Оценить материал
Еще читать в этом разделе
- 11.30Средневековье — двигатель витражного прогресса. Витражи Чарльза Джея Конника
- 11.21Национальную книжную премию США получил Персиваль Эверетт, переписавший «Приключения Гекльберри Финна»
- 11.15Билл Клинтон выпустил книгу мемуаров 'Citizen', где прокомментировал свой роман с Моникой Левински
- 10.22Мемуары Алексея Навального опубликованы американским издательством Knopf
- 10.08Вышли в свет мемуары Мелании Трамп: о выборах, обысках и покушении на мужа
Открытие литературно-музыкальных Русских сезонов в нью-йоркском музее Рериха прошло при полном аншлаге
14 Октября, 2016, Новостная служба RUNYweb
Писатель и журналист Александр Генис на открытии литератературно-музыкальных сезонов в нью-йоркском музее Николая Рериха 13 октября 2016 г. Фото: KRiK Publishing House
В манхэттенском музее Николая Рериха 13 октября прошел, с ожидаемым аншлагом, первый литературно-музыкальный салон «КриК», заявленный в рамках проекта американского издательства KRiK Publishing House под общим названием «Русские сезоны в музее Николая Рериха».
Аншлаг было несложно предсказать по нескольким причинам.
Прежде всего, состав участников – известный, любимый многими писатель, радиожурналист Александр Генис, о последней, недавно вышедшей книге воспоминаний которого «Обратный адрес» столько сегодня в масс-медиа говорят; Юлиан Милкис, мировая знаменитость и активно гастролирующий по миру кларнетист, единственный ученик Бенни Гудмена; и Александр Избицер, пианист-виртуоз, эссеист, самый популярный, пожалуй, в «русском Нью-Йорке» исполнитель как классической музыки, так и русских романсов на протяжение последних полутора десятка лет.
Еще одна причина такого интереса к этому вечеру – сама идея, обозначенная как «Русские сезоны в музее Николая Рериха». Безусловно, здесь привлекает и музей, о котором многие ньюйоркцы знают, но еще больше – даже не догадывались, и перспектива проведения в нем каждый второй четверг месяца «русского литературно-музыкального салона», о чем можно было только мечтать. Ведь на Манхэттене, при почти дюжине ресторанов русской кухни и массе возможностей распития в известном национальном духе, нет ни одного места, где бы периодически могли встречаться люди, которые продолжают интересоваться современной русской культурой.
Один из организаторов проекта, поэт, писатель и журналист Геннадий Кацов на открытии литератературно-музыкальных сезонов в нью-йоркском музее Николая Рериха 13 октября 2016 г. Фото: KRiK Publishing House
Со времен кафе Anyway на Нижнем Ист-Сайде, ставшем в середине 1990-х русским (прошу не путать с российским) культурным центром, ничего в этом плане не появилось на Манхэттене и в его окрестностях, а ведь прошло уже больше двадцати лет. Получается, что кроме нескольких ресторанов, в 2016 году русскоязычным литераторам в Нью-Йорке выступить негде, и то, что музей Рериха гостеприимно раскрыл для них свои двери, можно без оговорок воспринимать, как чудо.
Вечер открыл писатель и журналист Геннадий Кацов. Он кратко остановился на идее проекта «Русских сезонов», и как один из его создателей, поделился инсайдерской информацией: планируется провести в сезоне 2016-2017 годов девять таких вечеров, вплоть до июня 2017 года. Вечера будут проходить каждый второй четверг месяца, на следующем, 10 ноября, выступят поэт Владимир Гандельсман и музыканты Елена Перес (скрипка) с пианистами Александром Избицером и Адамом Кентом. Программа «Русских сезонов» уже составлена, отметил ведущий вечера, и нас впереди ждет немало прекрасного и запоминающегося.
Он отметил одну важную деталь. Говоря об идее и значении «Русских сезонов», Геннадий Кацов сказал, что несмотря на отнюдь не идиллические отношения сегодня между Россией и США, и даже в силу того, интерес к современной русской культуре и языку в Америке высок. В чем-то это напоминает ситуацию времен Холодной войны, когда наблюдался необычайный рост числа тех, кто изучал русский язык, историю и культуру России, становился славистами и кремленологами.
Также, следует учесть, что в РФ к своему, времен СССР, вернулась политическая и эстетическая цензуры, все больше литераторов первого ряда покидают страну, выезжая на Запад на ПМЖ, и можно прогнозировать, что подобные вечера, открытие новых возможностей для литераторов приобретают актуальное, политическое и историческое значение.
Один из организаторов проекта, поэт, писатель и журналист Геннадий Кацов на открытии литератературно-музыкальных сезонов в нью-йоркском музее Николая Рериха 13 октября 2016 г. Фото: KRiK Publishing House
Воспользовавшись тем, что рядом находился Александр Генис, ведущий вечера привел цитату из одного из интервью с А.Генисом, которая иллюстрирует отмеченное выше наблюдение:
«... Это формула эмигрантской жизни. Как только в России становится свободнее, все перебирается в метрополию. Поэтому эмигрантская словесность, издательская деятельность, журналы, газеты – все становится беднее; иссыхает, ведь все перетекает в Россию.
Но когда в Кремле опять начинают зажимать гайки и давление усиливается, свободное слово выдавливается обратно, в литературу в изгнании.
Эта печальная история, которая повторялась на протяжении ХХ века, перешла и в XXI. Сегодня я с ужасом наблюдаю, как в России становится все меньше свободных органов печати, как давят свободное слово. Это, конечно, несчастье, но оно обернется следующим расцветом эмигрантской литературы.
Новым фактором тут является огромная диаспора ближнего зарубежья: нас ведь было все-таки очень мало, – несколько сот тысяч человек в Америке, еще меньше в других странах — а сейчас уже миллионы русских людей живут за пределами России, и я представляю, как в ближайшее время, если не изменится ситуация в стране, возникнут новые русские культурные центры.
Например, в Прибалтике, где уже сейчас, скажем, в Латвии действует информационный культурный центр «Медуза». Нечто подобное существует в Украине, альтернативная культура возникает по всему русскому зарубежью. Это печальная, но неизбежная примета русской истории и русской культуры…»
Кларнетист Юлиан Милкис на открытии литератературно-музыкальных сезонов в нью-йоркском музее Николая Рериха 13 октября 2016 г. Фото: KRiK Publishing House
Зрительный зал был переполнен: собралось почти двести человек. В возрасте до 30-ти – пятая часть, примерно. Больше на подобных мероприятиях и в Москве не бывает. Надо учитывать русско-американскую особенность: те, кому 20-25-ть, говорят, в подавляющем большинстве, по-английски, а эти вечера заявлены исключительно, как «русские». Правда, если вчера пришло человек под двести (к сожалению, часть стояла в проходах и сидела на лестнице, а какая-то часть даже до лестницы не добралась, прийдя часам к семи), то в Москве собирается на литературные чтения зрителей 20-30, а при 50-ти считается аншлаг. За редкими исключениями. Так что произошедшее вчера в музее Рериха – безусловно, удача.
Александр Генис отметил: «Я никогда еще не выступал в таких роскошных декорациях. Спасибо Рериху!» Свое выступление он начал с воспоминаний детства и юности, с трепетного отношения к наследию Николая и Святослава Рерихов в Риге, откуда Генис родом. Прибыв в США (16 октября – ровно 39 лет назад), Генис регулярно посещал манхэттенский музей Николая Рериха, проводил в этой уникальной эзотерической атмосфере, среди картин Рериха, многие часы. Так что, выступление 13 октября в судьбе Гениса неслучайно.
Александр Генис зачитал главы из своей новой, уже нашумевшей книги воспоминаний «Обратный адрес». Зал очень живо, нередко бурно реагировал: прежде всего, текст замечательный, мудрый и ироничный одновременно, грустный и смешной; и, безусловно, встречало понимание упоминание имен Бродского, Лосева, Довлатова, Вайля, Парамонова, и многих других известных имен и литперсонажей, с которыми Александр Генис разделил свою судьбу. В конце вечера он ответил на вопросы зрителей. В этой части было сказано немало курьезного, парадоксального, автобиографического, афористичного, с глубоким смыслом. А на вопрос из зала: «Пробовал по рецептам вашей с Вайлем книги «Русская кухня в изгнании» что-то приготовить, но ничего путного не вышло. Почему?» – Генис ответил, что по этим же рецептам готовит дома, жена его Ира даже понятия не имеет, где на кухне соль, и десятилетиями делит с мужем трапезу – с удовольствием и без претензий.
Пианист Александр Избицер на открытии литератературно-музыкальных сезонов в нью-йоркском музее Николая Рериха 13 октября 2016 г. Фото Захара Левентула (Нью-Йорк)
В первом и втором отделениях рассказы Гениса прерывались музыкальными сюжетами: всемирно известный кларнетист Юлиан Милкис и пианист-виртуоз Александр Избицер дуэтом сыграли избранные части из 55-минутного произведения Гии Канчели «Миниатюры для кларнета и фортепиано – музыка театра и кино». Это произведение никогда раньше не исполнялось в Нью-Йорке. Как сказал Милкис во вступительном слове, музыка Гии Канчели – огромная радость для слушателя, и его, исполнителя, делает лучше и чище душой.
Настроение в зале было дружелюбным и расслабленным. Надо сказать, что проведение девяти таких вечеров «Русских сезонов в музее Николая Рериха», с октября по июнь включительно, – не только яркое, но и знаковое событие, как в истории русско-американской общины, так и для общекультурного фона Нью-Йорка.
Так что, первые впечатления от вечера – это впечатления, лежащие на поверхности, что называется, «по горячему». Время покажет значимость «Русских сезонов в музее Николая Рериха», и рассудит, и все расставит по своим местам.
Проект осуществляется при информационной поддержке телеканала RTN WMNB и новостного портала RUNYweb.com
Открытие литературно-музыкальных Русских сезонов в нью-йоркском музее Рериха прошло при полном аншлаге. Фото: KRiK Publishing House
© RUNYweb.com
Добавить комментарий
0 комментариев