляет целый блок острых социальных фильмов: «На краю» (о российской провинции), «Грумант. Остров коммунизма» (о российском Севере), «Ключ для заводного апельсина» (о движении неформалов в современной России, о возрождении фашизма в мире). Отдельная программа в DCTV будет посвящена истории диссидентского движения в СССР, в частности – фильм режиссера из Бостона Сергея Линкова «Толя Якобсон из Хлыновского тупика», о редакторе «Хроники текущих событий» Анатолии Якобсоне.

Традиционно большое место в программе занимают фильмы на темы культуры, литературы, искусства: фильм о Максимилиане Волошине «Коктебельские камешки» (показ в Центральной Бруклинской библиотеке), о Валерии Брюсове «Вождем буду я!» (фильм целиком построен на хронике нач. ХХ века), фильм «Превратности перевода» о Викторе Голышеве, выдающемся переводчике, открывшем России «1984» Оруэлла, «Всю королевскую рать» Уэррена и другие жемчужины англоязычной литературы; фильм «Земляки» – о земляках Тарковского и Норштейна... Особое внимание здесь следует уделить двум фильмам: работе талантливого режиссера из Нью-Йорка Хельги Ландауэр «Аркадия» – о русском поэте Владимире Гандельсмане, живущем и творящем в Городе Большого Яблока, и фильм из Литвы – Рамуне Сакалаускайте «На пути к пристани» – о гениальном литовском режиссере Римасе Туминасе, ныне возвглавляющем Вахтанговский театр в Москве. Своим «Евгением Онегиным» Туминас напомнил недавно и Нью-Йорку, что именно Пушкин – «наше всё». Всем своим творчеством, всей энергией художника Туминас указал на одну очень простую забытую вещь: культура не может жить внутри одной, «единственно взятой», страны, творчество не знает границ, оно свободно, а красота открыта всем – и равно одаривает всех. Этот фильм – результат сотворчества двух литовских режиссеров, их щедрый вклад в русскую и мировую культуры.

О превратностях этого межкультурного диалога размышляет и американский режиссер Майкл Бекелхаймер в своем фильме «Pushkin is Our Everything». В этом необычном «ироническом путешествии» по России молодой режиссер пытается разгадать загадку... нет, не Пушкина, а его читателей. Почему сменяются столетия, культуры, политические режимы и социальные проблемы, а для России Пушкин по прежнему – «наше всё»? Почему имя поэта объединяет и примиряет самых разных людей? Сила стереотипа? Мифа? Совести?.. И если Россию нельзя понять умом, можно ли ее понять через Пушкина?

Фильм будет показан на Закрытии фестиваля, 11 октября в зале Anthology Film Archives. Где победители в конкурсной программе получат свои награды – Grand Prix, Специальный приз жюри и приз «Лица России»; где будут вручены дипломы и награды спонсоров и организатора фестиваля – литературного «Нового Журнала» (The New Review), старейшего издания русскоязычной диаспоры США. Отзвучат фанфары – но останется все тот же вопрос: если Россию нельзя понять умом, можно ли ее понять через документальное кино?

Показы фильмов пройдут на Манхэттене и вБруклине с  9 по 11 октября 2015 года. Более подробная информация на сайте фестиваля www.rusdocfilmfest.org.

© RUNYweb.com

Просмотров: 6308

Вставить в блог

Оценить материал

Отправить другу



Добавить комментарий

Введите символы, изображенные на картинке в поле слева.
 

0 комментариев

И Н Т Е Р В Ь Ю

НАЙТИ ДОКТОРА

Новостная лента

Все новости