-->
Суббота, 20 Апреля 2024

Оценить материал


Вставить в блог

Bookmark and Share

Бриллиантовый век Бел Кауфман не кончается

29 Июля, 2014, Анна Гольдберг

Бел Кауфман

Бел Кауфман. Фото Анны Гольдберг

Из завещания Шолом-Алейхема:

... в каждую годовщину моей смерти пусть... читают по мне поминальную молитву. А если читать молитву у них не будет особого желания, либо время не позволит, либо это будет против их религиозных убеждений, то они могут ограничиться тем, что будут собираться вместе с моими дочерьми, внуками и просто добрыми друзьями и будут читать это мое завещание, а также выберут какой-нибудь рассказ из моих самых веселых рассказов и прочитают вслух на любом, понятном им, языке. И пусть имя мое будет ими помянуто лучше со смехом, нежели вообще не помянуто.

Я не случайно выбрала в качестве эпиграфа строки из завещания Шолом- Алейхема, великого деда Белочки Кауфман. Белочкой называл Шолом Рабинович свою ласковую внучку. И с его легкой руки так обращались к ней самые близкие люди, так называл ее до самых последних минут любящий муж Сидней Глак. 

Не могу и не хочу говорить о ней в прошедшем времени. Белочка не любила скорбных интонаций в беседе. Ее вечная молодость, задор, отсутствие дистанции в беседах с молодежью – все это заставляло не только удивляться, но и гордиться. 

Именно Белочка была самым главным гостем, когда в Америке проходил первый Фестиваль русскоязычного еврейства «ЛИМУД», главное событие которого так и называлось «ЛИМУД Шолом-Алейхем». 

В калейдоскопе жесткого расписания Бел, среди постоянных встреч с журналистами, начинающими авторами, корифеями театра и кино (фильм о Белочке снимает великий кинодокументалист Альберт Майзельс), преподавания (два раза в неделю - полуторачасовой класс «Русский разговор» в одном из нью-йоркских университетов для студентов, изучающих русский язык; курс «Шесть недель смеха» о еврейском юморе), очень трудно было найти небольшой пробел. Но о том, что зимним вечером я приведу в гости  замечательного художника Якова  Кандинова, удалось договориться. Наверное потому, что и повод был замечательным - сперва был «Скрипач на крыше» - картина уникального художника Якова Кандинова, посвященная 150-летию со дня рождения Шолом-Алейхема. Потом картина превратилась в гобелен, который Яков мечтал подарить Бел Кауфман, внучке великого писателя. Мечта сбылась. 

В квартире Бел Кауфман и ее мужа Сиднея Глака получил постоянную прописку «Скрипач» Якова Кандинова. Отмечу - как ни странно, с радостью - у владельцев гобелена было не так уж много времени им любоваться. Сидней не только многолетний президент Фонда Шолом-Алейхема, а еще и политический обозреватель, китаист, дизайнер текстиля и художник. Не устали? Профессор Сидней Глак вел тогда регулярные программы на радио и дважды в неделю - на телевидении. Ну а Белочка – с ней было все ясно.

Бел Кауфман с мужем Сиднеем Глаком, Анна Гольдберг (слева) и Виктория Зельцман.
Бел Кауфман с мужем Сиднеем Глаком, Анна Гольдберг (слева) и Виктория Зельцман. Фото из архива Анны Гольдсерг.

Женский возраст обычно секрет, но Белочка не скрывала ни одного года и ни одной морщинки. Она гордилась собой и расцветала от каждого комплимента. Восточное красноречие Якова Кандинова, изысканные фразы о ее красоте и молодости, потрясающие розы – весь этот букет оказался настолько по сердцу, что наш визит продлился гораздо дольше, чем мы могли себе представить. И это был настоящий праздник для всех нас. Нам всем было так тепло и радостно, как бывает только во время долгожданной встречи близких друзей, которые никак не могут наговориться. И я не могу забыть удивление в глазах Якова (я-то с Белочкой была знакома уже давно), который по дороге деликатно интересовался, не будет ли наш визит в тягость очень пожилым людям, когда ему на встречу вышла сияющая Белочка: в туфлях на шпильке, элегантная и красивая. Он даже не сразу разобрался, кто есть кто.

Мы говорили о литературе и живописи, о китайских скульптурах. Я подарила Сиднею фотографию заметки из «Еврейского мира» о гастролях в Китае Биробиджанского еврейского театра. Эта заметка вошла в книгу нашего любимого писателя Моисея Лоева «Страницы истории еврейского театра», которую он писал всю жизнь.

Моисей, покинувший нас,  к прискорбию, в августе 2013 г., в течение долгих лет дружил с Бел Кауфман и в течение восемнадцати лет вел церемонию Йорцайта -Алейхема, которая проводится каждый год в «The Brotherhood Synagogue». Именно там, как мечтал Шолом-Алейхем, каждый год читаются его грустно-веселые рассказы, а его внучка и другие члены семьи вспоминают о своем предке забавные истории так, будто он где-то слушает и одобрительно улыбается. В разговорах с Моисеем Лоевым и воспоминаниях о нем Белочка не забывала отметить, что по сравнению с ней Лоев – мальчик, который на целых два года младше.

А я с болью думаю, что на будущий год Йорцайт Шолом-Алейхема пройдет и без Моисея Лоева и без внучки Белочки. Извините. Я запретила себе говорить о грустном. Получилось случайно. 

Прощаясь, хозяйка дома любезно пригласила нас в свой кабинет, где рядом со стеллажами библиотеки хранятся самые дорогие сокровища - семейные фотографии. А самый главный подарок я получила, когда уже вернулась домой. Он стал заключительным аккордом этого вечера – во время телефонного разговора Белочка спела мягким глубоким контральто старинный романс «Мой костер в тумане светит». С тех пор, на каждый день рождения я посылаю ей по Интернету (Бел прекрасно владеет компьютером, и мы переписываемся) разные версии этого романса, то оперные, то цыганские, а потом обсуждаем, кто лучше поет.

Я опять сбилась. Нужно писать «посылала», «обсуждала». Трудно поверить. 

Я работаю над сценарием необычного фильма, который откроет людям рецепт долголетия – это творческое горение, молодость души, искрометный юмор и блеск в глазах. Главные герои - два собеседника, Бел и Моисей. Они рассказывают друг другу занимательные истории из жизни и творчества – о себе, о том, как они в первый раз познакомились, о еврейской литературе и еврейском театре, и, конечно, о любви, для которой каждый день и час - только шаги к еще более крепкой нежности друг к другу. 

Бел Кауфман и Моше Лоев.
Бел Кауфман и Моше Лоев. Фото Анны Гольдберг.

Но если мы заговорили о любви, нельзя не сказать о Сиднее Глаке, муже Белочки – нежном, преданном, всегда ревновавшим ее к многочисленным поклонникам и, особенно, к Моисею. Правда на синдром Отелло времени оставалось мало. Большую часть недели Сидней работает в своем манхэттенском оффисе полный рабочий день. Он и президент Фонда Шолом-Алейхема, и  предприниматель, и художник, и дизайнер-консультант, профессор политической экономии Новой школы социальных исследований... В течение многих лет Сидней Глак был председателем Общества американо-китайской дружбы, и по сей день остается одним из ведущих китаистов Америки. А главное, почти полстолетия он был достойным и заботливым мужем для своей удивительной жены  Правда видеться им в течение дня удавалось нечасто. Занятые деловые люди. 

Кажется, только вчера мы с блеском отметили в Marks JCH of Bensonhurst, Бруклин девяносто девятый, а потом и триумфальный сотый дни рождения Белочки. Переполненные залы. Увлеченные поклонники и поклонниццы приветствовали ее неувядаемую молодость. Члены JCH Клуба любителей книги подготовили прекрасную программу. 10 мая 2011 г. «Золотой век» Бел Кауфман, нашей любимой героини, танцующей, поющей, неутомимой рассказчицы и писательницы со сверкающими глазами, а еще, в то время, университетского профессора и, только по совместительству, внучки великого еврейского писателя Шолом-Алейхема, плавно перешел  в Бриллиантовый. Почему в Бриллиантовый? Да очень просто. Во-первых, после золотой свадьбы всегда следует бриллиантовая, а во-вторых, только настоящий, без примесей, хорошо ограненный бриллиант может искриться и сверкать, будучи неподвластным времени. 

Поздравить Бел Кауфман со столетием пришли не только многочисленные почитатели ее таланта, но и родственники, друзья, близкие подруги, которые в течение многих лет ходили с Белочкой на танцы, поэты, художники, родственники. 

Так началось триумфальное шествие Бел Кауфман в новый век. Шквал поздравлений, море цветов, из-за которых трудно было полюбоваться дорогой гостьей из дальних рядов (по желанию публики цветы были сложены к ее ногам), любовь, которая просто сияла в глазах всех, кому посчастливилось быть на этом прекрасном празднике во славу восхитительной женщины, блестяще владеющей секретом долголетия - нужно просто жить и радоваться жизни, танцевать, плавать по волнам Интернета, быть прекрасной мамой, бабушкой, прабабушкой и любящей женой.

Несмотря на то, что май 2011 был объявлен месяцем Бел Кауфман, и праздники по случаю ее юбилея проходили в самых престижных залах Нью-Йорка, и Белочка, и ее муж Сидней растроганно говорили, что нигде они не ощущали себя так легко и радостно, как здесь, в кругу большой и дружной семьи. И неудивительно. Даже самые близкие друзья Бел были с ней рядом. Ее коллеги по классу бальных танцев известные врачи Мирей и Борух Кодси даже исполнили именинное болеро. 

Это было удивительное зрелище. Бел еле сдержалась, чтобы не присоединиться. Только сознание того, что она сидит на троне перед сотнями гостей и должна вести себя по-королевски, удержало ее от несолидного поведения. Но ничего этого бы не случилось, если бы волшебник -  кантор Давид Степановский, не заворожил зал дивным голосом, нежными звуками скрипки, и, главное, песнями, нашими любимыми песнями, которые и плачут, и смеются, и воскрешают в душе память предков. Как же иначе можно объяснить, что я понимала каждое слово удивительного речитатива на идиш, которым воспевал, иначе не скажешь, такую нежную и удивительную властительницу один из вдохновителей вечера Михаил Немировский. 

Бел Кауфман в Marks JCH of Bensonhurst с членами клуба любителей книги.
Бел Кауфман в Marks JCH of Bensonhurst с членами клуба любителей книги. Фото Анны Гольдберг.

Белочка была главной героиней композиции, написанной в ее честь кантором Давидом Степановским, который вел праздничный вечер. Это она, как мальчик Мотл, приехала в Америку, это она говорила вслед за Эстер, любимой героиней Шолом-Алейхема: «Звезды не падают, звезды блуждают...»

А многочисленные гости Бел Кауфман были настоящими участниками удивительного представления под лозунгом «Если хочешь быть счастливым, будь им.». Молодые были ошеломлены, а те, кто постарше, наслаждались от души, забыв обо всех недугах. 

Моисей Лоев, замечательный еврейский писатель, актер, режиссер, ученик великого Михоэлса, который так тепло поздравлял Белочку с девяностодевятилетним Днем рождения, из-за болезни не смог прийти на торжество столетия и передал мне для нее поздравительное письмо: 

«Дорогая Белочка, 

Как мне приятно поздравить вас с днем рождения и не просто, а тютелька в тютельку 100. Мне очень радостно, что я могу быть сопричастным такому счастливому для всех добрых людей событию. Не могу не сказать, что в течение многих лет думаю о вас не только как о близком друге, но и как о близкой родственнице, скажем, двоюродной сестре. До сих пор этого еще никто не оспорил. И жена Вашего дедущки была Ольга Лоева, и Мария, жена его сына тоже была Лоева. Я обо всей этой цепочке узнал, когда Мария с мужем гостили в Черновцах и были в моем театре на спектакле «Блуждающие звезды» по Шолом-Алейхему. Как выяснилось, местечки, где родились наши с Марией родители были совсем рядом. 

В последние годы я старался к каждому Вашему дню рождения приготовить свою новую книжку. Дважды это были книги об истории еврейского театра. А в этот раз не успел. Печать подвела. Но к следующему Вашему дню рождения «Мазлтов, мы едем в Америку» будет Вам вручена с дарственной надписью. 

Так что, милая сестричка, будьте счастливы, веселы и здоровы. 

Пусть станут явью Ваши самые сокровенные желания.

Ваш преданный поклонник и друг, Мойше Лоев».

А чудеса продолжались. Уже Белочка задула с первого раза все свечи на прадничном пироге, уже Сидней, поздравляя свою любимую жену, рассказал, что имя ее прславленного деда очень популярно в Китае, и скоро в Шанхае начнется строительство Центра Шолом-Алейхема, как вдруг из зала появился импозантный и решительный человек по имени Давид и преподнес Бел подарок – сборник сонетов «Любить и быть любимым», написанных его другом Нахумом Керен, не много ни мало троюродным братом нашей Бел, внуком Вевика Рабиновича, родного брата. Шолом-Алейхема. Это в его семье хранятся золотые часы, подаренные Вевику-перчаточнику от Шолома за.... . Но это уже другая история.

Заключительная часть столетнего юбилея Белочки прошла в ресторане на берегу океанского залива, где к поздравлениям присоединился крупный чин из турецкого посольства в Нью-Йорке. Случайно оказавшись за соседним столиком, он сперва ходил присматривался и прислушивался, потом не выдержал и, стоя рядом с Бел, произнес: «А когда же, наконец, придет та самая женщина, которой сто лет? Я хочу ее поздравить.» А потом, познакомившись с Бел, был ошеломлен тем, как она выглядит, сфотографировался с нами и обещал уже на следующий день отправить фото турецкому президенту.

Следующие после юбилея годы были для Бел Кауфман не менее интенсивными, чем уже минувшие: лекции, съемки, интервью, беседы. Не без труда мне удалсь договориться о встрече Бел с известным журналистом Геннадием Кацовым, зато в результате появилось интересное и содержательное видеоинтервью с Бел Кауфман в Энциклопедии Русской Америки», высокопрофессиональное и объективное. Позже Бел с удовольствием мне рассказывала, как хорошо все было подготовлено и организовано, о том, как приятно было отвечать на нестандартные вопросы незаурядного человека.            

В композиции Давида Степановского Белочке досталась роль мальчика Мотла. Прошло немного времени, и мальчик Мотл опять постучался в ее дверь. 10 мая 2014 года я в очередной раз поздравляла Бел с Днем рождения (Цветы по почте, слова – по Интернету) и приготовила для нее сюрприз:

«Дорогая Белочка!

Вот и пришел ваш долгожданный день рождения. Мы все ликуем с Вами. Зима закончилась со всеми ее невзгодами и огорчениям, а весна пришла - пора цветения, надежд, исполнения желаний. Так и должно быть у Вас. ведь не зря Ваш день рождения в мае.

Хочу сообщить вам радостную весть: замечательный израильский скрипач александр поволоцкий написал два либретто по мотивам "Стемпеню" и "Мальчик Мотл". Будут готовиться два музыкальных спектакля, автор музыки к ним - Александр Поволоцкий.

Зная о Вашем дне рождения, Александр прислал вам очень теплое поздравительное письмо. Я включаю это письмо в мой текст, чтобы вам не нужно было открывать дополнительные файлы:

Уважаемая госпожа  Бел  Кауфман!

От всего сердца поздравляю Вас с днем рождения и желаю выполнить традиционное пожелание еврейского народа – ДОЖИТЬ ДО 120 ЛЕТ В ПОЛНОМ ЗДРАВИИ И БЛАГОПОЛУЧИИ!!!

Произнося это пожелание, я преследую двойную цель.Во-первых, потому, что Вы являетесь украшением всей женской половины человечества!

А вторая цель (с этого места о себе поподробнее): я написал сценарий и музыку к мюзиклу «В поисках счастья»  по мотивам повести  «Мальчик Мотл» и других произведений Шолом Алейхема. В ближайшее десятилетие, я уверен, он будет поставлен в одном из театров на Бродвее, и мне очень хочется на премьере стоять на сцене рядом с Вами!

Я также написал музыкальный моно–спектакль, по мотивам романа «Стемпеню» -«Фантазия для скрипки и любви», в котором все повествование идет от лица Рохеле, навеянного ей звуками скрипки. Воспоминания переносят ее во времена ее молодости. 

Этот спектакль был переведен на идиш и с огромным успехом  показан на нескольких престижных международных театральных фестивалях.

На фоне моей музыки звучит последняя фраза Рохеле:  «Жизнь несется, словно поезд без остановки. И часто, часто, когда в небе зажигаются звезды, и выглядывает луна, мне кажется, что, как и тогда, много лет назад, под своим окном я слышу звуки скрипки  Стемпеню. В этих звуках стон измученной души, мольба о сострадании. Молитва, которую там, в небесах, должны услышать. Не могут не услышать!    
Играй же, Стемпеню, играй на скрипке!                                                                                
Играй, а мы послушаем…»

Дорогая Бел, не откажите мне во всех моих просьбах!

 Р.S. И еще, чуть не забыл, прослушайте, пожалуйста, мою музыку из финальной сцены  «Стемпеню».

С преклонением и обожанием: достаточно зрелый музыкант и скрипач, молодой композитор, и совсем ребенок, который делает первые шаги в написании либретто – артист Израильского Филармонического  оркестра под управлением Зубина Меты, АЛЕКСАНДР ПОВОЛОЦКИЙ. Тель–Авив  05.10. 2014 г.

 ================================================

ДОРОГАЯ БЕЛОЧКА - 

НЕ ЗНАЮ, СМОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПОСЛУШАТЬ ПРИСЛАННУЮ МУЗЫКУ, У МЕНЯ НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ.

НО УВИДЕТЬ АЛЕКСАНДРА И НАСЛАДИТЬСЯ ЕГО ЗАЖИГАТЕЛЬНЫМ ИСПОЛНЕНИЕМ - ЭТО ЛЕГКО: https://www.youtube.com/watch?v=3rPCQqUIY4U

ДУМАЮ, ЧТО ВАМ ПОНРАВИТСЯ. КОГДА СЛУШАЕШЬ ТАКОЙ ЧАРДАШ, СРАЗУ ХОЧЕТСЯ ТАНЦЕВАТЬ.

НАДЕЕМСЯ НА СКОРУЮ ВСТРЕЧУ. С УВАЖЕНИЕМ, ЛЮБОВЬЮ, НЕЖНОСТЬЮ И ТЕПЛОМ ВСЕХ НАШИХ СЕРДЕЦ, АННА.»

Я всегда писала Белочке большими буквами, так ей было легче читать. В ответном письме Бел поблагодарила и меня, и Александра, пожелала ему творческих успехов, обещала прийти на бродвейскую премьеру. 

Теперь уже не получится.

Всего пару недель назад мы говорили с Бел Кауфман о том, как это замечательно, что книги ее великого деда продолжают не только пользоваться успехом у читателей, но и вдохновляют людей творчества на создание картин, гобеленов, спектаклей и мюзиклов; о том, что когда-нибудь появится и музыкальный спектакль «Вверх по лестнице ведущей вниз». А почему бы и нет?

Ловлю себя на том, что пытаюсь примириться с мыслью, что теперь мне придется говорить с Белочкой только мысленно. Пережив уже немало потерь, я абсолютно точно знаю, что настоящая боль приходит позже, когда отдан последний долг, и можно наконец-то остаться наедине с собой, остановиться и оглянуться. Но сознание того, что память сердца, которая «сильней рассудка памяти печальной» остается с тобой навсегда, и что только от тебя зависит, чтобы воспоминания не канули в Лету, дает возможность сохранить силы, чтобы рассказать, какая прекрасная женщина ушла в Вечность. Мир Вам и покой, удивительная Бел Кауфман, дорогая Белочка.

© RUNYweb.com

Просмотров: 7263

Вставить в блог

Оценить материал

Отправить другу



Добавить комментарий

Введите символы, изображенные на картинке в поле слева.
 

0 комментариев

И Н Т Е Р В Ь Ю

НАЙТИ ДОКТОРА

Новостная лента

Все новости