Оценить материал
Еще читать в этом разделе
- 01.25Мартин Скорсезе выпустит фильм 'Devil In The White City' вместе с Ди Каприо
- 01.17Трамп назначил Сталлоне, Гибсона и Войта своими «послами» в Голливуде
- 01.11Мать становится собакой в самом странном фильме зимы. Почему стоит увидеть 'Nightbitch'?
- 01.09Объявление номинантов на «Оскар» перенесли из-за пожаров в Калифорнии
- 01.06«Золотой глобус» 2025: триумф 'Emilia Pérez', 'The Brutalist' и 'Shōgun', возвращение Деми Мур, 'Anora' без наград
'Wicked' — главный голливудский мюзикл года. Броская и нарядная предыстория колдуньи из страны Оз с Синтией Эриво и Арианой Гранде
7 Декабря, 2024, Антон Долин
Кадр из фильма 'Wicked'
Блокбастер 'Wicked' — первая часть мюзикла о ведьме Бастинде из страны Оз. У картины богатая предыстория: она основана на книге Грегори Магуайра «Ведьма: Жизнь и времена Западной колдуньи из страны Оз», на бродвейском мюзикле, поставленном по этому сюжету, и на фильме 1939 года. Американская публика без труда считает отсылки новой картины ко всем первоисточникам — и получит огромное удовольствие от роскошного фильма, длящегося почти три часа (через год выйдет его продолжение). Далее о том, что нужно знать о предыстории фильма, чтобы его полюбить
Видели ли вы когда-нибудь, как у обезьяны прорезаются крылья? Этот впечатляющий момент из 'Wicked' — нечто абсолютно новое для зрителя и достаточная причина выбраться в кино. Так вот, обезьяна кричит и корчится от боли. Не менее травматичны многие другие процессы, которые мы, будучи сторонними наблюдателями, наивно называем «чудесами». Собственно, фильм именно об этом.
В сказке-первоисточнике ее звали просто Злой Ведьмой Запада (советский читатель по адаптации Александра Волкова знает ее как Бастинду), но на самом деле ее имя — Эльфаба. Она родилась с зеленой кожей, что напугало даже родителей — правителей одной из самых богатых провинций страны Оз.
Кадр из фильма 'Wicked'
Одиночка по жизни, с которой общалась лишь родная сестра, парализованная от рождения Нессароза, Эльфаба обладала могущественным даром, но не умела его контролировать. От этого ее боялись еще сильнее. В Университет Шиз она поступила в единственной надежде: стать отличницей и попасть на прием к всемогущему Волшебнику из Изумрудного города, чтобы тот выполнил ее заветное желание — стать такой же, как все. Жизнь внесла свои коррективы. Найдя друзей и врагов, соперников и учителей, добравшись до самого Волшебника, Эльфаба внезапно осознала, что у нее появилась другая мечта.
'Wicked' была обречена на успех с момента объявления о запуске. Объяснить это человеку, далекому от американской массовой культуры, не так-то просто.
Фильм крепко стоит на плечах одноименного бродвейского мюзикла Стивена Шварца и Винни Холцмана, редкостно удачной театральной ревизии классического сюжета. Тот основан на знаменитой книге Грегори Магуайра, использовавшего историю Ведьмы Запада (ее он, впрочем, написал с нуля) для разговора на дискомфортные темы — о ксенофобии, отверженности, политических манипуляциях, даже терроризме. В основе оригинальной 'Wicked' 1995 года — отнюдь не примитивные размышления о том, почему мы соглашаемся считать кого-то представителем «добра», а его оппонента — «зла».
Кадр из фильма 'Wicked'
Естественно, текст Макгуайра не родился бы без революционного фильма MGM 1939 года, поставленного режиссером 'Gone with the Wind' Виктором Флемингом. Это там была применена поражавшая воображение технология передачи цвета Technicolor, что позволило сделать Ведьму Запада зеленокожей, — и из этого решения, по сути, произошел конфликт 'Wicked'.
Именно MGM приняли рискованное решение сделать 'The Wizard of Oz' мюзиклом, повлиявшее на все последующие интерпретации сюжета. Тот фильм, который принято считать первым и важнейшим фэнтези голливудского канона, основан на легендарной одноименной книге Л. Фрэнка Баума (из его инициалов ЛФБ собрано имя Эльфаба). Она опубликована в 1900 году и сыграла для американского массового сознания такую же роль, как сборник братьев Гримм для Германии, «Алиса в Стране чудес» для Англии, а «Пиноккио» — для Италии. У этой литературной сказки 13 авторских сиквелов, а также бесчисленное количество ремейков и переосмыслений во всех областях искусства, которые мы только можем вообразить.
Таким образом, мы имеем дело с каноном, и если вовлечены в него недостаточно, то это исключительно наши проблемы. Это и порождает некоторые трудности восприятия фильма международной аудиторией.
Кадр из фильма 'Wicked'
Огромность наследия 'Wicked' и «Волшебника страны Оз» естественным образом раздула бюджет и хронометраж. Богатство изобразительного ряда, невероятные костюмы и декорации, которые элементарно не успеваешь рассмотреть, в равной степени впечатляют и сбивают с толку. А ведь нужно еще и вслушиваться в тексты песен (только американцы знают их наизусть), ловить контекст и пасхалки с отсылками к предыдущим спектаклям, книгам и фильмам. Если для вас 'Wicked' — культовая традиция, то вы оцените решение разделить ее на два фильма (только первый длится 2 часа 40 минут), выходящих с разницей в год. Если нет — возможно, будете посматривать в кино на часы. Велик и шанс, что вас разочарует клиффхэнгер в конце картины, отнюдь не похожий на финал.
Очевидные недостатки этим исчерпываются. Критики в Штатах называют то одну актрису, то другую противоречащей каноническому типажу, но со стороны это незаметно.
Эльфабу играет и поет — что в данном случае не менее важно — британка из семьи нигерийских иммигрантов Синтия Эриво. Настоящая звезда сцены прославилась главной ролью в лондонской и бродвейской версиях 'The Color Purple'. Она саркастична и органична в качестве отверженной отличницы, загоняющей свои комплексы так глубоко, что о них не догадаться.
Кадр из фильма 'Wicked'
Галинду, которая меняет свое имя на Глинду (так звали добрую волшебницу из «Страны Оз»), исполняет знаменитая американская поп-звезда Ариана Гранде: самовлюбленная королева красоты в неизменно розовом вышла еще более забавной, чем Барби из недавнего фильма. У Эриво есть «Тони», у Гранде — «Грэмми», когда они танцуют и поют вместе, глаз вправду не оторвать.
Тем более что операторка Элис Брукс сняла фильм с барочным размахом, поражающим воображение даже опытных зрителей. Актерский состав гармонично комплектуют как молодые артисты (британец Джонатан Бейли — отличный принц Фиеро, Марисса Боде — убедительная Нессароза), так и опытные звезды (прежде всего Мишель Йео в роли декана факультета волшебства Шиза и Джефф Голдблюм — превосходный Волшебник, чаровщик и мошенник одновременно).
'Wicked' — замечательно нарядный, зрелищный и броский блокбастер, демонстративно поверхностно трактующий непростые проблемы, на которых строил свою книгу Макгуайр. И которые Бродвей уже сгладил, гламуризировал и положил на музыку. Но и ситуация в массовом сознании за прошедшие тридцать лет изменилась. Теперь, когда мир любуется похождениями Малефисенты и Круэллы, Джокера и Венома, погружаясь в темные глубины их травмированных душ, не нужно смелости в том, чтобы вытащить Ведьму Запада на авансцену. Стоит лишь помнить, что Макгуайр был пионером в правозащитном движении злых персонажей. Это не позволяет назвать идеи картины вторичными: они взяты из первоисточника, только и всего.
Кадр из фильма 'Wicked'
Тем не менее для режиссера Джона Чу 'Wicked' не просто коммерческий заказ, а проект давней мечты. Сын иммигрантов с Тайваня и из Сычуаня, родившийся и выросший в Калифорнии, уже выразил сложную двойную идентичность китайско-американского меньшинства в 'Crazy Rich Asians'. Для него тема инаковости и адаптации к большинству — личная. А его работа над 'Step Up' и документальным фильмом о Джастине Бибере не позволяли усомниться, что с жанром мюзикла Чу справится без труда.
Возможно, инновацией экранной версии 'Wicked' следует назвать лейтмотив угнетаемых людьми животных.
Нет, он присутствовал и в бродвейском мюзикле, но все-таки говорящие и поющие животные на экране куда эффектнее (козла-историка Дилламонда играет сам Питер Динклэйдж), чем на сцене, им уделяется больше времени и внимания. Появляется даже нянька Эльфабы — медведица, которая одна была добра к зеленому ребенку.
Кадр из фильма 'Wicked'
Эльфаба удачно соединяет в себе все черты гонимой: она женщина, умница, большой талант, одиночка по натуре, еще и с кожей зеленого цвета. Начинаясь с пугающей сцены, где сжигают чучело ведьмы (вспомним, хитом фильма 1939 года была хоровая песня «Ding-Dong! The Witch is Dead»), 'Wicked' заставляет зрителя задаться вопросом — чем вызвана наша инстинктивная радость от уничтожения пугающего чужака, природу которого мы даже не попробовали понять?
Кстати, персонажи Фиеро и Галинды-Глинды глубже и интереснее — они явно выходят за предписанные амплуа «самовлюбленного красавчика» и «самой популярной девчонки на курсе». Но развитие характеров, вероятно, ожидает нас только через год во второй части 'Wicked'. В том же, что Эльфаба тоньше, одареннее и интеллектуальнее всех, нет сомнений с первых кадров — как и в том, что Волшебник не умеет колдовать, а потому обречен на соперничество с Ведьмой. Хотя и это конфликт будущего, который лишь начнет завязываться в первой части фильма.
Так что остается расслабиться и получать удовольствие от декоративных роскошеств, размашистой хореографии, талантливых исполнительниц и прочих чудес Страны Оз. Туда Голливуд отправляет зрителей всего мира в эскапистские турпоездки с 1939-го и по сей день.
Источник: Meduza
Добавить комментарий
0 комментариев