-->
Пятница, 19 Апреля 2024

Оценить материал


Вставить в блог

Bookmark and Share

Лев Рубинштейн: «Никогда не ощущал себя не только «классиком», но и вообще сколь-нибудь общественно значимой фигурой»

4 Декабря, 2013, Беседовал Геннадий Кацов

Лев Рубинштейн – известный российский  поэт, литературный критик, публицист и эссеист.

Лев Рубинштейн – известный российский поэт, литературный критик, публицист и эссеист. Фото с сайта safmuseum.org

Лев Рубинштейн – известный российский  поэт, литературный критик, публицист и эссеист. Один из основоположников и лидеров московского концептуализма. Участник многих поэтических и музыкальных фестивалей, художественных выставок и акций. Бывший обозреватель «Итогов» и «Еженедельного журнала». Колумнист Стенгазеты.нет и Граней.ру. Лауреат литературной премии «НОС-2012».

В конце ноября Лев Рубинштейн побывал в Нью-Йорке в рамках тура по городам США.

Со Львом Рубинштейном, как мы выяснили во время его недавнего приезда в Нью-Йорк, мы знакомы, примерно, лет тридцать. Поэтому не буду вводить читателей в заблуждение, и перейду «на ты». 

Сегодня Всеволод Некрасов, Дмитрий Александрович Пригов, Лев Рубинштейн – классики современной русской литературы. В опубликованном в конце ноября списке российский интеллектуалов на Colta.ru ты на видном месте. Это и почетно, и обязывает. Легко ли быть классиком?
Никогда не ощущал себя не только «классиком», но и вообще сколь-нибудь общественно значимой фигурой. Я как автор и как социальная личность сформировался в годы, скажем так, глухого самиздата. Поэтому для меня категории успеха и успешности (или неуспешноси) до сих пор тесно связаны с одобрением или неодобрением небольшого количества конкретных людей. Со временем может меняться персональный и количественный состав этой «референтной группы», но эта ситуация остается неизменной. Всякие внешние проявления известности меня скорее забавляют, чем добавляют что-либо к моей самооценке.

Насколько важны для тебя публикации в Стенгазета.нет и Грани.ру? Иными словами, сколь значительное место занимает публицистика в том, что ты сегодня пишешь?
Так получилось, что сегодня публицистики я пишу значительно больше, чем широко понимаемой «лирики». Не думаю, что это случайно. Мне кажется, что мы живем в очень важное в социальном смысле время, когда от общественных процессов и событий абстрагироваться не только невозможно, но и неправильно. Именно там, в том, что происходит на улице или в умах людей, происходит сегодня самое главное. Так мне кажется по крайней мере.

Я всегда считал тебя поэтом, что называется, чистой пробы, поскольку если говорить о том, что поэзия – это все то, что теряется при переводе (идиомы, интонационный ряд, цитаты и намеки, понятные носителям языка, фрагменты и фразы из актуального языкового ряда, которые однозначно lost in translation – невозможно перевести), то все твои концепутальные тексты являются тому примером. Есть ли у литературного «московского романтического концептуализма» (по определению Б.Гройса) сегодня последователи среди двадцатилетних? Если есть, насколько они тебе интересны? Что нового и значительного сегодня происходит в русской словесности?
Как ни странно, последователей, по крайне таких, о которых бы знал, кажется, нет. Видимо мы умудрились собственной практикой обозначить все потенциальные возможности этого – не знаю, как сказать – течения, напрвления, школы … скорее – движения.

Ты отсутствовал в Москве 21 ноября, когда прошло скандально нашумевшее «Российское литературное собрание». Часть известных литераторов отказалась от этой встречи (Быков, Акунин, Лимонов). Могу подозревать, что ты был бы в их числе. Если «да», то почему?
Безусловно бы не пошел. И даже не из принципиальных соображений, хотя бы потому что там, насколько я знаю, присутствовали вполне мною уважаемые люди, а скорее – из гигиенических.

Евгений Евтушенко потребовал «воскресить» Союз писателей (http://lenta.ru/news/2013/11/27/evt/). Его статья опубликована в номере «Литературной газеты» 27 ноября. Известен рассказ С.Довлатова о том, как И.Бродский отреагировал на известие о том, что Евтушенко выступил против колхозов. «Если Евтушенко против, то я за», - сказал Бродский. Если Евтушенко за Союз писателей, то «за» или «против» Лев Рубинштейн?
Дело в Евтушенко. Мне в принципе этот Союз всегда казался советским колхозом. Он, кстати, и возник на волне всеобщей сталинской коллективизации. Я член Российского ПЕН-клуба, и этого мне вполне достаточно. Эта организация вполне современная с ясными целями и задачами, прежде всего правозащитными. Если бы возникло что-то вроде профсоюза, защищающие права и свободы творческих людей, я бы, возможно, туда вступил. Даже вместе с Евтушенко.

Лева, лет шесть назад я вел твой вечер в Бруклинской библиотеке, на прошлой неделе твой творческий вечер там же вел Алексей Цветков. У тебя здесь, в Нью-Йорке, есть своя, сложившаяся аудитория?
Трудно сказать. В этот раз я заметил в зале совсем молодых людей. Думаю, что шесть лет назад они были еще детьми. Так что аудитория меняется, и мне это, разумеется, приятно.

Ощутил ли ты в свой последний приезд, что Америка изменилась? Нью-Йорк изменился? 
Не ощутил. Потому что я, хотя и бывал в Америке какое-то количество раз, всегда бывал там слишком коротко, чтобы успеть заметить то, что может или не может существенно меняться. Я в очередной раз восхитился красотой Чикаго и Нью-Йорка. По крайней мере в этом смысле ничего не изменилось.

© RUNYweb.com

Просмотров: 7163

Вставить в блог

Оценить материал

Отправить другу



Добавить комментарий

Введите символы, изображенные на картинке в поле слева.
 

0 комментариев

И Н Т Е Р В Ь Ю

НАЙТИ ДОКТОРА

Новостная лента

Все новости