Оценить материал
Еще читать в этом разделе
- 10.07Риз Уизерспун написала книгу вместе с известным писателем
- 09.12Скрытый текст найден в легендарном манускрипте Войнича
- 08.07Нэнси Пелоси написала книгу, где рассказал об истоках ее вражды с Дональдом Трампом и штурме Капитолия
- 08.05«Человек, первым открывший Бродского Западу» – книга о Джордже Клайне, первом переводчике поэта на английский язык
- 07.04Вышел дебютный роман Киану Ривза, написанный в соавторстве с Чайной Мьевилем
Вышел в свет первый номер международного литературно-художественного альманаха «Новый Гильгамеш»
17 Января, 2017, Новостная служба RUNYweb
В свет вышел первый номер международного литературно-художественного альманаха «Новый Гильгамеш». Фото: Издательство Каяла
На небосклоне русскоязычной литературной периодики взошла новая звезда. В свет вышел первый номер международного литературно-художественного альманаха «Новый Гильгамеш», куда вошли подборки поэзии и малой прозы, а также философско-культурологическая эссеистика. Тексты предоставлены членами международного литературного объединения «Новый Гильгамеш», основанного в 2012 году, а также писателями и поэтами из Украины, России, США, Германии и других стран.
В первый номер альманаха, вышедшего в киевском издательстве «Каяла», вошли произведения четырех русско-американских поэтов – Геннадия Кацова (Нью-Йорк), Марины Гарбер (Лас-Вегас), Ирины Машинской (Нью-Йорк), Гари Лайта (Чикаго). В номер также вошли стихи директора издательства «Каяла» Татьяны Ретивовой – гражданки США, в данный момент проживающей в Киеве.
Авторы альманаха живут в разных городах и странах: Нью-Йорке и Киеве, Москве и Афинах, карпатском Косове и Коктебеле, в Австралии и Германии. Произведения публикуются, в основном, на русском языке, но есть тексты и на украинском. В первом номере опубликованы также стихи гуцульского поэта и исследователя гуцульского диалекта Василя Шкургана.
Основная объединяющая тема – интерес его участников к первобытным и древним культурам, и интеграции их элементов в современный литературно-философский дискурс. Исходя из этого, название альманаха носит имя героя шумерского «Эпоса о Гильгамеше» – древнейшего произведения мировой литературы.
Гильгамеш – царь (лугаль) шумерского города Урука – первый литературный герой, прообраз Геракла, Одиссея и многих последующих героев. В эпосе о Гильгамеше впервые появляются сюжеты, остающиеся по сей день неисчерпаемыми: путешествие, борьба с чудовищем, схождение в царство мертвых, поиск бессмертия. Ещё гуляют по лесным чащам первобытные люди, а Гильгамеш уже возводит первые городские стены. При этом Гильгамеш не похож на всепобеждающих и бессмертных богов – он хоть и «все познавший», но страдающий и смертный человек. Он спустился в Ад в поисках цветка бессмертия, но проиграл и не смог воскресить возлюбленного друга Энкиду. И он достойно принял участь смертного, как некий провозвестник грядущей Стои и экзистенциалистов.
Литература велика и многообразна, но есть в ней направление – «неоархаика», которое и легло в основу «Нового Гильгамеша». Неоархаика – не подражание древним текстам, а способность апеллировать к первообразам-архетипам, гнездящимся в подсознании и в области коллективного бессознательного, и воссоздавать элементы мифа как инструмент самопознания.
Мирча Элиаде писал о желании древнего человека уйти из профанного времени в сакральное, и таким образом обрести бессмертие; об отсутствии прогресса в истории, вечном возвращении. После катастроф ХХ века, продолжающихся в веке XXI, современный человек старается переосмыслить устоявшиеся мировоззренческие позиции. И на гегелевском диалектическом новом витке, в своих духовных поисках возвращается к хорошо забытому старому.
В 2012 году в Коктебеле появился «Новый Гильгамеш». Четыре года он существовал в Фэйсбуке, как страничка международного литературного объединения. Там публиковались тексты, связанные с первобытным искусством, историей, культурологией. В прежнем коктебельском составе альманах не воплотился – энтузиазм членов постепенно иссяк и они отошли от детища, оставшись отцами-основателями.
Воплощение своё альманах получил в Киеве. Сначала идея обсуждалась с киевским художником Николаем Сологубовым, у которого уже имелся опыт издания литературного журнала в 90-е годы. Он познакомил главного редактора Андрея Гущина (литературный псевдоним Андрея Кузьмичева) с кружком писателей, собиравшихся на литературные чтения в Доме-музее М. Булгакова. Это – Елена Малишевская, Алексей Никитин, Александр Морозов. Окончательно идея альманаха оформилась после её обсуждения с Еленой Мордовиной и Борисом Марковским, редакторами журнала «Крещатик», чей опыт и связи помогли сформировать пул авторов, выходящий далеко за рамки первоначального замысла.
Отдельно нужно сказать о том, что гротескный, раёшный посыл, изначально положивший начало альманаху, реинкарнировался под видом авангардного раздела «Ность». «Ность» произошла от «Ю-ности», но постепенно участники расширили значение этого названия. Все весёлое и авангардное, выходящее за рамки мейнстрима, находит своё место в этом разделе.
© RUNYweb.com
Добавить комментарий
0 комментариев