Оценить материал
Еще читать в этом разделе
- 01.25Мартин Скорсезе выпустит фильм 'Devil In The White City' вместе с Ди Каприо
- 01.17Трамп назначил Сталлоне, Гибсона и Войта своими «послами» в Голливуде
- 01.11Мать становится собакой в самом странном фильме зимы. Почему стоит увидеть 'Nightbitch'?
- 01.09Объявление номинантов на «Оскар» перенесли из-за пожаров в Калифорнии
- 01.06«Золотой глобус» 2025: триумф 'Emilia Pérez', 'The Brutalist' и 'Shōgun', возвращение Деми Мур, 'Anora' без наград
'The Order' — суровый триллер о неонацистах 1980-х: Николас Холт играет лидера экстремистов, Джуд Лоу — агента ФБР, который за ним охотится
13 Декабря, 2024, Антон Долин
Кадр из фильма 'The Order'
'The Order', фильм Джастина Курзеля с Джудом Лоу и Николасом Холтом. Картина основана на одноименной книге Гэри Герхардта и Кевина Флинна, которая вышла в 1989 году и рассказывает о самой опасной праворадикальной группе в США со времен первого ку-клус-клана — The Order. Далее о том, почему фильм Курзеля берет не столько повествованием — оно как раз мало чем удивляет, — сколько особой атмосферой
Голос за кадром начинает дискуссию с первой минуты. Радиоведущий язвительно спрашивает слушателя, дозвонившегося до студии, в самом ли деле Америкой, да и всем миром, управляют коварные евреи. Тот, запутавшись в аргументах, переходит к оскорблениям. Титр подсказывает: мы в Денвере 1983 года. Точность здесь вполне документальная, сюжет основан на реальных событиях и почти от них не отступает. Да и книга, на которой основан сценарий Зака Бейлина ('King Richard', 'Gran Turismo'), — нон-фикшен.
Тем не менее от кинематографических стандартов далеко не спрячешься. Австралийский режиссер Джастин Курзель от них и не бежит, используя шаблоны вполне изобретательно. Сцена ограбления банка, разыгранная, снятая и смонтированная по-спортивному жестко, задает темп и ритм повествованию. Криминальный жанр без этого в США непредставим. Да только грабители — не обычные преступники, за операцией скрыта идеологическая подоплека.
В ней предстоит разобраться агенту ФБР Терри Хаску, приезжающему в сонный городок где-то на северо-западе Америки, в штате Вашингтон, среди заповедных гор и озер. Однако и усатый неприветливый служитель закона, в котором зритель постепенно опознает Джуда Лоу, не так уж прост. В этих краях со времен 'Twin Peaks' многое — не то, чем кажется. Хоть картина Курзеля и не вполне детектив, и мистики лишена начисто.
Кадр из фильма 'The Order'
Название фильма 'The Order' означает в меняющемся на глазах контексте и «порядок», и «орден», и даже «приказ». Пожалуй, прокатчики правы, окрестив картину более однозначно, 'The Order': именно так называется положенное в ее основу исследование Гэри Герхардта и Кевина Флинна.
А еще The Order — название неонацистской организации, раскрытой федералами в 1980-х. К лидеру экстремистов Бобу Мэтьюсу — его с превосходной уверенной харизмой исполняет Николас Холт (третья звездная роль артиста даже не за год, а за месяц!) — и подбирается со своими подручными Хаск. И делает это достаточно медленно и неуклюже, чтобы мы успели поразиться происходящему в идиллической американской глубинке: там процветают грабежи, налеты и фальшивомонетничество, причем преступники свято верят в собственное мессианство.
Кроме Мэтьюса, публика познакомится за это время еще с одной одиозной личностью — Ричардом Батлером (Виктор Слезак), основателем «Арийских наций», который, впрочем, больше был бизнесменом и теоретиком, чем практикующим террористом.
Кадр из фильма 'The Order'
Курзель давно интересовался экзотическими тайными организациями — например, тамплиерами и ассасинами в неудачном блокбастере 'Assassin's Creed' — и заглядывал в сердце тьмы, не боясь пересказать своими словами шекспировского «Макбета». Но куда лучше у него получается исследовать зло будничное, банальное и по-своему прагматичное, как в 'Nitram' (Калеб Лондри Джонс получил за него каннский приз за лучшую мужскую роль) и теперь «Безмолвном братстве».
Умело, хоть и традиционно сконструированный сценарий противопоставляет самоуверенному и харизматичному Мэтьюсу несдержанного и неудачливого, при всей проницательности, Хаска. При этом экстремист любим соратниками и женщинами (с женой он растит сына, любовница вот-вот родит дочь), а необаятельный Хаск, хоть и болеет за добро, мучительно одинок и никак не может дозвониться жене с дочерями, которых, может, и не существует вовсе. Душой фильма авторы делают простого полицейского по имени Джейми, сыгранного безупречно естественным Таем Шериданом ('Mud', 'Ready Player One'). Но хорошему человеку в этих депрессивных краях выжить трудновато.
'The Order' с точки зрения повествования устроено как довольно обычный полицейский фильм, хоть и на важную тему. Такой скорее посмотришь не в кино, а по телевидению, отвлекаясь на домашние дела. И напрасно: погоду здесь делает не столько сюжет, лишенный сюрпризов, сколько атмосфера, созданная тягучей музыкой блюзмена Джеда Курзеля, младшего брата и постоянного соратника режиссера, а в еще большей степени — эффектной операторской работой Адама Аркапоу.
Кадр из фильма 'The Order'
Австралийский оператор обладает редким даром выбирать ракурсы и цвета, одушевляющие пейзаж, наполняющие его грозной магией: об этом можно судить по 'True Detective и 'Top of the Lake'. 'The Order' — нечастая возможность оценить его мастерство на большом экране. Кульминационная сцена штурма дома, где окопался Мэтьюс, снята со сдержанной виртуозностью и на образном уровне иллюстрирует идею искры, из которой разгорается пламя.
Самым зловещим артефактом картины, чем-то вроде крестража Волан-де-Морта, становится небольшая книжица в красном переплете, вроде бы детская сказка под названием 'The Turner Diaries'. Эта авантюрная история, действие которой помещено в далекое будущее, — настоящий учебник и настольная книга американских неонацистов, написанная и изданная в 1978-м Уильямом Лютером Пирсом, известным идеологом и лидером «Национального альянса».
Как сообщают финальные титры, этот текст до сих пор в чести у крайне правых, в частности, он вдохновил многих на сравнительно недавний штурм Капитолия. Сказка ложь, но намек в ней недвусмысленный — это касается и 'The Turner Diaries', и фильма Курзеля. Рукописи не горят, идеи не умирают, а прорастают в новой форме уже в следующем столетии. Быть может, поэтому предсказуемый финал 'The Order' выглядит не таким уж счастливым.
Источник: Meduza
Добавить комментарий
0 комментариев